Приветствую моих подписчиков и всех интересующихся историей.
Прошлая моя статься была посвящена аргентинскому крейсеру "Генерал Бельграно", в этой напишу о возмездии, ну или другими словами об ответе аргентинцев за 323 погибших моряка и поражение боевого корабля.
Как вы сами понимаете, гибель крейсера шокировало аргентинцев.
Аргентинские средства массовой информации подавали новости о войне в "ура патриотическом" формате, с освещением якобы успешных действий аргентинских армии, авиации и флота по защите возвращенных территорий. При этом о потерях аргентинских военных - солдат, пилотов моряков, а в то время уже были потоплены британскими вертолетами несколько небольших аргентинских военных катеров, практически не упоминалось, тогда как британские явно преувеличивались.
Скрыть такое поражение аргентинская хунта, разумеется, не смогла. В стране был объявлен траур, государственные флаги Аргентинской Республики были приспущены, во всех католических храмах звонили колокола по морякам. Аргентинские женщины плакали. Аргентинцы, в общем-то темпераментные южане по менталитету, стали проводить стихийные демонстрации с требованием к правительству более решительных действий против англичан.
Аргентинским командованием было принято решение о проведении масштабной акции возмездия. Ставилась задача уничтожения как можно большего количества британских боевых кораблей и нанесения максимального ущерба противнику, насколько это позволит сложившаяся обстановка.
Ситуация с крейсером "Генерал Бельграно" показала уязвимость аргентинского флота от подводных атак британцев. Вследствие чего командование приказало кораблям оперативно-тактических групп, в том числе и авианосцу "Веинтисинко де Майо" (25 мая - День нации - государственный праздник Аргентинской Республики) отойти к побережью, что и было сделано в течении 48 часов, сделав ставку на массированные воздушные удары, рассчитывая на численное превосходство авиации аргентинских ВВС и флота.
В океане еще оставались эсминцы "Ипполито Бушар" и "Пьедра Буэна", траулер "Нарвал", завершая спасательные работы в районе потопления "Генерал Бельграно". В тоже время подлодка "Сан Луис" под командованием капитана Фернандо Аскуэта продолжала приносить британцам беспокойство.
Для повышения эффективности командование тщательно проанализировало предыдущие боевые вылеты аргентинской авиации и их результаты и сделало некоторые выводы.
Во-первых - ограниченное время пребывания самолетов аргентинских ВВС в боевых вылетах. Западные окраины островов находились в 500 км от аргентинской береговой материковой линии, и понятно еще дальше от авиабаз - той же Рио Гальегос (провинция Санта Крус). Самолетов заправщиков у Аргентины оказалось недостаточно, а ряд истребителей, составляющих ударную силу аргентинской боевой авиации - "Мираж" и "Даггер" не имели даже технической возможности пополнения топлива - у них попросту отсутствовало необходимое оборудование. В период военных действий часто аргентинские самолеты вынуждены были возвращаться на базу, даже не обнаружив противника из-за ограниченности во времени по причине нехватки топлива.
Во - вторых, большой проблемой, пожалуй даже более серьезной чем ограниченность во времени стало британское оружие воздушного боя, установленное на палубных истребителях вертикального взлета и посадки "Си Харриер", а именно ракеты "Сайдвиндер" (Sidewinder) американского производства. Наличие этих ракет делало аргентинские самолеты практически беззащитными в индивидуальных воздушных дуэлях с британцами.
Тем не менее аргентинское командование пришло к выводу, что отсутствие у противника средств дальнего радиолокационного вооружения дает аргентинцам определенное преимущество и несмотря на ощутимые потери от боестолкновений в воздухе с британскими "Си Харриер" самолеты аргентинской авиации и флота добивались неплохих результатов - более половины боевых вылетов заканчивались прорывом аргентинцев к обозначенным целям и атакой на них - впрочем, не всегда успешной, сказалось качество применяемых боеприпасов
Прошло два дня после атаки "Конкерор" на крейсер "Генерал Бельграно". Большинство кораблей британского оперативного соединения маневрировала северо - восточнее Фолклендов, эскадра шла юго-западным курсом с целью сближения с островами и последующими действиями по разведыванию местности для высадки десантных групп.
