В конце июня Москва откровенно перегрелась. Коммунальные службы активно охлаждают дороги и проводят аэрацию воздуха, а горожане тем временем спасаются от жары под офисными кондиционерами или же в тенистых парках. Кто может – сбегает за город. Несмотря на то, что в Подмосковье тоже стоит жара, перенести ее куда легче в загородном домике или на природе. Почему так происходит?
Вы и сами наверняка замечали, что в центре города (особенно летними вечерами) ощутимо теплее, чем на окраинах. Это явление – его называют «тепловым островом» – характерно для всех мегаполисов. Города стремительно перегреваются: в среднем температура воздуха тут на пару градусов выше, чем в пригородах.
Эффект «теплового острова» возникает по нескольким причинам. Во-первых, большие города – это тонны асфальта и бетона, которые в жару нагреваются до экстремальных температур. Во-вторых, свою роль играет высота зданий: небоскребы усиленно поглощают и отражают тепло, становясь своеобразным «обогревателем» для всего района. Еще больше усугубляют ситуацию раскаленные автомобили и, как ни странно, кондиционеры, которые, охлаждая помещение внутри, выделяют и отдают тепло городским улицам.
Во всем мире уже давно бьют тревогу относительно перегрева мегаполисов, ведь высокие температуры напрямую влияют на жизни и здоровье людей. Но решать эту проблему города предлагают не только с помощью кондиционеров, но и за счет более устойчивых способов.
Мы расскажем о самых эффектных.
Способ 1. Добавить больше зелени
Пожалуй, самая очевидная стратегия – обеспечить город тенистыми и прохладными природными участками, высадить больше парков и садов. Один из самых известных примеров – Сингапур, где активное озеленение идет с 60-х годов. Начиналось все просто с посадок деревьев, а теперь здесь стараются создать так называемый «город в саду» – современный и урбанизированный мегаполис, который будет буквально утопать в зелени. План включает создание не только гигантских парков мирового класса (как, например, «Садов у Залива» с их знаменитыми «супердеревьями»), но и зеленых зон в жилых районах, а также соединяющих их природных коридоров.
Еще одна визитка Сингапура – озелененные здания: сады на крышах и террасах здесь – обычная практика («цветут» в городе даже небоскребы). По планам властей к 2030 году площадь «зеленого покрытия» крыш и фасадов должна дойти до 200 га.
Разумеется, одни лишь парки и сады не решают проблему «теплового острова» в Сингапуре: в городе с влажным и жарким климатом работают и другие стратегии. Тем не менее, по некоторым подсчетам, зеленые зоны мегаполиса уже снизили температуру здесь на 1-2 градуса.
Активно «зеленеют» сейчас и другие мировые города. В Милане, к примеру, не так давно построили «Вертикальный лес» – жилой комплекс из двух башен, особенностью которого стали многочисленные террасы с высаженными деревьями, кустарниками и цветниками. А в Москве вот уже несколько лет создают и приводят в порядок парки в окраинных районах города – от Капотни до Куркино.
Способ 2. Добавить светлых красок
Мы с детства помним, что черные поверхности на солнце нагреваются быстрее, чем светлые. В современных мегаполисах темных цветов немало: например, асфальт и крыши домов. В 2017 году в Австралии посчитали, что бетонные и асфальтовые дорожки в жаркий день могут достигать 65 градусов, а кровли зданий – все 90.
Элегантное (и, что важно, недорогое) решение предложили в Нью-Йорке, который скоро можно будет смело назвать «городом белых крыш». С 2009 года здесь покрывают кровли зданий специальной белой краской, отражающей солнечные лучи. Результат: более «прохладные» крыши (примерно на 23 градуса Цельсия ниже, чем традиционные темные), которые не только нивелируют эффект «теплового острова», но и снижают температуру воздуха внутри домов, что побуждает людей отказываться от кондиционеров.
Идею уже подхватили и в индийских городах: белые крыши особенно необходимы бедным районам, где зачастую других способов спастись от жары нет.
Тем временем в Лос-Анджелесе высветлить решили не крыши, а дороги: несколько улиц здесь покрыли серым светоотражающим составом. Впрочем, у инициативы есть и серьезные побочные эффекты. Несмотря на то, что новое покрытие нагревается меньше, пешеходам температура воздуха, наоборот, кажется выше. Объясняется это тем, что краска отражает солнечный свет и в результате его поглощают люди.
С дорожным покрытием экспериментирует и столица Катара Доха, которая в следующем году примет Чемпионат мира по футболу. Один из самых жарких городов планеты выкрасил одну из своих центральных улиц в ярко-голубой цвет. Если специалисты заметят положительный эффект, то, возможно, в будущем все дороги здесь будут иметь красивый лазурный оттенок.
