Владимир Высоцкий и Марина Влади. Их непростой роман длился 12 лет. Все это время они боролись: с расстоянием между двумя странами, советскими властями и запретами на выезд за рубеж, алкоголем и тяжелой болезнью.
Кто выиграл, а кто проиграл в этой схватке?
Московский международный фестиваль 1967 года не только стал значимым событием для страны, но и положил начало непростым отношениям двух очень разных людей. Она - иностранка, француженка русского происхождения, всемирно известная актриса и красавица Марина Влади. Он - советский актер, популярный автор-исполнитель, запрещенный поэт, живая легенда Владимир Высоцкий. Что между ними могло быть общего? Ничего. Международные романы советских граждан не приветствовались властями и мгновенно пресекались. Но любовь ведь не выбирает. И Влади, и Высоцкий окунулись в свой роман с головой, как в омут, не задумываясь, сколько горя и страданий он принесет обоим.
С первого взгляда
После спектакля в Театре на Таганке состоялся традиционный банкет. Среди накрытых столов с шампанским и деликатесами, на которые накинулась неискушенная советская публика, приглашенная иностранная актриса Марина Влади откровенно скучала. Она почти не говорила по-русски, никто из гостей не знал французского. И тут к ней подошел невысокий коренастый мужчина, выделявшийся среди приглашенных слишком скромной, даже простоватой одеждой и одухотворенным, ярко горящим взглядом блестящих умных глаз. Марина не сразу признала в незнакомце поразившего ее своим талантом Высоцкого, которого она два часа назад видела на сцене. Через час после знакомства Владимир сел к ее ногам и исполнил несколько романтических песен, а потом встал на колени и признался в любви. Она сочла это театральным жестом и обернула в шутку. Актриса тогда еще не знала, насколько искренним и безудержным в своих порывах бывает Высоцкий, как покоряет женщин его лавинный темперамент - еще ни одна представительница прекрасного пола перед ним не устояла. Но только не Марина! Ей было почти 30 лет, и она уже много повидала и пережила. Во Франции ее ждали трое сыновей от двух неудавшихся браков. Ее первым мужем был красавец актер Робер Оссейн, вторым - пилот и владелец авиакомпании Жан-Клод Бруйе. В ее жизни были красота и талант, дорогие подарки и романтические ухаживания, эпатажные поступки и широкие жесты мужчин, которым Влади больше не верила. И этот загадочный русский бард с хриплым голосом и излишней самоуверенностью ей не пара. В ее сумочке лежал обратный билет домой, и вскоре Марина поднялась на борт самолета и улетела во Францию.
Высоцкий не находил себе места. Он не знал отказов. Как только увидел Марину, сразу же решил: вот моя женщина, она станет моей женой. Французская актриса была для него настоящей загадкой, Снежной королевой. И оттого певцу еще больше хотелось ее растопить. Неизвестно, какие связи задействовал Высоцкий, но он раздобыл домашний номер телефона Влади и вскоре учащенно дышал в трубку, ожидая международного соединения. Что с ним творилось, когда он услышал ее голос! Ответила! К тому моменту и сама Марина поняла, что влюбилась. Она пообещала что-нибудь придумать и снова прилететь в Москву. Получилось это через месяц: Влади согласилась сниматься в советском фильме. К сожалению, в то время Высоцкий был в Сибири, работая над ролью в картине «Хозяин тайги». Их роман оставался долгое время телефонным; но все же влюбленным удалось встретиться.
