Найти в Дзене
частные суждения

Как булгаковский Мастер вызвал в Москву Воланда

Прямых отсылок к «Фаусту» в романе Булгакова хватает. В том числе упоминается одноимённая опера Гуно, самое популярное на тот момент произведение по мотивам трагедии Гёте. Явно виден и параллелизм сюжетов у Гёте и Булгакова — главные герои любят девушку по имени Маргарита (она же Гретхен), оба общаются с дьяволом и получают от него помощь. Однако во всём остальном доктор Фауст и писатель Мастер полностью противоположны.

Современная постановка «Фауста».
Современная постановка «Фауста».

Мастер одинок, а у Фауста есть ученик и восторженные поклонники из числа местных обывателей. Фауст действует, Мастер сидит в каморке. Мастер с властью и обществом почти не соприкасается, во всяком случае по своей воле. Фауст затевает финансовую аферу (с подачи дьявола), даёт советы императору, управляет масштабными земляными работами. Фауст слеп (в конце трагедии — и буквально), Мастер зряч и прозорлив, он по одному невнятному описанию Бездомного сразу понимает, с кем тому не посчастливилось повстречаться. Фауст играет чувствами девушки, потом оставляет её обречённой на смерть. Мастер верен своей любви.

Кадр из экранизации Владимира Бортко.
Кадр из экранизации Владимира Бортко.

Однако есть ещё одно, самое главное различие. Мастер сознательно и целенаправленно дьявола не призывал. Более того, он о нём даже не писал, его текст — о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, дьявола в его романе нет. Мастер при встрече с Воландом ничего от него не хочет и контракт с ним не заключает. Все контакты между влюблёнными и дьяволом проходят через Маргариту, которую удалось уговорить свите Воланда. Как видим, и в этом Мастер — полная противоположность Фауста, как и московская Маргарита, легко пошедшая на контакт с чертями, является противоположностью Гретхен, инстинктивно шарахавшейся от Мефистофеля.

Иллюстрация к «Фаусту» Гёте.
Иллюстрация к «Фаусту» Гёте.

Однако если Мастер дьявола в Москву не вызывал, как же тот очутился в красной столице? Может быть, его привлёк сам факт торжества здесь безбожной власти? Нет, в разговоре с Берлиозом он с удивлением узнаёт, что нынешние москвичи — атеисты. И за эту ценную информацию он благодарит своего собеседника. Однако была ведь некая причина, по которой Воланд попал в Москву? Да, и этой причиной стал именно Мастер. Но, в отличие от Фауста, он вовсе этого не хотел, просто так получилось.

Воланд в фильме «Роковые яйца», 1995 г.
Воланд в фильме «Роковые яйца», 1995 г.

В творчестве Булгакова этот сюжет вообще ключевой: профессор Персиков в «Роковых яйцах» не ставил себе целью вывести орду гигантских рептилий (как и Рокк, начальник совхоза «Красный луч», который желал всего лишь обеспечить советских людей курятиной), профессор Преображенский тоже не хотел создавать ещё одного хулигана, да ещё и селить его в собственной квартире. В пьесе «Иван Васильевич», по которой Гайдай снял свою великолепную комедию, жулик Милославский и управдом Бунша тоже не хотели оказаться в прошлом. Всё происходит вроде бы случайно, но роковые события каждый раз вызваны конкретными действиями вполне определённых людей.

Иллюстрация к «Мастеру и Маргарите».
Иллюстрация к «Мастеру и Маргарите».

Так и здесь, Мастер написал свой роман, в результате чего в Москве появился дьявол. Как такое могло произойти, какой магией? Да самой что ни на есть советской и марксистской. Советские люди ещё в школе заучивали наизусть магическую формулу: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». А советский жанр соцреализма ставил своей главной задачей исправить действительность путём её правильного описания. Писателям вменялось писать не о том, что есть, а о том, что должно быть. Описывать правильных людей, совершающих правильные (с партийной точки зрения) поступки. Причём впервые сам термин «соцреализм» появился в «Литературной газете» 23 мая 1932 года, когда Булгаков сочинял свой текст.

Иешуа и Пилат. Кадр из экранизации Юрия Кары.
Иешуа и Пилат. Кадр из экранизации Юрия Кары.

Волшебство соцреализма сработало. Мастер написал текст, его издали, его прочитали тысячи советских людей. Отчего же тогда в Москве не появился Иешуа? На то можно назвать множество причин. Сам Мастер не проходил по его ведомству, поскольку «он не заслужил света, он заслужил покой» — как говорит в финале Левий Матфей. А «покой» — это филиал ада, его первый круг, поэтому неудивительно, что к Мастеру отправились адские силы.

Воланд, иллюстрация к «Мастеру и Маргарите».
Воланд, иллюстрация к «Мастеру и Маргарите».

Но была ещё одна причина. Господь, по мнению теологов, это полнота совершенства. Всякое несовершенство, ущербность, неполнота — характернейшие признаки нечистой силы. А ведь роман Мастера был издан не полностью, его напечатали отрывками. И потом сам автор сжёг свой текст, сохранился лишь кусок, вырванный из огня Маргаритой. Поэтому совершенный господь и не мог войти в мир автора, вот несовершенный дьявол для этого вполне годился. То есть, борясь с текстом романа Мастера, советские писатели стали причиной того, что пришёл именно дьявол, который с ними рассчитался по заслугам.