Несколько своих публикаций я посвятил репрессиям СССР и «Большому террору», в которых я усомнился не только в том, что репрессии были массовыми и необоснованными, но даже в том, что сам «Большой террор» существовал как явление. Повторюсь, наверное, - я не историк. У меня нет исторического образования. Но я читаю, думаю, сомневаюсь, проверяю. И чем дольше я это делаю, тем больше у меня сомнений и все больше крепнет убеждение, что сомневаюсь правильно. Некоторые читатели со мной согласились, но некоторые, и их куда как больше половины считают, что репрессии были масштабными и пострадали лишь невинные, а СССР был преступным государством, и разрушение его было просто необходимым делом. Есть еще люди, которые, считая, что репрессии все же были массовыми, тем не менее, высказывают мнение, что они были необходимыми, а если где и страдали невинные, то это были перегибы и т.д.
Что самое поразительное – и те и другие в подтверждение своего мнения приводят высказывания наших современных историков, и чаще всего Земскова. Да, я тоже читал Земскова и в своих трудах, в частности книге «Сталин и народ. Почему не было восстания» он приводит статистику по осужденным в период от революции до смерти Сталина. И по нему выходит, что на самом деле репрессированных было не 100 миллионов, как уверяют Солженицыны, а «всего» 4 миллиона, что расстрелянных было не 10 миллионов, а «всего» 700 тысяч. Не такой уж и кровавый был этот Сталин!
Так вот, одна часть читателей Земскова радостно хлопает в ладоши и кричит – видите! Не 100 миллионов, а 4 миллиона! А ваш Солженицын врет все! А другие бухтят: аааа, видите?! Целых 4 миллиона в лагерях, несколько миллионов в ссылках, аж 700 тысяч расстрелянных! Кровавый тиран, кровавый режим, преступное государство!
Да и все современные историки, дующие нам в уши в соцсетях о репрессиях, все до одного ссылаются на Земскова. Даже отъявленные сталинисты считают его непререкаемым авторитетом, а даваемые им числа по политзаключенным в СССР единственно верными.
Википедия называет Земскова «первооткрывателем ранее закрытых для ученых архивных фондов по истории политических репрессий в СССР». Более того, она утверждает, что «Благодаря работам В. Н. Земскова общественность, до того в основном черпавшая сведения о репрессиях в СССР из публицистики, получила возможность познакомиться с научной точкой зрения на характер и масштабы репрессий».
Даже известный всем философ Кара-Мурза пишет в своей книге «Манипуляции сознанием», что «Историк В. Н. Земсков вот уже почти десять лет занят кропотливой, но очень важной работой: он систематизирует архивные данные, отражающие деятельность ГУЛАГа, и публикует подробные сводки по всем категориям репрессированных…». При этом отмечает, что сам Земсков вовсе не сталинист и это «надежно констатирует в публикациях. Не сталинист, но факты уважает».
То есть, понимаете, нам очень прозрачно намекают на то, что Земсков, не будучи сталинистом, тем не менее, своими исследованиями дает нам реальные числа по репрессиям, что вроде как бы должно отмыть Сталина и его команду от той сажи, которой их измазали демократы с либералами. И раз он не сталинист, но дает меньшие числа – это значит, что он просто честный человек и мы должны ему верить. Но принимая эти числа за единственно верный результат человек все же видит, что 700 тысяч человек все-таки были расстреляны ни за что. Что миллионы человек были все-таки загнаны в лагеря и ссылки. Тоже в основном ни за что.
Но, почитав другую литературу и другие труды Земскова, я пришел к выводу, что он лжет, а те историки, которые ссылаются на него, и которых я тоже ранее увлеченно слушал и уважал, либо тоже лгут нам сознательно, либо просто бараны имеющие дипломы, ученые степени и звания и умный вид морды лица. И что из этого хуже я не знаю.
Почему я так считаю? Объясняю.
Открываем в интернете работу Земскова В.Н. «Масштабы политических репрессий в СССР (против спекулятивных и мифологических построений). Данная работа опубликована Институтом Российской истории РАН, г. Москва. Статья поступила в редакцию 30.01.2012 г.