В тоже время в командовании британской группировки понимали, что от аргентинцев надо ждать ответного удара.
Потому британцы выдвинули на передовую три эсминца - "Ковентри", "Шеффилд" и "Ярмут", оснащенные эффективными как им казалось РЛС и ЗРК "Си Дарт" для отражения возможных воздушных атак. Эти три эсминца находились в 20 милях от авианосца "Инвинсибл" и еще дальше от авианосца "Гермес". С другого фланга группировку прикрывали фрегаты "Алакрити", "Эрроу" и "Глазго", а против возможных атак еще действующей в районе островов подлодки "Сан Луис" был выставлен эсминец "Глэморган". В непосредственной близости от авианосцев находились фрегаты "Бриллиант" и "Броудсворд" а за ними уже следовал ряд вспомогательных транспортов.
Данный боевой порядок был обнаружен аргентинской разведывательной авиацией, - следует понимать, что в 1982 году на космических орбитах еще не было такого количества разведывательных спутников и спутников связи, потому поиск судов противника осуществлялся обеими сторонами, с помощью самолетов - разведчиков.
После обнаружения и фиксации положения британских кораблей, аргентинское командование дало разрешение начать операцию "Бланко Гранде" совместными силами авиации ВВС и флота.
Аргентинские самолеты находились в состоянии постоянной готовности к вылетам, потому уже в 9.00 утра 04 мая 1982 года, то есть на второй день после "Бельграно", боевая пара аргентинских истребителей-ракетоносцев "Супер Этандар" поднялись с береговой авиабазы "Команданте Эспоре" и двинулись на британское соединение. Каждый из истребителей был оснащен противокорабельной ракетой "Экзосет".
Самолеты вели опытные пилоты - капитан - лейтенант Аугусто Сезар Бедакаррац и лейтенант Армандо Рауль Майора.
Чтобы создать давление на систему британских ПВО, полет группы "Супер Этандаров" прикрывали несколько звеньев аргентинских ВВС и флота: два истребителя "Даггер М-5" страховали саму группу и еще два таких же "Даггер М-5" сопровождали самолет разведчик SP H2 "Нептун", осуществляющий наведение.
Дозаправившись в воздухе оба "Супер Этандара" обнаружили группировку эсминцев "Ковентри", "Шеффилд" и "Ярмут" и легли на боевой курс. С выключенными РЛС пилоты вели свои самолеты на высоте 40-50 м, чтобы исключить возможность обнаружения корабельными РЛС.
В полусотне километров от цели оба самолета поднялись на 150 метровую высоту, так как попали в плотный дождевой фронт и лететь на более низкой высоте было опасно.
Из-за дождя пилоты потеряли визуальных контакт друг с другом и действовали каждый самостоятельно, не нарушая режима радио-молчания. Уже при сближении с британскими кораблями пилоты включили на 30 секунд свои РЛС чтобы ракеты захватили цель.
Вслед за этим примерно в 11.06 был осуществлен пуск ракет с обоих самолетов. Так пилот Аугусто Бедакаррац работал по эсминцу "Шеффилд", а пилот Армандо Майора по "Ярмуту".
На "Ярмут" сумели идентифицировать опасность и принять меры к устранению угрозы, была задействована система пассивных помех и дипольных отражателей - защита оказалась эффективной и ракета прошла мимо корабля.
В то время как эсминцу "Шеффилд" не повезло. Лейтенант Ник Бато - отвечающий за ПВО на эсминце, обнаружив на радаре неопознанный объект оповестил об этом лейтенанта Питера Уолпона, тот уже на мостике увидел дым на горизонте и понял, что эсминец атаковала противокорабельная ракета.
"Экзосет" поразила корабль в правый борт, пробив обшивку, прошла через камбуз, пост управления энергоустановкой, боевой информационный центр и так называемый "пост живучести" эсминца. Очевидно боевая часть ракеты не сработала, что сберегло жизни многих британских моряков.
