Пока такие мастера по связям с общественностью как Илон Маск и NASA говорят о своих чрезвычайно амбициозных планах по отправке людей на поверхность Красной планеты, Китай тихо объявил о своих марсианских намереньях. А китайцы, как известно, слов на ветер не бросают.
На конференции космического сектора GLEX в Санкт-Петербурге директор Китайской академии ракетных технологий (CALT) представил дорожную карту, направленную на высадку первых космонавтов на поверхность Марса.
Учитывая, что он не появлялся на конференции лично, а только через Интернет, можно было предположить, что Вагнг Сяоцзюнь просто распространяет смутную информацию перед участниками конференции. Однако стоит помнить, что Китай не играет в пиар-игры и почему-то не особо заботится об освещении в СМИ своих планов и космических достижений.
За последние несколько лет мы много раз видели, как Китай совершал что-то действительно громкое, например, посадку лунохода на невидимой с Земли стороне Луны, вывод зонда "Тяньвэнь-1" на орбиту вокруг Марса или посадку марсохода "Чжужун" на Марс. При этом все миссии получили весьма ограниченное освещение в СМИ. Иностранные наблюдатели, желающие узнать, как проходит завершающая фаза той или иной миссии, были вынуждены следить за различными интернет-аккаунтами на китайском портале Weibo или следить за сообщениями китайского телевидения или прессы, и только те наблюдатели, которые говорят по-китайски, потому что поиск информации на английском обычно ни к чему не приводил.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что когда Китай заявляет о своем желании отправить людей на Марс, это означает, что они над этим уже работают.
Как? Где? Когда?
Оказывается, китайцы какое-то время задумывались об отправке людей на Марс, и весь процесс подготовки к выполнению этой миссии уже спланирован и разбит на три ключевых этапа.
На первом этапе к Марсу полетят зонды и посадочные аппараты, в том числе зонд, задачей которого будет доставить образцы марсианского грунта на Землю. Зонды будут искать и детально анализировать лучшие места для базы на Марсе. Как только зондирование будет завершено, люди полетят на Марс, чтобы создать постоянную базу на поверхности. Только когда база будет построена, на третьем этапе к Марсу начнется массовая отправка транспортных кораблей, которые обеспечат базу необходимыми материалами как для экипажей, так и для ее расширения. По амбициозным расчетам первый китайский астронавт окажется на Марсе в 2033 году.
По общему признанию, этот проект звучит чрезвычайно амбициозно. Отправка целых флотилий кораблей, экипажей и материалов на Марс - задача намного сложнее, чем любая космическая миссия, до сих пор организованная Китаем. По этой причине ученые из Поднебесной ищут способы сократить расходы на миссию. Среди таких идей есть еще один, не менее амбициозный проект. В своей презентации Ван Сяоцзюнь упомянул, среди прочего, о "Лестнице в Небеса". Хотя он не уточнил, каким будет проект, комментаторы предполагают, что Китай рассматривает возможность строительства космического лифта, который будет доставлять полезные грузы и экипажи на околоземную орбиту, откуда корабли с ядерными двигателями смогут направиться к Марсу.
Так все ли в Китае продумано? Трудно сказать. Возможно, миссия на Марс окажется первой, в которой Китаю придется по ходу пересматривать свои амбициозные планы. На другом конце света у нас есть люди, которые также делают огромные успехи на пути к Марсу (мы можем ожидать первого орбитального полета Starship через несколько месяцев). Но, как известно, у SpaceX слишком амбициозные даты, которые постоянно переносятся. Так кто же первым вступит на Марс? Неизвестно. Осталось только запастись терпением.