В российской историографии преобладает точка зрения, что освобождение Руси от ордынского ига произошло в 1480 г. после стояния на реке Угре. Но существует и альтернативное мнение, в частности профессор А.А. Горский считает что освобождение произошло несколько раньше, а именно в 1472 г.
В начале 70-х годов XV в. обстановка вокруг Русского государства была довольно тревожной, на западе располагалось Великое княжество Литовское, князь которого являвшийся одновременно польским королем Казимир IV, претендовал на политическую власть над Новгородом и Псковом. На юге хан Большой орды Ахмат предпринимал попытки восстановить единство и могущество Золотой орды. Между ним и Казимиром IV был заключен союз направленный против Русского государства. А в Новгороде победила про литовская партия, намеревавшаяся выйти из-под влияния Москвы, с чем обратилась к польскому королю. Казимир не решился сам вступать в конфронтацию с Москвой, намеревался склонить к общему выступлению хана Ахмата, в связи с чем к нему было отправлено посольство.
Но пока между королем и ханом шли переговоры, в 1471 г. Великий князь Всея Руси Иван III предпринял поход на Новгород, в результате которого новгородские войска были разгромлены 14 июля на реке Шелони, а 11 августа между москвичами и новгородцами был подписан Коростынский договор возвращавший Новгород в политическую орбиту Москвы.
Летом того же 1471 г. судовая рать состоявшая из добровольцев вятчан под командованием Кости Юрьева совершила набег на Сарай. Вероятно этот набег и стал причиной того что Ахмат не смог выступить против Руси в этом году.
Но нападения Ахмата на Руси ожидали и к нему готовились. По всей видимости о передвижении войск Ахмата также было известно заранее, скорее всего об этом сообщила либо сторожа, находящаяся в поле, либо агентурная разведка в самой Орде. Но в конце июня к границе был выдвинут передовой полк воеводы Федора Давыдовича с Коломничами, а следом за ним 2 июля отправились полки князей Данилы Холмского и Ивана Стриги Оболенского. Войска развернулись вдоль оборонительной линии расположенной на Оке, по обе стороны от Коломны.
Однако 30 июля к Великому князю пришло известие о том, что Ахмат движется к Алексину, расположенному в 120 верстах выше по течению и западнее Коломны. То есть Ахмат совершил глубокий обход русских оборонительных рубежей и выйдя к Алексину, он оказался бы в двух дневных переходах от Москвы. Это стало полной неожиданностью для русского командования.
Получив данное известие, Иван III отправил сына Василия в Ростов к своей матери, а сам направился в Коломну, где находились главные силы русских войск, чтобы принять командование над ними. Теперь русским войскам предстояла задача развернуть правый фланг для обороны Москвы в случае прорыва татар у Алексина. А также необходимо оставить значительные силы для обороны Коломны, ведь нельзя было исключать и того факта, что удар в Алексинском направлении мог быть просто отвлекающим маневром.
29 июля к Алексину вышел татарский авангард, а на следующий день подошли главные силы, их сюда вывели какие-то предатели из русских. По сообщениям Великокняжеского свода, город не был готов к нападению, в нем не было ни пушек, ни пищалей, ни тюфяков. Тем не менее алексинцы затворились в городе и приготовились к обороне. Но татары не стали штурмовать Алексин, а сожгли его вместе с жителями.
31 июля татары стали переправляться через Оку по имеющимся бродам. В этой местности находился только малочисленный полк воевод Петра Федоровича Челядина и Семена Беклемишева. Они не могли помешать переправе, однако попытались хотя бы задержать ее на какое-то время и видимо это им удалось сделать. Вскоре к сюда подоспели войска удельных князей Василия Михайловича Белоозерского и Юрия Васильевича Дмитровского, они и помогли удержать переправу. А вслед за ними стали подходить главные силы Ивана III усиленные служивыми татарами касимовского царевича Данияра. Типографская и Ермолинская летописи упоминают также как участников данных событий углицкого князя Андрея Большого и вологодского князя Андрея Меньшого.
После неудачной первой попытки переправиться через Оку, хан Ахмат увидев на противоположном берегу большое русское войско в блестящих доспехах, на вторую попытку не решился. К тому же в татарском войске началась моровая язва и поэтому Ахмат повернул обратно.
Русские войска не стали преследовать татар, ограничившись лишь обороной своих рубежей. Вероятно опасаясь заразиться от них моровой язвой, а возможно и просто опасались, ведь в степи легкая татарская конница имела преимущество. Но как бы то ни было, отступление хана Ахмата означало фактическое его поражение.
Так почему же часть историков и в частности А.А. Горский считают что окончание ордынского ига произошло в результате именно победы под Алексином? Дело в том, что в 1480 г. хан Ахмат обвинял Ивана III в том, что тот ему уже девять лет дань не платит. Видимо выплата дани Русью прекратилась после этого сражения, а значит избавление от ордынского ига произошло в 1472 г., а не в 1480 г.