Найти тему

Как Аргентина захватывала Фолклендские острова 2 апреля 1982 года. Начало войны в Южной Атлантике

Так получилось, что тема англо-аргентинской войны за Фолклендские (Мальвинские) острова неожиданно понравилась читателям. Разовая статья о гибели крейсера "Генерал Бельграно", которую я написал и разместил в годовщину этой катастрофы, находясь на больничном карантине коронавируса, да еще с температурой тела в 39°, положила начало циклу статей об этом конфликте. Микротема Фолклендской войны не получилась логически выстроенной, так как статьи касались разных периодов как самой войны, так и взаимоотношений двух стран в рамках «мальвинской проблемы», которые длились более полутора сотен лет, прежде чем привели к открытому боевому столкновению. Написав статьи об отдельных эпизодах этой войны, о том, как стороны в итоге пришли к войне, я не осветил сам факт вторжения аргентинских войск.

Этот, по сути, территориальный захват аргентинцами Фолклендских островов, явился спусковым крючком к началу боевых действий и отправки Великобританией группировки сил – оперативного соединения 317 в Южную Атлантику для возврата захваченных территорий. Постараюсь написать об этом кратко, чтобы не перегружать читателей лишней информацией.

Когда все возможности, мирного решения вопроса по мнению аргентинской стороны были исчерпаны, Хунта в лице генерала Леопольдо Гальтиери, адмиралов Хорхе Анайи и Хосе Ломбардо и главнокомандующего ВВС Аргентины бригадного генерала Базилио Лами Досо прянала решение реализовать план, разработанный еще во второй половине семидесятых годов, предусматривающий военное вторжение на острова.

Операция называлась "Росарио". Суть сводилась к внезапной высадке ударных групп спецназа флота на Восточном и Западном Фолклендах, а также на островах, который аргентинцы также считали зоной Мальвин – Южной Георгии и Сандвиничевых островах. Спецназ должен был нейтрализовать британские подразделения морской пехоты, защищающие эти территории, после чего администрация, британские военнослужащие и сам губернатор должны были быть интернированы через нейтральные страны в Великобританию. Внезапность должна была обеспечить нулевые потери с обеих сторон – злить «британского льва» аргентинские военные справедливо опасались, если бы погибли британские военнослужащие, вероятность военного ответа со стороны Великобритании многократно увеличивалась.

Уже вечером 1 апреля 1982 года губернатору Фолклендских островов Рексу Ханту донесли, что к берегам движется аргентинский флот. Сам Хант располагал усиленным взводом морских пехотинцев под командованием майора Джона Нормана. В момент аргентинского вторжения на Острова британский гарнизон производил ротацию – на остров прибыла замена – 40 морских пехотинцев, под командованием уже упомянутого майора Нормана (по некоторым сведениям, больше сорока). Примерно столько же морпехов под командованием майора Гари Нутта ждали отправки на «большую землю» после истечения срока командировки на Фолкленды.

Губернатор Рекс Мастерман Хант у своей резиденции в Порту Стенли (Восточный Фолкленд).
Губернатор Рекс Мастерман Хант у своей резиденции в Порту Стенли (Восточный Фолкленд).

С учетом всех военнослужащих, находившихся 1 апреля 1982 года на Фолклендах, в распоряжении Рекса Ханта имелось около сотни британских военных. Эта группа британских солдат и офицеров вошла в история под названием "отряд 8901". В то же время на острова двигались силы несоизмеримо большие.

Аргентинская группировка вторжения состояла из двух оперативных соединений – Fuerza de Tareas. Соединение 20 состояло из кораблей прикрытия: авианосца «Веинтисинко де Майо» (25 мая – день Майской Революции, один из главных государственных праздников Аргентины); эсминцев «Ипполито Бучар», «Комодоро Пи», «Пьедра Буэна», «Эркулес».

Соединение 40 было сформировано для осуществления самой операции захвата островов. Оно делилось на 4 группы и состояло из десантного корабля «Кабо Сан-Антонио», транспорта «Ислас де Лос Эстадос», ледокола «Алмиранте Ирисар», эсминца «Сантисимо Тринидад», корветов «Друммонд» и «Гранвиль». Также в группу входила дизель-электрическая подводная лодка «Санта-Фе».

На десантных и транспортных кораблях базировались подразделения вторжения: 2-й батальон и рота «А» 1-го батальона морской пехоты; группа коммандос 1-го батальона морской пехоты и подразделения 25-го пехотного полка.

