Приветствую уважаемые читатели. Недавно я взялся за написание цикла статей, посвященных конфликту Аргентины и Великобритании.
Тому есть несколько причин, не буду на них останавливаться, оговорюсь только, что когда-то, около двадцати лет назад меня эта тема коснулась, можно сказать лично. Коснулась именно с аргентинской стороны, отчего я, ранее относившийся к этому конфликту поверхностно – вроде как «ну было оно и было, нас не касается, к тому же очень далеко» стал интересоваться этим вопросом, перечитал много литературы и посмотрел немало документальных и художественных фильмов (как британских, так и аргентинских).
Сегодня, 25 мая, я по прежнему болен коронавирусом, хотя состояние уже более менее, нахожусь на карантине.
Кроме того - 25 мая один из главных государственных праздников Аргентины – День Нации, или День Майской Революции – 25 DE MAYO, DIA DE LA REVOLCION DE MAYO ARGENTINA. Это дата посвящена событиям 25 мая 1810 года когда жители Буэнос-Айреса вышли на улицы против принятого днем ранее решения Муниципального Совета Буэнос-Айреса провозгласившего бывшего вице-короля Бальтасара Идальго де Киснероса – испанского ставленника, временным президентом и главнокомандующим вооруженными силами. Давление народа вынудило Киснероса отказаться от власти и в будущей Аргентине сформировалось первое местное независимое от Испании правительство – Первая Хунта во главе с полковником Корнелио Сааведра.
И в этот день 39 лет назад, в 1982 году боевые самолеты аргентинских ВВС и ВМС отметились серьезными успехами. Подчеркну, что именно боевые пилоты аргентинской авиации и флота проявили себя наиболее ярко в этой войне, хотя понесли катастрофические потери.
После гибели двух значимых кораблей с обеих сторон – аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» и британского эсминца «Шеффилд» противники были вынуждены ослабить накал боевых действий – тому виной был шторм, разыгравшийся над всей территории Фолклендских островов и окружающих вод. Британцы ограничили активность своих кораблей, аргентинцы отменили запланированные вылеты боевой авиации, до улучшения погодных условий.
5 мая бои над водой снова завязались и наращивали интенсивность, хотя временами были спады из-за ухудшающейся погоды – туманов и штормов. Параллельно шли мирные переговоры, страны посредники - США, Перу, Бразилия и др. пытались усадить противников в кресла и выработать мирное решение, опасаясь скатывания локального конфликта в широкомасштабную войну.
Не буду подробно останавливаться на боевых столкновениях аргентинцев и британцев в период с 6 по 24 мая. Этому будет посвящена отдельная статья. Отмечу, что за это время британским кораблям, несмотря на активные действия аргентинской боевой авиации ВВС и ВМС, в итоге удалось пройти в Фолклендский пролив и приступить к основной цели - 20 мая 1982 года началась операция "Сатон" - высадка на Восточный Фолкленд.
Обе стороны несли потери. Британцы постоянными обстрелами позиций аргентинских войск на островах сумели измотать противника и нанесли серьезный урон, каждую неделю с авиабазы "Мальвинские острова" что на Восточном Фолкленде, вылетали транспортники на континент с раненными аргентинскими солдатами и офицерами. Несколько десятков аргентинских моряков, с транспортных судов и патрульных катеров погибли от обстрелов британских самолетов и вертолетов.
Аргентинцы старались не отставать. По мере возможности боевые самолеты ВВС и ВМС совершали рейды к островам, но столкнувшись с рядом технических ограничений и погодных условий не могли использовать свое преимущество в авиации в полной мере.
Тем не менее несколько чувствительных ударов британцам им удалось нанести. Были атакованы и поражены британские корабли - эсминец «Энтрим», фрегаты «Аргонот», «Ардент» (последний был уничтожен с большими потерями для экипажа) «Антилоуп». Но об этом, как я уже писал будет отдельная статья.
В ночь 24–25 мая обе стороны были в режиме напряженного ожидания.
Этот праздник очень значим для аргентинцев, потому британское командование ожидало чего-то вроде массового нападения аргентинских боевых самолетов, случившегося накануне - 21 мая аргентинцы провели 15 атак на британские корабли (65 вылетов 58 самолетами), правда потери аргентинских пилотов оказались большими. 24 мая в атаках на британцев участвовало 23 самолета, совершив 13 атак, а еще запланированные 14 были прерваны по техническим причинам и погодным условиям.
Целями аргентинцев, по предположениям британцев, были прежде всего амфибийная и десантная группа кораблей в заливе Сан-Карлос Уотер и сухопутные силы британцев, успевшие закрепиться на плацдарме.