Можете найти и прочитать ее здесь: https://cyberleninka.ru/article/n/masshtaby-politicheskih-repressiy-v-sssr-protiv-spekulyativnyh-i-mifologicheskih-postroeniy/viewer
И вот что мы там видим:
«В начале 1989 г. по решению Президиума Академии наук СССР была создана комиссия отделения истории АН СССР во главе с членом-корреспондентом Академии наук Ю.Н. Поляковым по определению потерь населения. Будучи в составе этой комиссии, мы в числе первых историков получили доступ к ранее не выдававшейся исследователям статистической отчетности ОГПУ-НКВД-МВД-МГБ. Уже тогда нами была опубликована серия статей по статистике репрессий, заключенных, спецпоселенцев, перемещенных лиц и т.д.»
Далее он пишет, что «согласно сводной статистике, имеющейся в Отделе регистрации и архивных фондов бывшего КГБ СССР, за весь советский период (1918-1990) по обвинениям в государственных преступлениях и некоторым другим статьям уголовного законодательства аналогичного свойства были осуждены 3853900 человек, из них 827995 приговорены к смертной казни. Несколько иной информацией располагал 1-й спецотдел бывшего МВД СССР. По его статистике в период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года по обвинениям в совершении контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлений было осуждено 4060306 человек, из них 799455 – к высшей мере».
Далее об этой статье не буду, прочтите сами. Довольно интересно, не пожалеете. Но смотрите, что получается? А получается то, что уже в 1989 году Земскову было известно то количество репрессированных и расстрелянных, которое, якобы, по словам Кара-Мурзы и прочих Жуковых-Спицыных-Колпакиди, он смог вывести лишь после нескольких лет безвылазного сидения в архивах! Я не спорю – наверное он действительно сидел в архивах. Но вот, что он там делал во время этого сидения? Какой он к черту первооткрыватель, если ему эти фонды выдало еще в 1989 году само КГБ и само МВД? Да, возможно, он был «десять лет занят кропотливой, но очень важной работой», но какой? Пересчитывал данные предоставленные правоохранительными ведомствами? Для того, чтобы прийти к выводу, что их данные верны? А разве это не глупость? Десять лет человек, целый академик, считал то, что уже давно было сосчитано и учтено до него, получал зарплату, всякие премии. А может это наглость? Или хуже того – вредительство?
И до этого, в начале 2000-х он и в Литературной газете и в Аргументах и фактах рассказывал журналистам о том, что все эти числа по репрессированным ему были предоставлены КГБ и МВД. Не добыты путем многолетней и кропотливой работы в архивах, а просто предоставлены ведомствами, которые вели эти учеты. Более того, Земсков в своей статье приводит таблицу со сравнительной статистикой осужденных в 1921-1952 годах по политическим мотивам по данным тех же МВД и КГБ, но при этом в ссылке указывает, что эту таблицу он «содрал» из книги Попова В.П. «Государственный террор в советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация//Отечественные архивы. 1992. № 2 с.28. вот тебе и многолетние изыскания!!!
Ну, вот представьте такую ситуацию. В бухгалтерии организации ведется постоянный бухучет и все сведения формируются в сводные, отчетные таблицы по годам. Приезжает в организацию ревизор, ему выдают все имеющиеся документы. Он сидит, читает их. Потом пишет свой отчет своему начальству о проделанной работе. А его начальство вдруг публикует в газете статью о том, что их ревизор в результате кропотливого труда определил, что у предприятия вот такой доход, вот такие расходы, вот такие убытки и так далее. И все хлопают в ладоши – ай какой же ревизор молодец, такую огромную работу провел! Но ведь не о ее провел. Ее неделями, месяцами и годами делали простые бухгалтера предприятия. Он только прочел эти сведения и довел их до своего руководства. ВСЕ! То же самое и с Земсковым! Может и корявый пример, уж извините, я не бухгалтер, но суть такая же.
Да, и тут у меня возникают серьезные сомнения в интеллектуальной полноценности самого этого Кара-Мурзы. Так как свою книгу «Манипуляция сознанием», в которой он говорит о кропотливой работе в архивах, выпустил в 2000 году, то есть тогда, когда сам Земсков еще в открытую говорил, что все сведения он получил в КГБ и МВД, а не сидючи в архивах. Либо же Кара-Мурза нагло врал и тем самым манипулировал нашим сознанием.