Страшная тайна
Перед тем как предложить любимой руку и сердце, Владимир открыл ей свою тайну. Уже много лет он страдал от страшной зависимости. Сначала все было невинно. Студенческие пирушки, посиделки с коллегами-актерами из театра. Ну кто в актерской среде не пьет? Спиртное было единственным средством снять напряжение после концерта или спектакля. Ведь Высоцкий отдавался своей профессии полностью, работал на износ. По-другому просто не умел. Владимир не заметил, как попал в плен к зеленому змию: уходил в долгие запои, срывал репетиции и концерты, позволял себе появляться пьяным на спектаклях. Его несколько раз увозили в больницу, где врачам удавалось его откачать - снова и снова. Слабое сердце, ночные недосыпания, напряженная работа, прием снотворного параллельно с алкоголем сыграли злую шутку. Врачи поставили Высоцкому диагнозы психопатия и хронический алкоголизм. Постоянные творческие поиски и борьба с болью заставляли Высоцкого искать более сильные средства. Так он подсел на морфий. Доставал его через знакомых врачей, часто обманом. Грань между обезболиванием и наркотической зависимостью все больше стиралась. Но, встретив Марину, Высоцкий поклялся завязать.
Страшное признание не остановило Влади. Она давно заметила, что у Владимира был очень странный взгляд, он страдал от рассеянности, мог что-то забыть или вдруг «отключиться» даже за рулем автомобиля. Зависимость от психотропных препаратов все объяснила. Как и многие влюбленные женщины, она решила, что вызволит любимого из капкана. Но она не знала, что это было уже невозможно.
За границей
В декабре 1970 года Марина Влади и Владимир Высоцкий официально стали мужем и женой. Удивительно, что советские власти закрыли глаза на этот брак. Однако разрешения на выезд из страны поэту не дали. Владимир и Марина продолжали жить на две страны. Высоцкому визу давать не спешили, а Влади не хотела отказываться от французского гражданства: все-таки там оставались ее сыновья, да и мало ли что случится. Однако она заставляла супруга не отступать и снова и снова просить разрешения на выезд. Прошло шесть лет, прежде чем их просьбу удовлетворили. Позже в интервью Влади говорила, что она открыла для Высоцкого мир. Это правда. Биографы подсчитали: 70 виз, 300 перелетов. Она вывозила его не только во Францию, но и в Польшу, Германию, Венгрию, Италию, США, Канаду и даже на Таити, знакомила со звездами мирового масштаба, в том числе и русскими диссидентами. Устраивала его концерты, хлопотала перед знакомыми, чтобы Высоцкому предложили роли в кино, пусть и эпизодические, пригласили участвовать в телепередачах. Безусловно, все это расширяло и сознание, и творческий потенциал Владимира Высоцкого. В нем открылся талант к языкам: французский он выучил, просто общаясь с семьей и знакомыми Марины Влади. Как человек с советским менталитетом, Высоцкий иногда попадал в нелепые истории. Например, однажды, припарковав свой «Рено» перед домом Марины, он по привычке начал откручивать зеркала и дворники. Это увидел французский полицейский и, приняв Владимира за вора, хотел его арестовать. На шум выглянула из окна Марина и объяснила стражу порядка, что это не нарушитель, а владелец автомобиля.
Высоцкий не всегда мог справиться с заграничными соблазнами. Так, впервые оказавшись в казино, он с азартом сумасшедшего окунулся в игру. В Монте-Карло он выиграл крупную сумму и хотел продолжить: проигрался бы в пух и прах, если бы Марина силой не увела его в гостиничный номер. А в Лас-Вегасе он ее уже не слушал: проиграл все деньги - сначала свои, затем Марины. А потом заставил ее отдать все, что они отложили на обратную дорогу. Тоже проиграл... Конечно, из-за всего этого отношения дали трещину - пошла череда ссор и скандалов.
Напрасные жертвы
Роль спасительницы, которую взяла на себя Марина в браке, не слишком ей удавалась. Ради мужа она отказалась от карьеры и роскошной жизни во Франции. Она старалась как можно больше времени проводить рядом с супругом, а он... не приходил домой ночевать - все чаще и чаще. Из утонченной французской кинозвезды Марина Влади превратилась в обычную советскую гражданку, жену алкоголика. Посреди ночи Марина вставала, одевалась и ехала то к одним друзьям, то к другим в поисках мужа. Наконец в одной из квартир ей удавалось найти его, мертвецки пьяного. Она взваливала Владимира себе на плечи и тащила до таксит затем до дома. Укладывала, раздевала, отпаивала с ложечки, как ребенка. Однажды утром она обнаружила Высоцкого на полу ванной комнаты, схватила за руку - пульс не прощупывался. Вызвала неотложку, но везти актера в больницу врачи отказались: мол, у них план, а этот нежилец. И тогда Марина валялась у медиков в ногах, рыдала, умоляла. Раз за разом врачи жалели ее, давали шанс, вытаскивая Высоцкого с того света. До очередного приступа.
Жить так дальше было невозможно. Добрые люди регулярно докладывали Марине об изменах Высоцкого. Да он и сам не раз называл Марину другим именем. В книге воспоминаний Влади описывала, как унизительно себя чувствовала: тогда она не знала, что причиной его мужской несостоятельности были наркотики.
Высоцкий приходил, просил прощения, клялся, что кроме нее никого не любит. Она была ему не только женой, но и музой, вечным источником вдохновения. Ей он посвятил свои самые прекрасные стихи и песни. Обещал завязать с наркотиками, мечтал о новой жизни - ради нее, Марины. Она прощала, потому что любила и верила. Но ее жертвенность и страдания он ни понять, ни оценить не мог: у Высоцкого, кумира миллионов, уже началось расстройство личности. Владимир периодически жаловался друзьям, что видит себя как бы со стороны, ему все время казалось, что в комнате был кто-то еще, а на концертах выступал его двойник. Марина отвезла Высоцкого к лучшему психотерапевту, какого только смогла найти. Но результат лечения оказался неожиданным: Владимир решил, что именно Марина является источником всех его проблем, «черной тучей» в его жизни и ему нужно с ней развестись. Многие из друзей Высоцкого поддерживали эту идею, потому что недолюбливали Марину. Кто-то даже считал ее меркантильной: мол, она с Высоцким из-за денег, и ей все мало. Квартиры в Москве недостаточно, требует дачу и загородный дом. Но разве во Франции у красавицы актрисы было мало состоятельных поклонников, к тому же непьющих?
В последний путь
В 1979 году во время гастролей в Бухаре Высоцкий пережил клиническую смерть: его сердце остановилось. Но помощь подоспела вовремя, актера спасли. Однако организм был так изношен, что медики в один голос уверяли: долго Высоцкий не протянет. Так и случилось. 1980 год запомнился советским людям двумя событиями: московской Олимпиадой и смертью Высоцкого. Марина жила в Париже, но по первому же звонку мужа срывалась в Москву. Он должен был лететь к ней в Париж, но накануне Марине приснился ужасный сон. А утром раздался звонок: «Володя умер...»
Она даже не поняла, кто именно это сказал. Официальной причины смерти Высоцкого так и не назвали, так как его отец не разрешил вскрытие тела. По одной версии, это была асфиксия, по другой - инфаркт миокарда, по третьей - передозировка наркотиков.
Жить с Высоцким было тяжело, но без него стало невыносимо. Марина впала в глубочайшую депрессию, пыталась утопить свое горе в алкоголе и чуть было не покончила с собой. К счастью, рядом с ней оказался небезразличный человек - ее будущий муж, врач-онколог Леон Шварценберг. Он поддерживал Марину, в течение долгих месяцев выслушивал ее многочасовые рассказы о Владимире - ни о чем другом она говорить не могла - и посоветовал написать книгу о Высоцком. Марина Влади прислушалась к его совету, и в 1989 году вышла ее автобиографическая книга «Владимир, или Прерванный полет». В ней она выплеснула всю свою боль, рассказала о неизвестных до этого подробностях их совместной жизни. Она сравнила жизнь Высоцкого с осколком звезды, который вспыхнул в небе и прервал свой полет, упав на землю. Точнее и не скажешь