Найти в Дзене
О Москве нескучно

Каково жить в сталинском доме, который стоит практически на вокзальной платформе

Оглавление

Почему дом расположили в таком неудобном и несколько странном месте? По какой причине здание стало объектом нападок советских чиновников после начала борьбы с архитектурными излишествами? Что означают украшения дома: заметные и те, которые нужно поискать? А также - каково жить в такой близости от вокзала? И какие здесь квартиры? Об этом и не только расскажу сегодня.

Шикарный замок на маленьком клочке земли

Дом по адресу Ленинградский проспект, 1 достойно справляется с возложенной на него функцией - быть частью парадных ворот широкой магистрали. Если вы двигаетесь из центра, то здание будет слева. Узнать его можно по оригинальным башенкам в центральной части фасада. В остальных формах и деталях сооружения есть нечто общее даже со средневековым замком. Изначальный проект реконструкции Ленинградского проспекта предусматривал строительство более массивных домов сразу после Тверского путепровода.

Да и в принципе вся застройка проспекта, согласно идеям архитектора Каро Алабяна, планировалась более внушительной и вычурной. Дом под номером 1 начали возводить в 1949 году по проекту Михаила Готлиба, Бронислава Хилькевича и Бориса Мезенцева. Заказчиком выступило Министерство путей сообщения, которому принадлежал земельный участок. Вообще он предназначался для развития пригородного сообщения, но чиновники решили обустроить здесь жильё для сотрудников ведомства.

План застройки Ленинградского проспекта от площади Белорусского вокзала, разработанный Каро Алабяном. Картинка из книги "Архитектура Москвы 1941-1955" под ред. Н.Н. Броновицкой.
План застройки Ленинградского проспекта от площади Белорусского вокзала, разработанный Каро Алабяном. Картинка из книги "Архитектура Москвы 1941-1955" под ред. Н.Н. Броновицкой.

Из-за необычного расположения будущего дома архитекторы столкнулись с трудностями. Достаточно массивное сооружение нужно было вписать в маленькое пространство, ограниченное с трёх сторон. С одной были платформы для электропоездов, с другой - Нижняя улица. А с третьей - Тверской путепровод, который построили ещё в 1904 году по проекту зодчего Ивана Струкова. Он же, кстати, создал нынешнее здание Белорусского вокзала.

Справа от Белорусского вокзала видно небольшой фрагмент строящегося дома №1 по Ленинградскому проспекту, 1953. Автор фото: С. Фридлянд. С сайта www.pastvu.com.
Справа от Белорусского вокзала видно небольшой фрагмент строящегося дома №1 по Ленинградскому проспекту, 1953. Автор фото: С. Фридлянд. С сайта www.pastvu.com.

В итоге дом разместили практически на платформе. Поэтому первый этаж решили сделать нежилым. Однако есть другая версия, почему людей сюда заселять не стали, а именно - проблемы с почвами. Грунты были водянистыми, породам не хватало устойчивости. Потребовалось закладывать глубокий фундамент. Поэтому решили, что жильцов на первый этаж лучше не заселять, а приспособить пространство для других помещений.

Средневековый замок около вокзала

Внешний вид здания получился шикарным. В лучших традициях Сталинского ампира. Дом фактически примыкал к перронам Белорусского вокзала, на который приезжали советские солдаты с фронта в 1945 году. Поэтому #архитектура должна была соответствовать тем важным историческим событиям, которые здесь происходили. Кроме того, часто здание было одним из первых объектов, которые видели пассажиры, пребывающие на вокзал. Требовалось создать нужное впечатление о столице.

Ленинградский проспект, 1. Вид в сторону Белорусского вокзала, 1956. С сайта www.pastvu.com.
Ленинградский проспект, 1. Вид в сторону Белорусского вокзала, 1956. С сайта www.pastvu.com.

Так дом стал чем-то похож на средневековую крепость: с гранёными башнями по углам, с лепными украшениями, эркерами (выступами) с большими окнами. Дополнили всё это цветом стен, который похож на кремово-жёлтый и разбавлен белыми акцентами. Но, конечно же, самая яркая деталь - это башни. Есть версия, что они появились, для того чтобы визуально облегчить конструкцию. На мой взгляд, они и правда создают ощущение устремлённости здания ввысь.

Войти во двор со стороны Ленинградского проспекта можно через массивную арку. Её своды украсили кессонами (углублениями), в которых разместили цветы. Кроме того, на стенах тоже есть лепные украшения.