Доха, к слову, вводит и другие меры по борьбе с жарой: богатый мегаполис может позволить себе даже уличные кондиционеры. Спасительную прохладу здесь можно найти на тротуарах, в уличных кафе и на дорожках, тянущихся вдоль торговых рядов (чтобы горожанам было комфортнее разглядывать витрины). О пагубном влиянии кондиционеров на изменение климата тут знают. Но, как признается газете The Washington Post исполнительный директор Арабского молодежного климатического движения в Катаре (Arab Youth Climate Movement Qatar) Нишад Шафи: «Это вопрос выживания. Тут слишком жарко».
Способ 3. Создать ветер
С другой стороны, прохладный бриз могут обеспечить не только кондиционеры, но и планировка города: достаточно провести улицы и разместить здания так, чтобы по территории циркулировал ветер. В свое время отсутствие естественного проветривания города особенно остро почувствовали жители Токио. Большой ошибкой этого мегаполиса стала застройка берега залива небоскребами: высотки, словно ширма, не пропускали бриз далее вглубь столицы.
Но есть и вдохновляющий пример – город Штутгарт в Германии. Это место часто сравнивают с котлом: город располагается в долине, окруженной горными хребтами, где, будто в большой чаше, может собираться жаркий воздух и смог. Добавим к этому и то, что Штутгарт является центром автомобильной промышленности, а кое-где чересчур плотно застроен. Но случилась ли здесь экологическая катастрофа? Нет: тут быстро осознали, что город необходимо проветривать и создали систему «зеленых коридоров», по которым и циркулируют естественные воздушные потоки. Теперь на кейс Штутгарта смотрят и другие мегаполисы, столкнувшиеся с нехваткой свежего воздуха.
А в инновационном экограде Масдар, который сейчас строится в эмирате Абу-Даби фактически посреди пустыни, представили более высокотехнологичное решение. Воздух на улице здесь охлаждает 46-метровая ветряная башня, работающая на альтернативных источниках энергии. Сооружение затягивает прохладный воздух сверху и, наоборот, высасывает жаркий воздух с улицы. Интересно, что вдохновением для этого проекта стали традиционные на Ближнем Востоке бадгиры (ветроловы) – башни, которые использовались для вентиляции и охлаждения домов.
Способ 4. Вернуть в город воду
В сухой жаркий день многие из нас инстинктивно тянутся к водоемам и фонтанам. Воздух рядом с ними зачастую существенно свежее и прохладнее за счет испарения воды.
Современные мегаполисы все чаще выделяют пространство не только под дороги и здания, но и под так называемую «голубую инфраструктуру»: реки, каналы, пруды, фонтаны. Так, в 2000-х власти Сеула вернули в центр города ручей Чхонгечхон, который ранее в течение многих десятилетий протекал в коллекторе под гигантским шоссе. Дорогу демонтировали, водоем раскопали и разбили около него длинный ландшафтный парк, который не просто украсил город, но и снизил эффект «теплового острова». Теперь около ручья температура воздуха в среднем на 5 градусов ниже: этого удалось добиться за счет сноса шоссе, сокращения автомобилизации, озеленения и, конечно же, возвращения водоема.
В Москве за последние месяцы тоже звучали предложения возродить реки и ручьи, которые сейчас заключены в коллектор. В КБ «Стрелка», к примеру, представили проект по восстановлению 218 км исторических водотоков, включая Неглинную, Черторый и заливные луга в Лужниках. В своем исследовании эксперты напомнили, что даже небольшая река может снизить температуру воздуха на 1 градус.
Но пока столица создает «голубую инфраструктуру» другими методами: город открывает набережные для пешеходов, строит сухие фонтаны и даже создает новые пруды. Один из них – Ходынский – вырыли при создании парка «Ходынское поле» на месте старого аэродрома. И теперь в жаркие дни посетители парка идут либо к водоему, либо к сухому фонтану.
«Вода – это важный элемент для любой природной территории, – рассказывает в интервью программе «Мой район» главный архитектор парка Ольга Макаренко. – Она создает ощущение спокойствия и воздействует на человека несколько по-другому, нежели другой ландшафт. Наличие воды в любой рекреационной зоне, это, конечно, большая удача».
Наконец, большие города внедряют и более оригинальные технологии – например, распыляют холодную воду на пешеходов. Так, в Токио специальные установки крепят на навесы и перголы, размещают в пешеходных зонах и в парках, а в китайском городе Чунцин распылители появились на автобусных остановках. Способ весьма экстравагантный, зато быстродействующий.