Но аргентинское командование ВВС и ВМС решили подойти к операциям в этот день более продуманно и целенаправленно. Отмечу, что эти ведомства не были объединены под единым командованием и действовали самостоятельно, правда согласовывая свои вылеты друг с другом. Неоднократные попытки командования ВВС Аргентины добиться единого командования над операциями боевых самолетов ВВС и Флота наталкивались на сопротивление, прежде всего в лице адмирала Хорхе Анайи.
Благодаря успешно проведенной воздушной разведке аргентинцы сумели более точно определить местонахождение британских кораблей. И главное – точно установить координаты нахождения кораблей дальнего радиолокационного обнаружения – эсминца «Ковентри» и фрегата «Броусворд». Благодаря этому дозору британцы получали заблаговременное предупреждение о приближающихся звеньях аргентинских боевых самолетов.
Командующий британскими силами в районе боевых действий, контр-адмирал Джон «Сэнди» Вудворд докладывал в штаб в Лондоне, что более чем воздушных налетов он опасается атаки надводных кораблей Аргентины, или комбинированного удара аргентинцев с воздуха и океана. Вудворд запросил Лондон изменить районы маневрирования атомных подводных лодок с тем, чтобы их позиции были смещены ближе к главных кораблям британских оперативных соединений, но эта просьба не нашла поддержки в штабе ВМС в британской столице.
Тем временем аргентинцы наметили основные цели на день 25 мая – корабли дальнего радиолокационного дозора, курсирующие между северной оконечностью Западного Фолкленда и островом Пебл. Как я ранее уже отметил это были эсминец «Ковентри» проекта 42 – «одноклассник» уничтоженного 3 мая эминца «Шеффилд» и фрегат «Броусворд» проекта 22. Фрегаты имел оборудование ПВО и ракеты "Си Дарт" и «Си Вулф» дальнего и ближнего радиуса действия. Эти корабли прикрывали крупную британскую амфибийно-десантную группировку в заливе Сан-Карлос Уотер, то есть обеспечивали прикрытие высадки британского десанта и безопасность десантных транспортов и вспомогательных судов обеспечения, скопившихся в заливе.
Комбинируя дальний «Си дарт» и оборудование дальнего обнаружения на «Ковентри» и «Си вулф» и оборудование ближнего обнаружения на «Броусворд» британское командования рассчитывало избежать трагедий, подобно случившейся с эсминцем «Шеффилд». Корабли должны были страховать друг друга.
Другими целями для аргентинских ударов были определены боевые корабли другого британского дальнего радиолокационного дозора – эсминец «Эксетер» и фрегат «Бриллиант» - эти корабли прикрывали авианосные группировки. Именно по ним предполагалось нанести первый удар.
Как позже выяснится 25 мая аргентинцы готовили еще один удар. Возможно атаки на дозоры дальнего радиолокационного обнаружения, кроме практических целей выполняли роль отвлекающего маневра, пока звено «Супер Этандаров» аргентинских ВМС готовили британцам суровый сюрприз.
Понятно, что основную угрозу для аргентинских войск на островах теперь несли высаживающиеся в бухте Сан-Карлос Уотер британские войска. Потому атаковать плацдарм, места высадки, транспорты и амфибийную технику также было первоочередной задачей. Но для начала надо было обеспечить аргентинским штурмовикам и бомбардировщикам внезапный и по возможности безопасный пролет до пролива и бухты высадки, чтобы не понести потерь сопоставимых с 21 мая.
Ранним утром 25 мая с авиабазы Рио-Гальегос, провинции Санта – Крус вылетело звено боевых самолетов аргентинских ВВС «Скайхок А-4В» с позывным «Марс». Командир группы – капитан (по другим сведениям- майор) Уго Анхель Палавьера. Однако полет этой группы сразу не заладился. Менее чем через полчаса после вылета по техническим причинам два «Скайхока» вернулись на базу.
Оставшаяся двойка штурмовиков спустя час оказалась в зоне боевых действий и уже легла на боевой курс – их приборы засекли цель. Однако вовремя выяснив, что цель – это плавучий госпиталь аргентинские пилоты прервали атаку и пошли на разворот, чтобы вернуться домой. В этот момент «Скайхок» капитана Уго Палавьера был поражен ракетой «Си Дарт», пушенной с эсминца «Ковернтри», британцам удалось засечь аргентинцев и произвести ракетный пуск, аргентинский пилот погиб. Второму пилоту – лейтенанту Даниэлю Эдуардо Гальвесу удалось вернуться на Рио-Гальегос.