Украшения входной арки со стороны Ленинградского проспекта, 2021.
Украшения входной арки со стороны Ленинградского проспекта, 2021.

В отличие от фасадной стороны, та, что выходит во двор, выглядит скромнее. Но для жилых построек сталинской эпохи это характерно. Обычно щедро украшенная часть здания выходила на проспект или улицу, а на стенах со стороны двора декор мог отсутствовать полностью. Хотя в доме на Ленинградском проспекте есть милые балконы, а также подъезды. Их украсили колоннами по бокам и фронтонами (треугольная штука) над входными дверями.

Излишние излишества

Закончили #строительство дома в 1953. Он получился разной этажности. Максимальное количество в центральной части - 9. #История сложилась таким образом, что через два года вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами. В тексте документа указывалось, что такие сооружения, как дом №1 на Ленинградском проспекте (и многие другие), это бессмысленная трата денег. Архитекторы со своими портиками, лепниной, башенками застряли в прошлом. А советским людям нужно двигаться в будущее, где у каждого будет собственная жилплощадь, без всяких неуместных изысков.

Вид на дом №1 по Ленинградскому проспекту со стороны платформы Белорусского вокзала, 1976. С сайта www.pastvu.com.
Вид на дом №1 по Ленинградскому проспекту со стороны платформы Белорусского вокзала, 1976. С сайта www.pastvu.com.

Несмотря на в целом негативное отношение советских чиновников к этому дому, он появлялся в кино. Именно в разгар борьбы с архитектурными излишествами. Здание вы можете увидеть в фильме "Девушка без адреса" 1957 года. А также в киноленте "Летят журавли" того же года выпуска в сцене, где Вероника и москвичи встречают военных с фронта на Белорусском вокзале.

Какие здесь квартиры, и каково жить в них

Несмотря на шикарный внешний вид, #квартиры здесь не такие уж и большие, если сравнивать с домами на Кутузовском или же Ленинском проспектах. Например, четырёхкомнатная всего 93 квадратных метра. Потолки высокие - 3,2 метра. Площадь кухонь разная, в зависимости от подъезда и этажа. Где-то 10 квадратов, а где-то всего лишь 7. Планировка изолированная. Стоимость двухкомнатной квартиры в таком доме составляет почти 19 миллионов рублей. Не сказать, что это очень дорого для такого здания. Это данные на 2021 год. А сейчас, в 2024-м, суммы совсем другие. Двушку продают минимум за 26,5 млн. Есть варианты и за 40 млн. Но там, похоже, перепланировка. Сделали двухкомнатную из трёшки.

Один из подъездов дома №1 на Ленинградском проспекте.
Один из подъездов дома №1 на Ленинградском проспекте.

Но помимо хороших квартир есть и минусы, которых не так уж и мало. Во-первых, те, кто живут с видом на Белорусский вокзал, наверное, уже наизусть выучили все объявления поездов. Кроме того, вокзал - это всегда шум. Хотя, возможно, есть что-то романтичное в том, чтобы смотреть из окна на уходящие поезда. Во-вторых, из-за близости вокзала здесь не всегда приятный контингент во дворе. В-третьих, Тверской путепровод и оживлённое Ленинградское шоссе не способствуют тишине.

Вид с Тверского путепровода на электропоезда и дом №1 по Ленинградскому проспекту. Можно сказать, что люди, у которых окна выходят сюда, живут практически на вокзале, 1982. С сайта www.pastvu.com.
Вид с Тверского путепровода на электропоезда и дом №1 по Ленинградскому проспекту. Можно сказать, что люди, у которых окна выходят сюда, живут практически на вокзале, 1982. С сайта www.pastvu.com.

К тому же здесь магистраль сужается перед мостом, а значит - постоянные пробки, сигналящие автомобили и загазованность. Ленинградский проспект сегодня - это не то же самое, что было во времена #СССР , когда улица утопала в зелени. Сейчас тут намного меньше деревьев, от которых мало толку.

Вот и пробки на въезде на Тверской путепровод, 2019. Фото отсюда: https://domofoto.ru
Вот и пробки на въезде на Тверской путепровод, 2019. Фото отсюда: https://domofoto.ru

Почти все вышеперечисленные минусы можно превратить в плюсы, если захотеть. Ведь рядом находится метро "Белорусская", а одноимённый вокзал позволяет использовать не только поезда и электрички, но и аэроэкспрессы в "Шереметьево".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!