Огневую мощь морским пехотинцам и солдатам 25-го полка пехоты обеспечивали батареи 105-мм гаубиц, также относящихся к морской пехоте. Кроме того силы вторжения были хорошо моторизованы – их мобильность обеспечивали плавающие бронетранспортеры LTPV7 Амтрак («Amtrac») и машины-амфибии LARC-5. Десантные силы насчитывали до 1000 человек, включая 880 бойцов морской пехоты и механизированной пехоты (по другим сведениям 874).

Губернатор Рекс Хант накануне вечером 1 апреля 1982 года выступил в прямом эфире по местному радио и призвал колонистов быть бдительными, не выключать радиоприемники, так как существует реальная опасность вторжения на Фолкленды аргентинских войск. Он также просил жителей не выходить на улицы без крайней необходимости.

Половина пятого утра 2 апреля Хант снова вышел в эфир и объявил на островах чрезвычайное положение. Подразделения королевской морской пехоты после этого объявление были переведены в подчинение губернатору, а майор Гарри Нутт был назначен военным советником Рекса Ханта.

Думаю, британские власти на островах и военные прекрасно понимали бессмысленность оказания сопротивления аргентинцам в случае вторжения, скорее это был акт отчаяния и демонстрации, что британцы просто так не сдадут свои территории.

Аргентинские морские пехотинцы входят в Порт Стенли 2 апреля 1982 года
Аргентинские морские пехотинцы входят в Порт Стенли 2 апреля 1982 года

Группы британских морских пехотинцев майора Майкла Нормана заняли позиции в районе аэропорта Порт Стенли, перекрыв основные подступы к объекту. Бойцы Нутта находились в резиденции губернатора, а также оборудовали наблюдательные пункты на высотах, окружающих Порт Стенли. В помощь морпехам должны были быть приданы мобилизованные колонисты – кэлперы из территориальных сил обороны, собранных накануне, но таких набралось 23 человека, из планируемых 120.

Элемент внезапности для аргентинцев был потерян действиями самой Хунты. Накануне днем 1 апреля аргентинские информационные агенства по телевидению и радио объявили на всю страну, что Мальвинские острова снова вернуться к Аргентине в течение ближайших дней (иногда даже звучало слово «завтра»). Понятно, что такие заявления не могли быть незамеченными на самих островах, и в Лондоне.

Несмотря на потерю внезапности высадка аргентинцев на Восточном Фолкленде поначалу проходила беспрепятственно.

1 апреля 1982 года примерно в 21.00 передовая команда амфибийной группы коммандос, так называемые «тактические пловцы» (buzos tacticos) в количестве 8 человек под командованием лейтенанта корвета Бернардо Швейцера высадилась на берег в устье небольшой реки Маллит Крик. Подготовив плацдарм, бойцы просигналили на эсминец «Сантисимо Тринидад» откуда стартовала основная группа коммандос во главе с капитаном корвета Гийермо Санчес-Саработса в количестве 84 бойцов.

Обе группы использовали надувные лодки «Gemeny». Группа капитана Санчес-Саработса немного отклонилась от заданного курса, из-за чего коммандос потеряли два часа времени, прежде чем соединились и двинулись к ручью Муди Брук, где располагались казармы британского гарнизона. Отряд Санчес-Саработса должен был атаковать расположение британских морских пехотинцев. Одновременно 16 бойцов коммандос во главе с капитаном корвета Педро Эдгардо Гьячино двинулись к Порту Стенли, для захвата резиденции губернатора Ханта.

Казармы Муди Брук были атакованы аргентинскими боевыми пловцами в 5.30 утра. Спецназовцы забросали казармы гранатами (по сведениям британской стороны гранаты, используемые аргентинскими коммандос были фосфорными) и, ворвавшись в казармы открыли шквальный огонь по помещениям. Однако казармы оказались пусты. Обыскав строения, аргентинцы организовали круговую оборону.

Другая группа тактических пловцов аргентинского флота высадилась после полуночи с подводной лодки «Санта Фе» в районе мыса Йорк Пойнт. Спецназовцы оборудовали наблюдательный пункт и установили навигационные буи, для высадки главного десанта.

Высадка аргентинцев на Восточный Фолкленд. Фрагмент к/ф Аргентинский солдат известный только Богу (Soldado Argentino solo conocido por Dios. 2017)

В Порту Стенли дела у аргентинцев пошли не так гладко, как они планировали первоначально. Атака группы Санчес- Саработсы на пустые казармы демаскировала аргентинцев. В резиденции губернатора поняли, что противник уже на острове и приготовились к бою.