Второй этим днем вылет аргентинской авиации тоже был неудачным, хотя обошелся без потерь. В этот раз в налете участвовало звено из четырех истребителей «Даггер М-5» с авиабазы ВВС в Рио-Гранде. Самолеты долетели до островов, но не смогли обнаружить цели и вынуждены были вернуться на базу.
Через час после возвращения «Даггеров» на базу Рио-Гранда, с авиабазы Сан-Хулиан вылетела группа из четырех «Скайхоков» во главе с капитаном Хорхе Освальдо Гарсия. Оказавшись спустя полтора часа над Восточным Фолклендом они взяли цели – десантный корабль «Фирлесс» (Бесстрашный) и фрегат «Эвенджер». Британцы заранее обнаружили это звено и были наготове, аргентинцев снова засек британский дозор «Ковентри» и «Броусворд». При заходе на цели аргентинские «Скайхоки» были встречены мощным зенитным огнем. Почти сразу же был сбит с берега «Скайхок» лейтенанта Рикардо Лусеро. Пилот успел катапультироваться и был спасен экипажем десантного транспорта «Фирлесс».
Фрегат «Эвенджер» был атакован тремя оставшимися «Скайхоками», но безуспешно, бомбы упали в воду на достаточном расстоянии от британских кораблей. Аргентинские пилоты взяли обратный курс, но ракетой «Си Дарт» с «Ковентри» был сбит самолет капитана Хорхе Освальдо Гарсия. Пилот успел катапультироваться, но исчез в океане, аргентинские спасатели не смогли его найти.
Это был уже второй аргентинский пилот на счету «Ковентри» в этот день. По свидетельствам очевидцев моряки на «Ковернтри» пребывали в повышенном настроении, день, по их мнению, задался и обещал быть удачным. Они ошиблись.
Тем временем аргентинским командованием ВВС была поставлена задача уничтожить этот дальний радиолокационный дозор. Одновременно готовился вылет ударных самолетов аргентинского флота «Супер Этандар» для атаки непосредственно на авианосные группировки. Целью этих атак было уничтожение британских авианосцев «Инвисибл» и «Гермес». Речь об этом воздушном рейде аргентинцев пойдет в отдельной статье.
В 14.00 с авиабазы Рио-Гальегос поднялись шесть «Скайхоков», два звена по три машины в каждом. Вскоре после вылета по одному самолету с каждого звена были вынуждены вернуться на базу из-за технических неисправностей. Звенья превратившиеся в "двойки", имели позывные «Вулкан» и «Зевс».
Звеном «Вулкан» командовал капитан Пабло Маркос Рафаэль Карвальо, вторым самолетом управлял младший лейтенант (альферес) Карлос Ринке. Звено «Зевс» - вел первый лейтенант Марио Анхель Веласко, вторым самолетом управлял младший лейтенант Хорхе Нельсон Баррионуэво.
«Скайхоки» продолжили путь вчетвером и вскоре прибыли в район острова Пебл где совершили дозаправку в воздухе с помощью самолета заправщика Геркулес С-130. Каждый из самолетов нес на себе по три авиабомбы МК-17, которые уже успели зарекомендовать себя как «почти не взрывающиеся». Но другого оружия для «Скайхок» на Рио-Гальегос не нашлось, потому после детальной проверки техниками оружейниками эти бомбы были подвешены к самолетам.
Британские моряки сумели засечь аргентинских пилотов, на перехват звеньев Карвалью и Веласко поднялись четыре «Си Харриера» - два с «Инвисибл» и два с «Гермес».
Аргентинцы разделились – звено Карвальо шло над океаном на высоте не более 60 метров, в то время как звено Веласко также снизившись на максимально возможную в их ситуации высоту, шло над островом Западный Фолкленд в сторону острова Пебл. Вскоре «Си Харриеры» потеряли противника.
Звено первого лейтенанта Марио Веласко использовала возможность скрытно подойти к британскому дозору «Ковентри» + «Броусворд» используя благоприятный рельеф острова. В то время как звено Маркоса Карвальо шло прямо на корабли на низкой высоте над океаном боевым курсом.
«Ковентри» обнаружил низколетящую цель, но командир эсминца, капитан 1 ранга 44 летний бывалый венно-морской офицер Дэвид Харт-Дайк не давал приказа совершить пуск «Си Дарт». Он опасался, что ракеты может поразить действующие в этом районе свои же истребители «Си Харриер».
Звено Карвальо тем временем пролетело над «Ковентри» и атаковала «Броусворд». С «Ковентри» по аргентинцам стреляли из артиллерийских установок - защитной артиллерии и стрелкового оружия, находившегося на палубе. Также артиллерийский огонь и огонь из стрелкового оружия был открыт по «Скайхокам» с атакуемого фрегата.
Однако интенсивный обстрел не остановила аргентинцев. Прорвавшись, они сбросили четыре бомбы. Одна из них подобно плоской гальке, запущенной по воде, отскочила от волны и ударила в правый борт фрегата пробив в кормовую часть. Кроме нескольких отсеков бомбой была повреждена летная палуба, а, находящийся на ней вертолет «Линкс» был выведен из строя полностью.
Как и в более чем 80% случаев использования авиабомб МК, данная смертоносная балванка не взорвалась. В нескольких отсеках возник пожар, через пробоину началось поступление воды, но умелые действия команды вскоре ликвидировали последствия попадания.
«Ковентри» начал разворот вправо, пытаясь прийти на помощь фрегату, но в это время со стороны острова Пебл атаковало звено «Зевс» лейтенанта Марио Веласко. «Си Вулф» на фрегате «Броусворд» взял цель и готов был открыть огонь, но «Ковентри» обратным разворотом перекрыл сектор обстрела. С эсминца спешно обстреляли «Скайхоки» ракетами «Си Дарт», но аргентинцы сумели уклониться от них.
Лейтенант Марио Веласко четко произвел бомбометание и все три сброшенные им бомбы попали в эсминец. Одна из них не взорвалась, но две другие сработали – первая в машинном отделении (в носовом). От ее взрыва сразу же погибли 9 британских моряков. Были уничтожены пост управления энергетической установкой и сама установка. Корабль обесточило. Не было связи. Ход застопорился.
Вторая бомба взорвалась в центральном командном пункте, ее взрывом унесло жизнь десяти британских моряков и офицеров. Сам командир корабля – капитан 1 ранга Дэвид Харт-Дайк получил ранения и ожоги. На минуту он потерял сознание, но очнувшись, сумел подняться, покинуть разрушенное и задымленное помещение командного пункта и попытался организовать работу по спасению эсминца. Помощник капитана по вооружению лейтенант-коммандер О’Коннор хотел развернуть корабль на восток, но запустить машины не удалось, а эсминец стал резко крениться на левый борт.
Пожар начал быстро распространяться в отсеках корабля, попытки команды справиться с огнем были безуспешными, крен усиливался с каждой секундой.
Спустя менее пятнадцати минут Дэвид Харт-Дайк оценил обстановку как безнадежную и приказал команде покинуть эсминец. Однако это оказалось не так просто сделать.
Многие спасательные плавсредства оказались повреждены, плот на котором был капитан пробила острая деталь ракетной установки и раненный Харт-Дайк с десятком моряков оказался в воде. «Ковентри» начал опрокидываться что заставило находящихся на нем моряков бросаться в воду. Температура воды в океане был на грани критической, потому счет шел на минуты.
Спасательные шлюпки с «Броудсворда» пришли на помощь вовремя. Также людей с океана подбирали уцелевшие на «Броудсворде» вертолеты. В итоге пасти удалось 258 моряков, двадцать из которых были ранены. 19 моряков погибли (по другим сведениям - 20).
Спустя чуть более двадцати минут после попадания аргентинских бомб «Ковентри» затонул.
Потери, понесенные британцами в этом сражении численно несравнимы с теми, что понесла Аргентина при гибели крейсера «Генерал Бельграно» 2 мая, но любая потеря – есть потеря. И для британцев, по моему субъективному мнению, гибель даже одного моряка, пилота или солдата являлась куда более тяжелой, чем для аргентинской хунты.
Здесь нельзя не отметить оперативность, профессионализм и слаженность действий спасательных команд с фрегата «Броудсворд», сумевших после недавней атаки с воздуха и попадания, пусть и безуспешного аргентинской бомбы, организовать работы по спасению моряков с «Ковентри».
Гибель эсминцев «Ковентри» и «Шеффилда» стала для британцев серьезным ударом в войне, хотя и не привела к коренному перелому. Несмотря на явные успехи аргентинской авиации, британцам все-таки удавалось осуществлять высадку десанта в районе Сан-Карлос, пусть и с небольшим опозданием от намеченного графика.
В дальнейшем аргентинским пилотам удалось нанести британским оперативным соединениям еще ряд чувствительных ударов. Но как и в случае с «Ковентри» и тремя неделями ранее с «Шеффилд» (а также уничтожением фрегатов «Ардент» и «Антилоуп») эти удары носили скорее тактический характер. Они ранили британцев, создавали им дополнительные трудности, наносили потери. Но в целом не повлияли на ход войны, до конца которой оставалось немногим более полутора месяцев.
************
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:
"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"