Найти тему

Спортивные зверята Георгия Карлова

Чемпионат Европы по футболу 2020 закончился для России печальным поражением. Увы, никого этим закономерным, систематически повторяющимся событием не удивив.

Снова были разговоры о правильных выводах на будущее и превратностях капризной фортуны, которая не щадит даже высокоактивных
("...бегали 25 минут, в отличие от бельгийцев...") миллионеров в шортах. Пожалуй, на результат здорово бы повлияла угроза назойливо актуальной
кары страшной, что в Голландии нормой считается.

Впрочем, чтобы появилось жгучее желание победы ради чести, престижа хотя бы, – вопреки всему упрямо что-то доказать всем, – нужны нематериальные амбиции. На худой конец негативная мотивация: позорная отставка, отлучение от спонсорской благодати. А если для дерзости в лощеном инстаграмном мире нашей вселенной не находится причины – чего тогда напрягаться.

Чтобы отвлечься от грустных реалий, вернемся во времена славного спортивного прошлого с иллюстрациями советского графика Георгия Карлова.

Он рисовал животных для сотен детских книжек, особенно часто попадается крохотная книжица "Кот-болельщик", где богатая мимика главного героя без слов расскажет юному читателю о происходящем на поле.

Или карикатурные коты, азартно болеющие за любимую команду. Эта иллюстрация была создана для одного из выпусков украинского сатирического журнала "Перец", который выходит до сих пор в онлайн-формате.

Вот оцифрованный архив номеров с 1922 года, там можно поискать - как раз в 1960-м проходил первый Чемпионат Европы по футболу.

Георгий Карлов, Коты-болельщики, иллюстрация к журналу "Перец", 1960-е
Георгий Карлов, Коты-болельщики, иллюстрация к журналу "Перец", 1960-е

Но были еще картины и агитплакаты на злобу дня, есть целая серия рисунков Карлова о вреде пьянства.

Во время войны художник рисует пронзительные рисунки на раздобытой где-то дефицитной чертежной бумаге, растушевывая сажу пальцем. За них он получит звание заслуженного деятеля искусств УзССР.

"В 1920 году мы всей семьей переехали в Ташкент. Жил случайными заработками, беспризорничал. Работал грузчиком, на станции, колол дрова за еду, выгребал мусорные ямы. Вечерами посещал художественную студию".

Он вернулся в Москву только в 1944 и потом наведывался уже переполненным ностальгией туристом, всегда с теплотой отзываясь о любимом городе, где провел много лет.

"Теперь из старожилов Ташкента мало кто, наверное, помнит, каким было ранее их любимое место отдыха «Комсомольское озеро». А раньше здесь было тихо и безлюдно, змеились овраги, по откосам зияли сказочные пещеры, росли пышные урюковые сады, вспоминал Карлов. Они с друзьями любили приходить сюда на этюды. Особенно осенью, когда спадала жара. И урюковая листва, опаленная солнцем, пылала каким-то вселенским пожаром. Какие это были неповторимые краски! Для наших пейзажистов эти места являлись своими азиатскими пенатами…" (Николай Красильников, 1984)

Живя в столице СССР он посвящает себя целиком графике, становится известным анималистом, художником "про зверят для ребят".

Рисунки Карлова есть в книгах Маршака, Михалкова, Барто. И даже взрослых, например, одном из изданий "12 стульев" Ильва и Петрова.

Карлов сотрудничал с издательством "Просвещение", опубликовал два авторских учебника: первый в 1976 году "Изображение птиц и зверей", второй вышел в 2002-м - "Рисование животных и птиц".

По-настоящему живые, поучительные, анатомически верные и добрые рисунки... Какая ирония, что оценить глубину этих потрепанных книжиц из детства можно особенно сейчас, когда вокруг изобилие красочной литературы, в большинстве своем пустотелой.

-9

Присоединяйтесь к нам, дальше будет еще интереснее. Делитесь с друзьями – вам несложно и бесплатно, а нам полезно и приятно.

Больше коротких арт-историй: Телеграм / ВК / ОК