Еще в темноте группа капитана корвета Педро Эдгардо Гьячино совместно с бойцами Бернардо Швейцера окружили резиденцию Рекса Ханта. Аргентинцы предполагали, что главным пунктом обороны будут именно казармы Муди Брук, но никак не Дом Губернатора. Капитан Гьячино с четырьмя своими коммандос, включая офицера переводчика – лейтенанта Рикардо Луиса Кирога, проник в дом Ханта, но заподозрив неладное велел своим отступать через сад. Пятеро аргентинских спецназовцев попали под перекрестный огонь британцев, уже занявших боевые позиции. Ранение получили сам капитан Гьячино -в бедро, и второй офицер – лейтенант Кирога – в руку. Боец медик Эрнесто Урбин пытался оказать помощь раненным командирам, но британцы забросали сад гранатами, отчего Урбин получил осколочное ранение. Остальные трое бойцов сумели затащить раненных в заднее помещение дома, где были арестованы майором Нуттом и его морскими пехотинцами.

Оставшиеся на позициях вокруг дома аргентинские коммандос под руководством лейтенанта фрегата Густаво Адольфо Луго завязали бой с обороняющими Дом Губернатора британскими морпехами майора Нутта.

Тем временем чуть позднее 6.00 утра 2 апреля началась высадка основного десанта аргентинских войск в районе мыса Йорк Пойнт, в месте, называемом «Красный пляж» и заблаговременно помеченном боевыми пловцами с подлодки «Санта-Фе». Первая группа морских пехотинцев под командованием капитана корвета Уго Хорхе Сантильяна высадилась на четверке плавающих бронетранспортеров LVTP-7 – «амтрак». Это были бойцы 2-го батальона морской пехоты аргентинского флота – 3-й взвод роты «Е» под командой лейтенанта корвета Карлоса Рамона Швейцера и 3-й взвод роты «С» 25-го пехотного полка. Во второй группе высадки 14 бронетранспортеров LVTP-7 доставили на берег остальные подразделения 2-го батальона морской пехоты, роты «С» и командные машины 25-го пехотного полка вместе командиром полка – аргентинцем ливанского происхождения, полковником Мухаммедом Али Сейнельдином. Также не берег вступили на своих штабных бронетранспортерах контр-адмирал Карлос Бюссер в сопровождении капитана фрегата Альфредо Вайнстебля.

Аргентинские коммандос разоружают британских морских пехотинцев 2 апреля 1982 года
Аргентинские коммандос разоружают британских морских пехотинцев 2 апреля 1982 года

К 6.30 утра капитан корвета Уго Хорхе Сантильяна развернул «амтраки» морских пехотинцев в боевой порядок и двинулся на аэродром Порт-Стенли. Пехотинцы 25-го полка заняли мыс Пенбрук с сигнальным маяком.

Аргентинцам оказала сопротивление группа морских пехотинцев Великобритании во главе с лейтенантом Биллом Троллопом. На дороге из аэропорта в город, британцы устроили «классическую» засаду аргентинцам из группы Уго Хорхе Сантильяна, оставив поперек дороги пустой автомобиль дорожно-ремонтной службы. Когда передовой «амтрак» аргентинской морской пехоты остановился у преграды, британцы обстреляли аргентинскую машину из гранатометов и пулемета. Однако реактивные снаряды ударили по броне вскользь, после чего аргентинские морпехи высыпали из машины и заняли круговую оборону. Пулеметная очередь британцев тоже не достигла цели. Аргентинцы группировались для атаки на британскую засаду устанавливая 99-мм гранатометы М67 и минометный расчет готовил свои орудия к бою, в то время как огонь с других подходящих «амтраков» придавил британцев к земле. Лейтенант Троллоп, осознавая, что шансов в бою против превосходящей огневой мощи у него нет, приказал своим отходить в Порт Стенли, что британцы и сделали под прикрытием дымовых гранат.

Аргентинцы захватили аэродром, их саперы принялись за разблокировку взлетно-посадочной полосы.

Почти в это же время по приказу контр-адмирала Карлоса Брюссера с ледокола «Альмиранте Ирисар» доставили на берег с помощью звена вертолетов «Си Кинг» (командир звена – капитан корвета Норберто Игнасио Рамон Барро) роту «А» 1-го батальона морской пехоты и батарею 105-мм орудий.

Тем временем основная ударная группа - отряд капитана Уго Сантильяна встретился в городе с группой коммандос капитана Санчеса-Сабаротса и оба этих подразделения присоединились к блокаде Дома Губернатора, которую держала группа лейтенанта фрегата Густаво Луго.

Пленные британские морские пехотинцы 2 апреля 1982 года. Порт Стенли.
Пленные британские морские пехотинцы 2 апреля 1982 года. Порт Стенли.

