Найти тему
Живопись

«Охотники за искусством»: коллекционер Сигизмунд Натанович Валк

В коллекции живописи Сигизмунда Натановича Валка было около сотни картин. Не так уж и много, если учитывать любовь великого историка к отечественному изобразительному искусству, на собирание которого он тратил все те средства, что не шли на приобретение книг. Но не так уж и мало, если брать в расчёт тонкий вкус и ту придирчивую тщательность, с которой легендарный энциклопедист подыскивал картины для своего собрания.
Коллекционер Сигизмунд Натанович Валк
Коллекционер Сигизмунд Натанович Валк

Сегодня профессора Валка помнят как выдающегося археографа, чья жизнь была целиком посвящена науке. Как человека необычайно интеллигентного, скромного до стеснительности и совершенно неприспособленного к решению житейских проблем и бытовых затруднений.

Константин Сомов, «Пейзаж с радугой», 1919
Константин Сомов, «Пейзаж с радугой», 1919

Вот только всё менялось, стоило ему переступить порог Ленинградского института истории. В стенах учебного заведения профессор превращался в острого на язык и скорого на «интеллектуальную расправу» эксперта. Становился Тем Самым Валком, который учил своих студентов не заучивать, а учиться. Анализировать, подвергать сомнению, строить самостоятельные умозаключения, и лишь затем являться на экзамен. Или даже прямиком в гости к строгому, но вместе с тем открытому для общения педагогу, с которым за чашкой чая можно было обсудить любую волновавшую тему.

Николай Сапунов, «Маскарад», 1906
Николай Сапунов, «Маскарад», 1906

Нечто подобное происходило с мягким и интеллигентным Сигизмундом Натановичем, когда речь заходила о приобретении картин. Любая артель «коммунальщиков» могла буквально вить из него верёвки, выставляя любые условия и цены на свою работу.

Николай Рерих, «Варяжский путь», 1907
Николай Рерих, «Варяжский путь», 1907

Зато в деле охоты на шедевры тех же «мирискусников» обмануть этого умудрённого опытом эксперта, обладавшего безошибочным чувством прекрасного, было решительно невозможно. Профессор был настолько далёк от мирской суеты, что буквально раздавал свои деньги тем, кто — по его мнению — нуждался в них больше его самого. Однако, ввести его в заблуждение касательно истинной ценности того или иного полотна было занятием совершенно неблагодарным.

Кузьма Петров-Водкин, «Автопортрет», 1907
Кузьма Петров-Водкин, «Автопортрет», 1907

Предчувствуя скорый уход в лучший мир, он оставил коллекцию на попечение своей жившей по соседству ученице. Увы: никого ближе и роднее у старого профессора, которого любили и ценили тысячи ленинградцев, к закату жизни уже не осталось.

🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи.