Кареты – это спящие красавицы Версаля. И каждая из них рассказывает страницу истории Франции. Везде роскошные ткани, бронза и золото. Достаточно одного взгляда, чтобы понять: эти предметы – бесценное сокровище. Чтобы выделить такое украшение, обрамление должно соответствовать поставленной задаче.
Что может быть естественнее, чем установка карет в гигантском здании, построенном Жюлем Ардуэном-Мансартом для королевских лошадей?
«Гранд-Экюри́» – Большие конюшни Версаля
«Любой принц Европы сделал бы их своим дворцом, но это всего лишь конюшни короля Франции», – можно прочитать на одной из металлических панелей, украшающих вход. При Людовике XIV около 1500 человек работали в этом храме французского искусства верховой езды.
Четыре колеса и много золота. «Карета олицетворяет силу, цель – поразить воображение людей», говорят исследователи прошлых эпох. Лучшие мастера того времени, от художников до вышивальщиц, создавали эти произведения искусства, предназначенные для пышного зрелища, а не для производства на поток.
В 1789 году насчитывалось около 2000 придворных карет Ancien Régime (Старого режима). Все или почти все эти королевские символы были уничтожены или потеряны во время Революции. И сейчас они выставлены в Галерее Больших конюшен.
Наполеон и его 40 экипажей
Для своей свадьбы Наполеону потребовалось 40 карет. Император готовил свою свадьбу как молниеносный военный поход.
Отвергнув Жозефину Богарне, виновную в том, что она не родила ему детей, Наполеон уже через месяц женился повторно на Мари-Луизе Австрийской и заказал... 40 карет для церемонии. Почему 40? — Потому что у Бурбонов было только 30. Необходимо было добиться большего.
Это был вызов для всех профессий, которые заняты в производстве карет. Кареты носили названия драгоценных камней, среди них были бирюза и сердолик. На это второе бракосочетание императора они спустились по Елисейским полям в сад Тюильри 2 апреля 1810 года, но одна из них ехала пустой. Это была карета Императрицы.
На все золото Карла X
29 мая 1825 года Карл X, яростный реакционер, был коронован в Реймсе королем Франции. После Революции и Империи он хочет произвести впечатление.
Меньше шести месяцев он дал кузнице Далдрингену, лучшему мастеру того времени, мастерам тысяч ремесел: плотникам, мастерам по золочению, бронзовым работам, художникам, вышивальщицам, чтобы сделать карету, которой никто никогда не видел.
Она весит 4 тонны вместо обычных 1,5 тонн, и позолоченная бронза излучает сияние каждым своим квадратным сантиметром.
Передвигаться в таком тяжелом экипаже – почти нонсенс, но как он прекрасен, с его малиновым бархатом и золотом даже в мельчайших деталях отделки!
Коляска дофина
Он, конечно, не особо ею воспользовался. Младшему сыну Людовика XVI было 4 года, когда разразилась Революция. Его тащили в своей маленькой карете... две козы в парке Сен-Клу. Эта мини-карета была не игрушкой, а показным символом маленького принца – из резного, расписного и позолоченного дерева, отделанного красной кожей.
Она имеет огромную ценность: все королевские кареты Ancien Régime были уничтожены в огне революционной ярости. Эту детскую коляску забыли в хозяйственных постройках – служебных помещениях – замка Сен-Клу и нашли уже гораздо позже. Маленький мальчик, рожденный не в то время принцем, который мог стать королем под именем Людовик XVII, умер от голода и издевательств в возрасте 10 лет в тюрьме в 1795 году.
Король в санях по снегу
Это было до глобального потепления. Зимы в Версале были очень суровыми, снег ложился гладко. Ради развлечения придворные и правители, от Людовика XIV до Людовика XVI, соревновались наперегонки в невероятных деревянных санях с изображениями леопардов, черепах или фантастических животных, запряженных лошадьми.
Людовик XV вел свои сани так быстро, что другие отказывались мчаться по заснеженным склонам парков рядом с ним во время гонок, организованных как турниры.
Версаль был единственным двором в Европе, где женщины сами управляли своими санями... Нереальные сцены в замерзших водах Гранд-канала. Сани неслись за подкованной лошадью в сбруе, сплошь расшитой серебром и с позолоченными бубенцами.
Забытый король, но его карета, сокровище той эпохи, вошла в историю.