В СССР существовала своя мода, и были манекенщицы. Можно вспомнить фильм «Бриллиантовая рука», где Геша Козодоев демонстрировал одежду. Жаль, что брюки у него так и не превратились в элегантные шорты.
В предложении про Геннадия я всё правильно написала: «Демонстрировал одежду». Именно такая была профессия: демонстратор одежды, а не модель. И занимались люди именно этим: выходили на подиум и показывали, чего там хорошего и интересного нашили наши отечественные модельеры.
В заголовке я обозначила, что у некоторых девушек не было шансов попасть в демонстраторы одежды. У каких именно – об этом речь еще пойдет в статье. Пока же, я бы хотела немного рассказать о профессии и её особенностях.
Зарождение
Здесь буду ссылаться на авторитета и уважаемого мною человека с регалиями:
· искусствовед;
· театральный художник;
· телеведущий;
· почетный член Российской академии художеств;
· историк моды.
Всё это – Александр Васильев.
Эксперт говорит, что профессия манекенщицы в СССР зародилась в 1944 году, а рассвет пришел на 60 – 80-е годы прошлого века.
Не смею спорить, да и не вижу оснований. Полностью согласна.
Особенности специальности
Здесь нужно сравнивать с сегодняшней ситуацией:
1. Сейчас модели зарабатывают много, снимаются в рекламных роликах, участвуют в разных шоу. Раньше демонстраторы одежды, в основном, выходили на подиум и редко как еще были задействованы. Получали мало – как уборщица. Примерно. Конечно же, в разные времена была своя зарплата.
2. Сейчас модели – это молодые девушки со стройной фигурой. Есть «плюс сайз», но это немного другое. Раньше в демонстраторы одежды брали девушек с размером одежды от 44 до 48. Как правило. Были и другие. Возраст тоже не особо имел значения.
Всё дело в позиции государства. В Советском Союзе жили молодые и пожилые, стройные и пухленькие. И всем хотелось одеваться модно. Насколько эту потребность удовлетворяли советские модельеры – вопрос. Но дело не в этом. Важно, что на подиум вполне могла выйти женщина за 40 не с самой стройной фигурой.
Мне кажется, это правильный подход. Незачем навязывать какие-то стандарты, идеалы. Красивым может быть и человек с лишним весом, например.
3. Объединяет тогдашних и нынешних моделей, пожалуй, высокая работоспособность. Советские демонстраторы одежды могли пробыть на ногах 10 часов в сутки.
4. Еще одно сходство: на моделей не учили. Девушки и женщины приходили из разных сфер: студентки театральных ВУЗов, продавцы одежды и так далее.
Вспомню Елену Суховерхову, которая была артисткой цирка, но получила травму, завершила карьеру. Далее, она стала работать в модельной сфере.
Вспомним еще некоторые фамилии и имена.
Советская мода в лицах
В 1944 году открылся Общественный дом моделей на Кузнецком мосту в Москве. Настоящей звездой стала Валентина Яшина, которой было 18 лет. Внешность девушки была северной:
· голубые глаза со льдом;
· лицо с холодностью – без страстей.
У девушки было много поклонников. Можно сказать, что работа демонстратора одежды все же была престижной, хоть и оплачивалась не очень высоко. Все же свою порцию славы девушки и женщины получали.
Валентина Яшина выходила на подиум до 65 лет. По её фигуре шили платье для другой Валентины – Терешковой – космонавта и женщины-депутата, которая агитировала за повышение пенсионного возраста. А еще, Яшина была похожа еще на одну Валентину – Серову – известную актрису.
В 80-х годах блистала манекенщица Татьяна Савченко. Она, кстати, как-то раз вспоминало про открытие Домов моделей в разных городах страны: Ленинград, Свердловск, Киев, Одесса.
Савченко рассказывала, что сложнее всего было попасть в одесский дом, потому что там было всего 6 штатных единиц. А в Одессе мечтали работать девушки. Климат хороший.
Кого отбраковывали
Не случайно я немного остановилась на внешности Валентины Яшиной. Именно такие манекенщицы были нужны: красивые, но не яркие, без намека на страсть. Демонстратор одежды, по мнению советских чиновников, должен был привлекать внимание именно к нарядам, а не к своей персоне.
Поэтому не было шансов у красавиц, которые напоминали западных актрис. На работу манекенщицами брали девушек, которые гармонично смотрелись в образе «советская работница».