В конце XVIII века фехтовальный бой (именно бой) выстраивался исключительно от обороны. На это прямо указывала стойка в пешем фехтовании, при которой вес тела переносился на "заднюю" ногу, оружие чаще всего удерживалось в т.н. "подвешенной" защите, а "передняя" нога выставлялась вперед, играя роль своеобразной приманки. Ровно также - из защитной позиции - выполнялись и все атаки в конном фехтовании. При этом и в пешем и в конном фехтовании после выполнения атаки, или защиты, или того и другого предписывалось снова возвращаться в "глухую" оборону.
Смысл этого был прост: любое, даже незначительное, ранение могло вывести бойца из строя, а, учитывая, что бой это не Олимпийские игры и даже не дуэль, добивающий удар и, так сказать, конец "фехтовальной карьеры" были неизбежны.
Более того, в силу развития медицины в те времена, точнее, в силу ее неразвитости, все тоже легкое ранение могло обернуться крупными и тоже фатальными неприятностями: как представляется, слухи об отравленных клинках и стрелах чаще всего обязаны банальному сепсису, весьма вероятному в полевых условиях.
За примером далеко ходить не надо: князь Чарторыйский, весьма богатый польский шляхтич, умер именно от него при осаде Пскова поляками Стефана Батория в 1581 году:
"Сегодня умер князь Чарторыйский, молодой человек, приехавший из-под Старицы с п. Трокским. Три дня тому назад споткнулась и упала под ним лошадь; сабля его выпала из ножен и при падении ранила его в ногу: сабля эта была напитана ядом, отчего в ране быстро распространился адский огонь, врача же имел худого, который не мог ему помочь".
Но к середине XIX века схватки на длинноклинковом оружии стали случаться все реже и реже, дуэли постепенно превратились в безобидные, чуть ли не дружеские ритуалы, появились сугубо спортивные поединки "на очки", и изменилась фехтовальная стойка - вес тела стал распределяться на обе ноги, а оружие из такой неудобной "подвешенной" защиты (действительно, нагрузка на руку весьма приличная), стало держаться более удобным способом.
Однако, дальше всех в этом превращении боевого фехтования в спортивное состязание пошли "Правила для обучения фехтованию в кавалерии", утвержденные для Русской императорской армии в 1861 году. В этом в целом вполне стандартном для Европы фехтовальном пособии давался сколь уникальный, столь и сомнительный совет. Давался он для боя верховых, но, полагаю, вполне мог быть доступен и для пеших:
"Если оба фехтующие равно искусны, и бой долгое время остается нерешенным, можно, конечно, для окончания его выждать, когда противник будет наносить незначительный какой-нибудь удар (например, по ноге) и, оставив этот удар без внимания (не отбивая его), самому нанести решительный какой-нибудь удар (например, укол в грудь)".
Здесь следует отметить, что, по роду своих научных интересов, я собрал довольно приличную библиотеку европейских фехтовальных пособий для обучения офицеров и солдат на период XVIII - XX века на разных языках, но ни в одном из них не встретил подобной рекомендации.
Прием этот предлагался, конечно, в качестве исключения, указывалось, что
"к таким мерам можно, однако, прибегать только в крайности, когда все другие средства разбить неприятеля будут истощены",
однако, учитывая, что схватка один на один (да еще весьма затянувшаяся) в кавалерийском бою - редчайший случай, а раненый, даже если забыть о состоянии медицины, обременяет свое подразделение (да и армию в целом) гораздо больше, чем убитый, и ровно также выбывает из строя, возникает стойкое ощущение, что совет этот дал либо тот, кому однажды сильно повезло, либо тот, кто сражался сугубо на деревянном оружии.
В этом смысле контрастом смотрится фраза, сказанная английским учителем фехтования конца XIX века Дж. Уэйтом (перевод мой):
"Вы должны помнить, что в реальном бою сабля имеет острые острие и лезвие, а также то, что даже легкое прикосновение приведет к тому, что вы будете выведены из строя. Обоюдный удар для вас также плох, как если бы вы сами перерезали себе горло, потому что вы почти наверняка будете более или менее тяжело ранены, а ваши шансы на спасение будут невелики. Вы должны таким образом всегда стремиться хорошо защищать свои атаки и никогда не отвечать, если не можете избежать удара путем уклонения. Вы никогда не должны наносить удар, после того, как получили удар, так как очень сомнительно, что вы могли бы это сделать в реальном бою".
Очень хотелось бы знать, применил ли кто-нибудь из русских кавалеристов этот совет неизвестного автора "Правил для обучения фехтованию в кавалерии"...
Как учили фехтовать шашкой казаков, можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!