О произведении Агнии Барто "Дневник Наташи Ивановой" я узнала лишь недавно, я к своему стыду вообще не знала, что Агния Барто писала прозу. Неожиданным было ещё и то, что я не смогла найти произведение в Интернете, чтобы прочитать его детям, в онлайн доступе имеется лишь ознакомительный кусочек текста. Возможно я не умею искать, но обычно любое произведение особенно популярного писателя, особенно давно умершего легко можно найти в Интернете, а тут глухо. Я уж было собралась в библиотеку, но помог случай, я купила искомую книгу в Магните. В обычном продуктовом Магните рядом с домом.
Книга написана очень легко и непосредственно о войне в ней детям не рассказывается, но возможно, что именно благодаря этой книге дети смогут осознать ужасы Великой Отечественной войны.
Повествование идёт от лица москвички семиклассницы Наташи, её отец на фронте, а она с матерью и младшей сестрой эвакуирована за Урал.
Наташа пишет дневник:
Прочитала свой дневник и очень удивилась. Мне кажется теперь, что совсем не я его писала, а какая-то другая девочка, мало похожая на меня. Неужели я была такой маленькой в прошлом году? Я описывала на скольких ёлках я была, как мы ходили на каток, какие к нам приезжали артисты.
Теперь я опять решила вести дневник, у меня здесь совсем нет друзей.
Уже две недели, как мы в Свердловске. Живём здесь с мамой и с Мариной. Тут по вечерам светло, город не затемнён. В Москве мы совсем отвыкли от огня на улицах. Когда наш эшелон подошёл к первой освещённой станции, Маринка сказала громко и сердито:
– Вот их сейчас оштрафуют за то, что у них свет горит.
Моим старшим детям 9 лет и 8 лет, я стараюсь им рассказывать о войне, и о тех испытаниях, которые пришлось пережить народу, но им современным и благополучным детям это трудно осознать. У них не укладывается в голове, как это от Москвы до Свердловска (то есть Екатеринбурга) можно ехать на поезде два месяца. Приходится объяснять, что такое теплушка, почему нет гражданской авиации, и почему нельзя включать свет. Но всё равно им не страшно и не больно, как было мне в детстве, они не знакомы с очевидцами тех событий, они уверены, что такое больше не повторится.
Говорят, что когда человечество забывает о последней войне, начинается новая. Надеюсь, что это не так, что больше таких войн не будет, и что человечество не забудет.
Раньше, когда мы изучали по истории войны, я совсем не представляла себе, что это такое в действительности. Я вздыхала, перелистывала учебник – ой, как много задано, ещё надо выучить всю Тридцатилетнюю войну. Теперь мне часто приходит в голову мысль: неужели будущее школьники, наши потомки или предки, я всегда их путаю, тоже будут думать – ой, ещё надо выучить всю осаду Москвы. Поймут ли они, что заключается в этих словах?
Агния Барто права, такое время наступило, детям скучно изучать войну. Но я не позволю своим детям не знать об этой войне. Где-то сама расскажу, где-то помогут старые фильмы такие, как "Баллада о солдате", "Помни имя своё", "А зори здесь тихие", "А бой идут одни старики", а где и новые фильмы помогут, например, мы сходили на фильм "Девятаев" (не нужно здесь его ругать, каждый видит то, что хочет увидеть).
"Дневник Наташи Ивановой" показывает, как меняется мировоззрение девочки-подростка, как она принимает и проживает войну, как учится сострадать и радоваться даже в тяжёлое время. В книге показано, как много и тяжело работали дети для нашей общей Победы.
Второй год нам не дают нормально отметить Победу, но в поддержку какого-то там Навального ходят тысячи, и концерты проводят, и давка на наших курортах и в торговых центрах не смущает. Так может уже скоро и несанкционированный Бессмертный полк пройдёт.