Британцы продолжали удерживать в доме пятерых пленных аргентинцев, включая троих раненных – которым была оказана максимально возможная в той ситуации медицинская помощь. Аргентинские коммандос вели бой с британцами на протяжении двух часов, пока на виду не показались «амтраки» и артиллерия аргентинцев.

Губернатор Рекс Хант и находящиеся с ним в доме морские пехотинцы не могли связаться с внешним миром и британским МИД, чтобы прояснить ситуацию, они были отрезаны аргентинцами от внешних коммуникаций – радиостанция, телефон и телеграф были захвачены.

Еще раньше майор Норман приказал всем группам морских пехотинцев, рассредоточенным вокруг Порт Стенли отходить к резиденции губернатора. После получения этого приказа почти все группы британских морпехов оставили свои позиции, кроме отделения, прикрывающего порт, которым командовал капрал Йорк. Эта группа сумела продержаться до захода в гавань аргентинских кораблей и высадки десанта. Йорк смог вывести своих солдат незаметными для аргентинцев и на лодке "Gemeny" уйти в северную часть бухты Порт-Уильям. Это подразделение капитулировало последним из британских войск на островах – 4 апреля.

В 8.30 утра первый авиатранспорт «Геркулес С-130» доставил в Порт Стенли 500 солдат 25-го пехотного полка.

С помощью коротковолновых приемников и внутренней связи штаб губернатора получил информацию, что аргентинские войска несколькими колоннами входят в город.

Однако резиденция губернатора продолжала упорно сопротивляться, пока по приказу контр-адмирала Бюссера по зданию не был нанесен удар из 105-мм орудий. После этой демонстрации британцы начали переговоры о капитуляции, предварительно отклонив план майора Нормана прорываться в горы и вести там партизанскую войну.

Хант сам вышел на связь с генералом Освальдо Гарсия, находящимся на борту «Сантисимо Тринидад» и попросил его прекратить огонь. Гарсия предложил Ханту обсудить условия перемирия и прекращения огня с Карлосом Бюссером. Встреча состоялась у церкви Святого Мартина в Порт Стенли. Хант и сопровождающие его офицеры встретились с Бюссером и аргентинскими офицерами и после коротких переговоров соглашение о капитуляции было подписано.

В 9.30 утра 2 мая 1982 года британские войска на Фолклендских островах капитулировали.

Аргентинские войска на улицах Порт- Стенли (Пуэрто Архентино). Утро 2 апреля 1982 года
Аргентинские войска на улицах Порт- Стенли (Пуэрто Архентино). Утро 2 апреля 1982 года

Раненных аргентинских спецназовцев британцы передали аргентинцам, после чего капитана Педро Гьячино, лейтенанта Рикардо Кирогу и капрала Эрнесто Урбина срочно доставили в городскую больницу Порт Стенли.

Капитан корвета Педро Гьячино – командир группы тактических пловцов – buzos tacticosаргентинского флота умер в тот же день от потери крови. Смерть Гьячино была единственной потерей в ту ночь и утро 2 апреля 1982 года. Британцы в тот день потерь не понесли.

В 12.15 дня у Правительственного дома состоялась церемония спуска британского флага и поднятия государственного флага Аргентины.

Рекс Хант отказался пожать руку генералу Освальдо Гарсия и на такси отправился в аэропорт Порт Стенли, где его посадили на обратный рейс аргентинского военного транспорта "Геркулес С-130", недавно доставившего на Фолкленды солдат 25-го пехотного полка и отправили сначала на авиабазу Комодоро-Ривадавии, а оттуда в Монтевидеостолицу Уругвая.

Пленных британских морских пехотинцев заставили лечь на землю лицом в низ и так пролежать несколько часов, после чего они были интернированы через Уругвай на родину. Следует отметить, что после возвращения в Великобританию большинство из них составили роту «J» 42-го отряда коммандос 3-й бригады и приняли участие в британской военной экспедиции по возвращению Фолклендских островов.

Так закончилась аргентинская операция по захвату Фолклендских (Мальвинских) островов. Отмечу, что после капитуляции на Фолклендах, несколько дней продолжалось противостояние аргентинских и британских военных на острове Южная Георгия (Джорджия), но об этом в следующей статье.

************

Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.

Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:

Как май 1982 года стал переломным моментом в Фолклендской войнеI бои во второй декаде мая

Силы аргентинцев и британцев накануне интенсивных боев мая 1982 года

Атака на авианосцы и потопление «Атлантик Конвейор», последняя успешная операция аргентинских пилотов в мае 1982

Поражение эсминца «Ковентри». Еще один ответ аргентинцев за "Бельграно"? Или стандартная боевая операция

"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"

Чем ответили аргентинцы за крейсер "Генерал Бельграно"