Найти в Дзене

Секреты Спящей красавицы

"Сказка - ложь, да в ней намек...", - помните такую присказку? Что скрывает и на что намекает всем известная и всеми любимая сказка о Спящей красавице.

Сегодня наиболее популярной версией "Спящей красавицы" является одноименная сказка Шарля Перро, которая была написана и вышла в свет в январе 1697 года в сборнике "Сказки матушки Гусыни".

Согласно сюжету, у короля с королевой рождается долгожданный ребенок. На крестины принцессы зовут множество знатных гостей, в том числе и несколько фей. Вот только одну из них пригласить забывают, ввиду ее старости, злобного нрава и отдаленности места жительства. Раздосадованная таким пренебрежением к ее персоне, фея является на крестины принцессы незваной и, в качестве подарка, предрекает царской дочери гибель в шестнадцать лет - она уколет руку веретеном и умрет.

Спящая красавица. Джон Кольер.
Спящая красавица. Джон Кольер.

Услышав такое пророчество, все впадают в отчаяние, но добрая фея, которая еще не дарила своего подарка, пытается исправить ситуацию и заявляет:

Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдет,
И царевна оживет;
Это строки из сказки "Спящая царевна" Василия Жуковского, но от канонической сказки Шарля Перро они отличаются разве что поэтической формой изложения и продолжительностью сна. Перро был более гуманен и ограничился сотней лет.

Спящая Красавица. Генри Мэйнелл Рим.
Спящая Красавица. Генри Мэйнелл Рим.

Сразу же после праздника король приказывает уничтожить все ткацкие принадлежности в королевстве в надежде на то, что это спасет его дочь от пророчества злой колдуньи, Но, разумеется, это не помогает. В день своего шестнадцатилетия красавица принцесса забредает в отдаленную башню замка, где находит старуху с веретеном в руках. Заинтересованная необычным предметом, девушка просит посмотреть веретено, ранит палец и тут же засыпает.

Прослышав о том, что предсказание все таки сбылось, добрая фея погружает весь замок в сон, чтобы красавица не осталась без свиты, когда пробудится через сотню лет. Вскоре вся местность зарастает непролазными зарослями, и только принцу спустя предсказанный век удается проникнуть в замок, поцеловать принцессу и разбудить ее.

Спящая красавица. Виктор Габриэль Жильбер.
Спящая красавица. Виктор Габриэль Жильбер.

Сюжет своей сказки знаменитый французский сказочник не изобрел, а, как и в большинстве других случаев, удачно позаимствовал у народа.

Вот только в народных версиях этой сказки принц, нашедший спящей прекрасную принцессу, поцелуем свое знакомство с ней не ограничивает. И принцесса просыпается отнюдь не от поцелуя, а от крика голодного новорожденного дитяти, которого она родила спустя девять месяцев после знакомства с принцем.

Спящая красавица. Уолтер Крейн.
Спящая красавица. Уолтер Крейн.

Красавица отправляется на поиски отца ребенка, которому не без препятствий доказывает, что ребенок именно его. И только после этого следует традиционная свадьба, нередко совмещаемая с казнью уже имевшейся у принца жены.

Несмотря на известную свободу нравов при дворе Людовика XIV, допустить такую фривольность в своей сказке Шарль Перро не мог. Так вместо неурочного деторождения в сказке появляется пробуждающий поцелуй, который впоследствии войдет в сказочный обиход под именем "Поцелуя Истинной Любви".

Более подробно об истории сказочного поцелуя можно прочитать тут.

Интересно, что во всех народных версиях сказки о "Спящей красавице" принцесса засыпает в одиночестве, тогда как ее родители и подданные продолжают жить самой обычной жизнью. Таким образом, принц заполучает себе в жены не только красавицу, но и круглую сироту. Этой же сюжетной линии придерживается и Шарль Перро, в сказке которого фея погрузила в сон весь замок, но не короля с королевой, у которых "были неотложные дела, которые не могли ждать целый век".

Самыми гуманными в этом смысле оказались Братья Гримм, которые в своей сказке "Принцесса Шиповничек" (так в трактовке братьев - сказочников называется сказка о Спящей красавице), погрузили в зачарованный сон не только принцессу и замок, но и короля с королевой, которым не пришлось расставаться с любимой дочерью.

Иллюстрация Надежды Илларионовой к сказке о Спящей красавице.
Иллюстрация Надежды Илларионовой к сказке о Спящей красавице.

Конечно, в любой сказке должна быть мораль. Для того, чтобы великосветские дамы и господа (а Шарль Перро писал свои сказки именно для благородных дам и кавалеров, а отнюдь не для их детишек) не обременяли себя поиском скрытого смысла, французский сказочник снабдил все свои сказки моралью. Для "Спящей красавицы" она выглядит так:

Немножко обождать,
Чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет,
В постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать...

Таким образом, даже сам автор признает, что его сказка - это в определенном смысле сатира на чересчур разборчивых красавиц.

Спящая красавица. Эдвард Фредерик Брютнолл.
Спящая красавица. Эдвард Фредерик Брютнолл.

Но большинство современных историков уверено, что очевидной моралью сатира в сказке не ограничена и у сюжета есть второе дно.

Все дело в том, что как раз в XVII веке мода на полнотелых и пышных красавиц, которые явно не ограничивали себя в гурманских пристрастиях, начала клониться к закату. На смену пышным телам начали приходить стройность и изящество, и в лексиконе благородных девиц появилось такое слово как "диета". И одной из лучших диет считался сон.

Иллюстрация Анны Ивонн Гилберт к сказке о Спящей красавице.
Иллюстрация Анны Ивонн Гилберт к сказке о Спящей красавице.

Истину о том, что, для того, чтобы похудеть, нужно меньше есть, уже во времена Перро никто не подвергал сомнению. Поскольку во сне есть не возможно (ну или во всяком случае очень проблематично), то для стройности всего то и нужно - побольше спать. Так рассуждали галантные красавицы.

Вот только не возможно себя заставить спять по двадцать часов в сутки (с небольшим перерывом на бал), в связи с чем активно стали применяться снотворные микстуры, прописываемые по поводу и без. Подсевшие на "диетическое" средство красотки, сонно дремали даже на балах. Этих то роковых красавиц и увековечил в своей сказке Шарль Перро.

В заключение хочется добавить, что, несмотря на то, что даже литературная версия сказки о Спящей красавице насчитывает уже без малого пол тысячелетия, в живописи это один из самых однородных образов.

Сказка всегда была популярна, ее иллюстрировали многие именитые и безымянные художники, но, глядя на эти картины, зачастую создается впечатление, что позировала для них одна и та же девушка. Спящие красавицы разных эпох похожи друг на друга как сестры. Случайно ли это, или Шарлю Перро удалось создать, а художникам запечатлеть не девушку и не персонаж, а некий архетип женской пассивности ... Мы не знаем.

Спящая красавица. Джозеф Эдвард Саутхолл.
Спящая красавица. Джозеф Эдвард Саутхолл.

Сказки
3041 интересуется