Знаменитый постмодернистский дом Cosmic House Чарльза Дженкса на западе Лондона объявляет о своем повторном открытии в сентябре в качестве музея с новым выставочным пространством. Деян Суджич, со-редактор и почетный директор лондонского музея дизайна Wallpaper, вспоминает легендарное прошлое дома и рассказывает о его реставрации.
Фасад сада космического дома с изображением семьи из четырех человек (Чарльз Дженкс, Мэгги Кесвик Дженкс и их двое детей)
Прошло более 35 лет с тех пор, как Чарльз Дженкс — критик, которому приписывают шокирующую идею о том, что современная архитектура мертва, а затем и популяризацию постмодернизма, впервые открыл дверь своего недавно построенного дома и провел меня в вестибюль. Только вот это был не вестибюль. Это был «космический овал», пространство, которое, по его словам, познакомит меня со всеми темами, которые он исследовал при проектировании своего дома в лондонском Холланд-парке. Он держал в руке три листа формата А4, полных заметок. Время от времени он их проверял, на случай, если какие-то детали забыл упомянуть. Но на самом деле в этом не было необходимости, он был полон энтузиазма и энергии!
Спальня Чарльза и Мэгги
Это было невероятное путешествие, которое началось с водоворота зеркальных дверей, окружающих «космический овал» вокруг нас. Я никогда не считал, сколько их было, но для Чарльза было важно точное количество. Возможно, это была отсылка на 13,7 миллиарда лет назад с момента Большого взрыва, который представляет «космический овал», или на количество лет, прошедшее с момента Большого взрыва до появления первых атомов.
Выставочный зал с малахитовым полом и скульптурой Чарльза и Лили Дженкс, изображающей Солнце и Землю наверху.
Прежде чем у меня была минута, чтобы попытаться осознать все это, Дженкс, долговязый и угловато-элегантный, с любовью к носовым платкам, шляпам и бархатным костюмам, указал вверх на фриз над нашими головами, нарисованный художником Уильямом Стоком.
Весенний зал с камином, спроектированный Майклом Грейвсом
Пока я все еще пытался смириться с этим космическим пространством, Дженкс взял меня за руку и показал, что у каждой из дверей, которые окружали нас, были две симметрично расположенные ручки, подразумевая, что дом, по сути, является двойственным.
В доме была лестница с 52 ступенями, каждая из которых разделена на семь сегментов, чтобы отмерить годы. Внизу мозаичное изображение черной дыры Эдуардо Паолоцци. На первом этаже отражены времена года: «Весенняя комната» Майкла Грейвса, за которой находилась кухня «Бабье лето», а справа картина Аллена Джонса, вдохновленная «Танцами под музыку времени» Пуссена. Чарльз всегда любил каламбур.
В саду расположено джакузи Пирса Гофа, ванна, сделанная по образцу перевернутого купола, созданного Борромини. Когда мы наконец вошли в сад, я увидел заднюю часть дома, символическое представление четырех его обитателей: Чарльза, его жены Мэгги Кесвик Дженкс и их двоих детей.
Слева: Космический овал у входа определяет основные и второстепенные темы, которые посетители найдут по всему дому. Справа: Зимняя комната с камином Майкла Грейвса с видом на бюст Гефеста работы Селии Скотт, созданный по образцу Эдуардо Паолоцци.
Позже мне позвонил Чарльз. Люди спрашивали его, какой объем работ в доме был реализован под руководством Терри Фаррелла, его соавтора по проекту, а какой — Чарльзом Дженксом. И какова была роль всех остальных людей, которые работали над домом?
Позже Фаррелл описал дом как звено в цепи событий, которые привели к разрыву его архитектурного партнерства с Ником Гримшоу, который оставался энтузиастом высоких технологий. Но дом, безусловно, был совместной работой многих дизайнеров, художников, архитекторов и мастеров.
Слева комната с солнечными часами. Справа джакузи, спроектированное Пирсом Гофом, адаптированное и перевернутое из купола Борромини.
В мае 2021 года, во время моего последнего визита, дочь Чарльза Лили впустила меня в дом через другую дверь, где когда-то находился гараж. Мы вошли в галерею, которая служит временным выставочным пространством в роли музея. Это изменение было запланировано Чарльзом и Лили и одобрено местными проектировщиками, прежде чем дом был внесен в список Исторической Англии как памятник выдающейся архитектурной и исторической важности в 2018 году. Он добавляет в дом новый аспект, отражающий растущее увлечение Чарльза космологией. В новом пространстве висит глобус, изображающий ущерб от изменения климата, который Чарльз рисовал почти до последнего момента.
Реставрация дома и декоративных элементов придала ему новый блеск. Пьеру Бодри, который выполнил большую часть оригинальных красок, помогала Филлис Клер Смит, работавшая с Artist Decorators Ltd и Simon Smith and Michael Brooke Architects.
В самой идее дома есть нечто большее, чем меланхолия, созданная другом, который умер в конце 2019 года. Место, которое я помню как полное разговоров и людей, в котором отмечали дни рождения, формировались дружеские отношения, превратилось в музей. Есть удручающие прецеденты. Дом Геррита Ритвельда в Утрехте, где все следы жизней замечательных людей, которые жили в этом доме, были стерты, а посетителей проводят послушными группами в бумажных галошах. Или например, дом Людвига Витгенштейна для его сестры в Вене, который сейчас занимает болгарское правительство.
Но Лили Дженкс, которая работала в тесном сотрудничестве со своим отцом над преобразованием дома в базу для его архива и место, где можно было исследовать многие предметы, не собирается позволять дому стать местом безжизненной святыни.
Уличный фасад, демонстрирующий интеграцию и вариацию стандартной лондонской террасы.
Источник: Wallpaper