Капотня, Останкино, Тушино и Ново-Переделкино – все это Москва, но вместе с тем и отдельные «мини-города» со своим уникальным укладом и атмосферой. Жители столицы не всегда называют себя «москвичами», куда чаще они вспоминают свои родные районы – причем, не в административных границах, а в исторических, в таких, какими их знают и помнят местные.
Как и почему современные города работают с прошлым и настоящим отдельных районов? Что такое районная идентичность? И правда ли, что горожане все чаще интересуются краеведением? Эти и другие вопросы эксперты в урбанистике и городском дизайне обсудили в первый день международной выставки «Город:детали» (в этом году проходит в онлайн-формате). Публикуем самые интересные отрывки одного из паблик-токов.
Житель Бирюлево найдет мало общего с жителем Красной Пресни
Каждый из нас ассоциирует себя с чем-то: например, с профессией или с местом, где мы живем.
«Локальная идентичность – это как раз про нашу идентификацию с тем или иным местом. Она может быть разных уровней: на уровне города, на уровне района, даже на уровне двора и дома. И сейчас в больших городах все большее значение приобретает именно районная идентичность».
«Москва все-таки слишком большая. Житель Бирюлево найдет мало общего с жителем Красной Пресни.
Сейчас растет запрос на то, чтобы эту самую идентичность как-то проявлять. Понятно, что мы себя ассоциируем со своим районом. Но чтобы по-настоящему его любить и гордиться им, нужно, чтобы он чем-то отличался от других. А с этим иногда бывают проблемы (вспомнить хоть знаменитый фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»)», – считает Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка».
Район на карте и район в восприятии горожан – это разные места
Иногда люди считают своим районом место, которое юридически районом Москвы не является. Одни могут сказать, что они из Беляево (хотя Беляево – часть района Коньково), другие – что они из Очаково (а это часть района Очаково-Матвеевского), третьи – что они из Тушино (при этом историческое Тушино сегодня делят районы Северное и Южное Тушино, а также Покровское-Стрешнево).
«Существует разница между тем, как воспринимают и как делят город на районы сами жители и как эти районы делятся официально, – говорит Михаил Алексеевский.
– Например, посмотрим на границы района Таганский, куда входит даже Солянка. Я думаю, что любой москвич скажет, что Солянка никак не может относиться к Таганке, потому что Таганка находится с другой стороны Яузы».
Что должен делать город, чтобы каждый его район был особенным
Большие города – словно лоскутное одеяло. Нужно, чтобы каждый его фрагмент был не просто частью единой композиции, но и самостоятельным красивым элементом.
«Очень важно понимать на концептуальном уровне, что может означать для тебя твой район. Это не то, что принадлежит владельцу или капиталисту. Это то, что принадлежит именно тебе, и то, чем ты можешь пользоваться. Нужно уметь «прочитать» все то, чем живет район», – считает Кристиан Паг, директор Архитектурной триеннале в Осло.
В Москве поиск и создание уникальных образов районов ведется на уровне программы мэра «Мой район». «Мы однозначно видим заинтересованность жителей в этих процессах. Тому подтверждение – практически стопроцентная посещаемость всех мероприятий учреждений культуры, посвященных изучению района (это, к примеру, экскурсии, встречи единомышленников и встречи районных сообществ)» – рассказывает Тимур Вахитов, генеральный директор Московской дирекции по развитию культурных центров.
Неочевидную роль может сыграть и благоустройство: комфортная городская среда зачастую заново открывает людям их родные места.
«Жители начинают все больше и больше понимать свой район, ценить его, интересоваться историей, – продолжает Тимур Вахитов. – А город уже предоставляет все возможности для того, чтобы беспрепятственно получить эту информацию: например, в библиотеках или в рамках общегородских программ, фестивалей, посвященных москвоведению».
Важную роль также играет и другой принцип программы «Мой район» – децентрализация, то есть формирование ценности не только у центральных районов Москвы. «Чтобы любить свой район, необязательно жить на Патриках или в Тверском районе. Любить можно и через знание истории. Москва – это вообще город про любовь», – подытоживает Тимур Вахитов.
А как в других городах?
Район Сельма в Калининграде: уникальную историю можно найти и в «спальнике»
Сельма – один из новейших районов города, поэтому определить его уникальный образ, основанный на истории места, долгое время было невозможно. Ситуация изменилась, когда в свет вышла книга «Мифы и легенды Сельмы», созданная калининградскими школьниками и студентами под руководством антрополога Михаила Алексеевского.
«Мы начали проводить глубинные интервью с жителями (от мэра города до бабушек, сидящих на скамейках во дворе). И вдруг оказалось, что в этом районе есть масса всего интересного: и своя история, и свои достопримечательности, и свои мифы и легенды, – рассказывает Михаил. – И в конечном счете выход этой книжки позволил сплотить жителей района. Если раньше они думали, что живут в самом неинтересном уголке города, то сейчас оказалось, что даже в самом заурядном спальном районе есть свой пласт истории. И с этими историями можно работать: например, делать стрит-арт-проекты или фестивали».
Район Христиания в Копенгагене: свобода самовыражения
Христиания – самоуправляемая коммуна в центре Копенгагена – долгое время считалась одним из самых трудных районов города с нетрадиционным (а для кого-то – и анархическим) укладом жизни. Это квартал свободных художников, неформалов. «Тем не менее власти поняли, что пусть это место и не идеальное, хорошо, что оно в принципе существует. Оно отличается от других районов Копенгагена, оно уникально. В Христиании мы видим, как люди переосмысляют и перерабатывают пространство фантастическим образом. Это особый район, со своей душой, со своей идентичностью. И это дает возможность сообществу выражать в городе все то, что оно хочет выразить», – рассказывает Кристиан Паг, директор Архитектурной триеннале в Осло.
Нижний Новгород: интерес к городу через паблик-арт
Фестиваль уличного искусства «Место» проходит в Нижнем Новгороде с 2017 года. Его цель – это не только поддержка стрит-арта в России, но и переосмысление городской среды. Теперь каждый год в Нижнем создаются новые яркие граффити – причем как в исторических, так и в типовых районах города. «После фестиваля у нас появляются новые городские ориентиры: например, «дом с рыбаком» или «дом с собаками». Люди назначают рядом с ними места встречи или же проводят здесь экскурсии. Это работает не только на событийный туризм, но и на туризм локальный – когда местные проводят экскурсии для местных. Горожане идут гулять для того, чтобы узнать что-то новое о своем городе или районе», – говорит Дарья Шорина, архитектор, советник губернатора Нижегородской области.
В 2018 году в городе прошел еще один фестиваль паблик-арта, который привлек внимание к истории старых разрушающихся деревянных домов. В инициативе участвовали власти, градозащитники и художники, которые провели консервацию старых построек, а в оконных проемах разместили картины и исторические справки, рассказывающие о прошлом этих мест.
Узнать больше о возрождении локальных сообществ и городских районов можно на деловых сессиях выставки «Город:детали».