А потом вдруг оказалось, что это были долгие изыскания в архивной пыли. Почему? Для чего? Выскажу свое мнение.
Дело в том, что В.Н. Земсков, еще раньше, заявлял, что сведения о количестве репрессированных были получены во время работы комиссии под председательством А.Н. Яковлева в 1988 году. Задача этой комиссии была опорочить всю историю СССР, обвинив его в массовых репрессиях, тем самым показать преступность режима и нецелесообразность дальнейшего существования этой системы. Чего они и добились. Комиссии Яковлева эти сведения были предоставлены тогдашним председателем КГБ. Кто такой Яковлев? Вот, что он говорил в 2001 году: «На первых порах перестройки нам пришлось частично лгать, лицемерить, лукавить — другого пути не было. Мы должны были — и в этом специфика перестройки тоталитарного строя — сломать тоталитарную коммунистическую партию». Их задача была ясна – разрушение существовавшего строя и страны. Но если они лгали на первых порах, то где гарантия, что они не лгали и на последующих этапах своей деятельности? Как там говорится? «Единожды солгав – кто тебе поверит?»
Но ближе к 2015 году народ стал уставать от вранья, и начал потихоньку прозревать. Люди начали понимать, что все эти вопли Солженицына, Новодворской, Резунов-Суворовых и иже с ними о миллионах жертв кровавого сталинского СССР, полная лажа. Что им нагло врут. Но ведь тогда получается, что врут и вообще о сталинском времени. Что на самом деле все было совсем не так, как нам пытаются это преподнести. Сознание людей начало ускользать от манипуляторов. Они поняли, что их ложь оказалась слишком чудовищна даже по меркам Геббельса и в нее перестают верить. Допустить этого было нельзя. Допустить, чтобы люди поняли, что потеряли прекрасный шанс движения к светлому будущему было нельзя ни в коем случае. Но как продолжить поддержание в людях веры в то, что СССР эпохи Сталина был преступной организацией? И придумали вот что. Объявили, что Земсков антисталинист. И что пытаясь доказать преступность сталинского режима он на долгие десять лет засел в архивы, самоотверженно копался в архивной пыли и обнаружил, что Исаич был неправ. Что жертв было гораздо меньше. Но поскольку он честный человек, то он не стал это утаивать, а честно опубликовал.
Теперь нам говорят – да, действительно жертв было гораздо меньше. Но они были! Их было меньше на порядок, но они были! Сталин все равно был тиран. Чекисты все равно были палачами. СССР однозначно был преступным государством и подлежал уничтожению. Как сейчас говорят – переобулись в воздухе.
И вот теперь скажите мне – что, эти историки наши, они не знают, что была Комиссия Яковлева, которая имела такие сведения? Они не знают, что Земсков писал в 2000 году, что он писал в 2012 году? Если не знают – то грош им цена как историкам! Они не историки, а мелкие лавочники, которые за деньги пытаются повесить нам на уши просроченную лапшу.
Ну а если они все это прекрасно знают?
Ну а если они так самоотверженно врут и пошли на то, что в десятки раз снизили количество репрессированных? То у меня возникает мысль - а действительно ли именно такие числа были представлены Комиссии сотрудниками КГБ и МВД? Ведь Яковлев говорит: «нам пришлось частично лгать, лицемерить, лукавить — другого пути не было». А можно ли в данном случае верить Земскову? Может ему тоже пришлось «частично лгать, лицемерить, лукавить»? Ведь и Рогинский – основатель «Мемориала» признался перед смертью, что ему приходилось завышать числа репрессированных, так как это было нужно в тот момент его товарищам и они бы его не поняли, если бы он озвучил реальные числа. Но если здесь везде вранье, то логично возникает мысль – а правдивые ли те сведения которые Председатель КГБ представил Яковлеву? Может они тоже завышены в несколько раз? А может он вообще ничего не предоставлял Яковлеву, а они сами просто нарисовали то, что им было нужно? Ведь эти сведения появились на самом начальном этапе, когда им «пришлось частично лгать, лицемерить, лукавить» ведь «другого пути не было»?
А еще у меня возникает мысль, что у них еще есть резерв на снижение. Может быть нас ждет следующий этап снижения количества репрессированных? Еще раз в десять? И что тогда получится в остатке?
А что думаете вы по этому поводу?