Хотя командир "Шеффилда", капитан Сэм Солт и его офицеры не раз пытались доказать обратное, что боевая часть 160 килограммовая боеголовка французской ракеты все-таки взорвалась. Тем не менее повреждения, нанесенные ракетой оказались значительными, кроме того ракетное топливо и горючие масла на камбузе воспламенились, из-за чего начался пожар, быстро распространяющийся от места поражения ракетой. Командир пытался организовать экипаж на спасение эсминца.
Корабль обесточило почти сразу после попадания, как это было двумя днями ранее с "Генерал Бельграно". Из-за того, что пробоина была почти на 2 метра выше ватерлинии, не произошло большого поступления воды и крена, долгое время "Шеффилд" оставался на плаву, но постепенно погружался в огненный плен.
То, что почти вся команда "Шеффилда" находилась на вахте также уберегло британцев от многих потерь.
Экономия бюджета при постройке, в частности на теплоизоляционных конструкциях в кораблях нового типа сыграли злую роль - активное использование аллюминия, дешевые ткань и краска, сомнительного качества изоляционные материалы стали прекрасным теплопроводником для распространяющегося пожара, а едкий обильный дым сковывал действия экипажа по спасению корабля. Не помогали и теплоотражательные костюмы.
Команда пыталась справиться с пожаром вручную - черпая из-за борта океанскую воду ведрами. В целом экипаж боролся за спасение эсминца более трех часов.
Ближе к 15.00 к эсминцу на помощь пришли фрегаты "Эрроу" и "Ярмут" и поначалу попытались сбить пламя и понизить температуру корпуса и на какое-то время это удалось. Фрегаты били водяными струями из пожарных стволов по горящему "Шеффилду", заливая корпус океанской водой.
Спасательная команда с "Эрроу" на противопожарном баркасе сумела подать воду в пробоину от аргентинской "Экзосет" и залить внутренние помещения.
Самому фрегату удалось даже подойти вплотную к "Шеффилду" и снять часть команды. Однако спустя еще два часа пожар на корабле вспыхнул с новой силой. Возникла угроза перекидывания пламени на "Эрроу" и фрегат был вынужден отойти от горящего эсминца. Капитан Сэм Солт приказал оставить корабль.
Тем временем основная часть команды "Шеффилда" была уже эвакуирована. Около тридцати моряков были ранены, их пришлось срочно доставлять спасательными вертолетами на авианосец "Гермес" в лазарет.
После полной эвакуации британцы посчитали потери от аргентинской атаки. Погибли двадцать моряков и тридцать восемь получили ранения и ожоги.
Но даже в этом случае потери британцев несравнимы по количеству и тяжести с тем, что понесли аргентинцы двумя днями ранее. Тем не менее для Великобритании поражение "Шеффилда" было очень болезненным как в человеческом, так и моральном плане.
Аргентинские СМИ представили уничтожение "Шеффилда" как супер успех аргентинского оружия. Восхвалялись пилоты, поразившие эсминец чуть ли не сразу ставшие национальными героями, аргентинское руководство не переставало обращаться к нации с призывами сплотиться вокруг президента Леопольдо Гальтиери и его генералов с тем, чтобы противостоять британской агрессии.
В течении почти пяти суток после атаки аргентинских "Супер Этандаров" британцы еще пытались спасти эсминец. Уже после полной эвакуации экипажа британцы высадили с десантных вертолетов на борт "Шеффилда" несколько пожарных команд. Однако их усилия ни к чему не привели и спасателям тоже пришлось эвакуироваться.
Пожар шел до вечера 5 мая, после чего прекратился. Корабль выгорел весь изнутри. Только после этого спасателям удалось заделать пробоину от попадания ракеты и подготовить эсминец к буксировке. Специальная флотская комиссия приняла решение отбуксировать "Шеффилд" к острову Южная Джорджия и там попытаться восстановить его. Однако этим планам не суждено было сбыться. Так, 10 мая при буксировке к острову конвой кораблей попал в шторм, вновь открылась пробоина в борту и эсминец стал резко набирать воду и уходить в крен. Буксировка была прекращена, тросы отцеплены и вскоре "Шеффилд" повторил судьбу "Генерала Бельграно" уйдя на дно Атлантического океана.
*****
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора
"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"
"Никчемная земля". Предыстория конфликта за Фолклендские острова (Часть I)