Биографическую повесть Елены Ильиной "Четвертая высота" про юную актрису, трагически погибшую участницу Сталинградской битвы Гулю (Марионеллу) Королеву помню с детства как радостную и светлую.
Почему-то в памяти совсем не осталось глав про войну. Помню только смелые, отчаянные поступки девочки (заход в вольер к слону), киносъемки, поездку в Артек, дружбу с ребятами из разных стран, увлечение прыжками в воду. Для меня это была запредельная жизнь – я-то в подростковые годы считалась скромницей и тихоней. Все главы повести после описания 22 июня 1941 года совсем не запомнились, будто это другая книга.
Недавно, к Дню памяти и скорби, мне довелось перечитать книгу вновь, и внимание привлекла глава «Голубое ведро».
Маленькая Гуля просит маму купить игрушечное ведерко голубого цвета. Ответ: «Куплю, когда будешь хорошая девочка», не удивляет, сама в детстве слышала такое от родителей много раз.
Вот что задело. Когда дочь наконец получила свое ведро и начала шалить, задевая им прохожих, мама пригрозила отдать игрушку другой девочке.
– Хорошей? – спросила Гуля.
– Да уж получше тебя, – ответила мама.
И привела угрозу в исполнение - отдала ведерко милиционеру, чтобы он отнес его своим детям.
Мама ожидала Гулиных слез. Она призналась, что чуть не разревелась от жалости к ребенку, которого сама и наказала.
Дочка ничем не выдала своей боли и обиды.
В другой раз мама выбросила в окно Гулину куклу за то, что девочка не слезла с опасного подоконника по ее требованию.
Гуля рассказала отцу, что они с мамой выбросили ее вместе. «Плохая была кукла», но ее «немножко жалко».
Упор в книге сделан на то, что сильный и волевой характер девочки ковался, с маминой помощью, с детства. При довольно жестких (если не жестоких) поступках матери из дочки выросла женщина-герой, которая ушла на фронт, чтобы умереть за семимесячного сына. А ей очень хотелось для него жить.
Гуля погибла, когда ей было 20, – сейчас это считается едва ли не детством.
Но современные психологи увидели бы в поступках мамы травмирующее воспитание. Условность любви (хороших девочек любят, а плохие никому не нужны), посягательство на собственность ребенка, которому, в свою очередь, сложно выразить свои чувства – боль, обиду, – и он их подавляет волевым усилием, что ни к чему хорошему не ведет.
Как вы думаете, кто прав?
И стоит ли сегодня воспитывать в детях характер и волю подобным образом?