Почему дом расположили в таком неудобном и несколько странном месте? По какой причине здание стало объектом нападок советских чиновников после начала борьбы с архитектурными излишествами? Что означают украшения дома: заметные и те, которые нужно поискать? А также - каково жить в такой близости от вокзала? И какие здесь квартиры? Об этом и не только расскажу сегодня.
Шикарный замок на маленьком клочке земли
Дом по адресу Ленинградский проспект, 1 достойно справляется с возложенной на него функцией - быть частью парадных ворот широкой магистрали. Если вы двигаетесь из центра, то здание будет слева. Узнать его можно по оригинальным башенкам в центральной части фасада. В остальных формах и деталях сооружения есть нечто общее даже со средневековым замком. Изначальный проект реконструкции Ленинградского проспекта предусматривал строительство более массивных домов сразу после Тверского путепровода.
Да и в принципе вся застройка проспекта, согласно идеям архитектора Каро Алабяна, планировалась более внушительной и вычурной. Дом под номером 1 начали возводить в 1949 году по проекту Михаила Готлиба, Бронислава Хилькевича и Бориса Мезенцева. Заказчиком выступило Министерство путей сообщения, которому принадлежал земельный участок. Вообще он предназначался для развития пригородного сообщения, но чиновники решили обустроить здесь жильё для сотрудников ведомства.
Из-за необычного расположения будущего дома архитекторы столкнулись с трудностями. Достаточно массивное сооружение нужно было вписать в маленькое пространство, ограниченное с трёх сторон. С одной были платформы для электропоездов, с другой - Нижняя улица. А с третьей - Тверской путепровод, который построили ещё в 1904 году по проекту зодчего Ивана Струкова. Он же, кстати, создал нынешнее здание Белорусского вокзала.
В итоге дом разместили практически на платформе. Поэтому первый этаж решили сделать нежилым. Однако есть другая версия, почему людей сюда заселять не стали, а именно - проблемы с почвами. Грунты были водянистыми, породам не хватало устойчивости. Потребовалось закладывать глубокий фундамент. Поэтому решили, что жильцов на первый этаж лучше не заселять, а приспособить пространство для других помещений.
Средневековый замок около вокзала
Внешний вид здания получился шикарным. В лучших традициях Сталинского ампира. Дом фактически примыкал к перронам Белорусского вокзала, на который приезжали советские солдаты с фронта в 1945 году. Поэтому #архитектура должна была соответствовать тем важным историческим событиям, которые здесь происходили. Кроме того, часто здание было одним из первых объектов, которые видели пассажиры, пребывающие на вокзал. Требовалось создать нужное впечатление о столице.
Так дом стал чем-то похож на средневековую крепость: с гранёными башнями по углам, с лепными украшениями, эркерами (выступами) с большими окнами. Дополнили всё это цветом стен, который похож на кремово-жёлтый и разбавлен белыми акцентами. Но, конечно же, самая яркая деталь - это башни. Есть версия, что они появились, для того чтобы визуально облегчить конструкцию. На мой взгляд, они и правда создают ощущение устремлённости здания ввысь.
Войти во двор со стороны Ленинградского проспекта можно через массивную арку. Её своды украсили кессонами (углублениями), в которых разместили цветы. Кроме того, на стенах тоже есть лепные украшения.
В отличие от фасадной стороны, та, что выходит во двор, выглядит скромнее. Но для жилых построек сталинской эпохи это характерно. Обычно щедро украшенная часть здания выходила на проспект или улицу, а на стенах со стороны двора декор мог отсутствовать полностью. Хотя в доме на Ленинградском проспекте есть милые балконы, а также подъезды. Их украсили колоннами по бокам и фронтонами (треугольная штука) над входными дверями.
Излишние излишества
Закончили #строительство дома в 1953. Он получился разной этажности. Максимальное количество в центральной части - 9. #История сложилась таким образом, что через два года вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами. В тексте документа указывалось, что такие сооружения, как дом №1 на Ленинградском проспекте (и многие другие), это бессмысленная трата денег. Архитекторы со своими портиками, лепниной, башенками застряли в прошлом. А советским людям нужно двигаться в будущее, где у каждого будет собственная жилплощадь, без всяких неуместных изысков.
Несмотря на в целом негативное отношение советских чиновников к этому дому, он появлялся в кино. Именно в разгар борьбы с архитектурными излишествами. Здание вы можете увидеть в фильме "Девушка без адреса" 1957 года. А также в киноленте "Летят журавли" того же года выпуска в сцене, где Вероника и москвичи встречают военных с фронта на Белорусском вокзале.
Какие здесь квартиры, и каково жить в них
Несмотря на шикарный внешний вид, #квартиры здесь не такие уж и большие, если сравнивать с домами на Кутузовском или же Ленинском проспектах. Например, четырёхкомнатная всего 93 квадратных метра. Потолки высокие - 3,2 метра. Площадь кухонь разная, в зависимости от подъезда и этажа. Где-то 10 квадратов, а где-то всего лишь 7. Планировка изолированная. Стоимость двухкомнатной квартиры в таком доме составляет почти 19 миллионов рублей. Не сказать, что это очень дорого для такого здания. Это данные на 2021 год. А сейчас, в 2024-м, суммы совсем другие. Двушку продают минимум за 26,5 млн. Есть варианты и за 40 млн. Но там, похоже, перепланировка. Сделали двухкомнатную из трёшки.
Но помимо хороших квартир есть и минусы, которых не так уж и мало. Во-первых, те, кто живут с видом на Белорусский вокзал, наверное, уже наизусть выучили все объявления поездов. Кроме того, вокзал - это всегда шум. Хотя, возможно, есть что-то романтичное в том, чтобы смотреть из окна на уходящие поезда. Во-вторых, из-за близости вокзала здесь не всегда приятный контингент во дворе. В-третьих, Тверской путепровод и оживлённое Ленинградское шоссе не способствуют тишине.
К тому же здесь магистраль сужается перед мостом, а значит - постоянные пробки, сигналящие автомобили и загазованность. Ленинградский проспект сегодня - это не то же самое, что было во времена #СССР , когда улица утопала в зелени. Сейчас тут намного меньше деревьев, от которых мало толку.
Почти все вышеперечисленные минусы можно превратить в плюсы, если захотеть. Ведь рядом находится метро "Белорусская", а одноимённый вокзал позволяет использовать не только поезда и электрички, но и аэроэкспрессы в "Шереметьево".
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!