Какие экономические показатели вы знаете? В первой тройке точно будут ВВП, стоимость потребительской корзины и инфляция. А слышали ли вы про индекс Big Mac?
Конечно, этот индекс не такой серьезный и официальный показатель как первые три. Но все же знать о нем лишним не будет. Хотя бы ради расширения экономического кругозора :) Блеснете потом в компании друзей!
Есть такая теория – паритет покупательской способности. Согласно ей, валюты разных стран необходимо сравнивать между собой по тому, сколько стоит один и тот же товар. Например, возьмем один томат. В России он стоит 20 рублей (условно), а в США – 0,5 доллара. Значит, 20 рублей = 0,5 доллара (так как мы сравниваем цены через одинаковый помидор), а 1 доллар = 40 рублям. Также можем сюда «вставить» стоимость томата в любой другой стране.
Но бегать в поисках одинаковых томатов по странам – сложное дело. Нужно что-то очень универсальное, а что может быть универсальнее всемирной сети Макдоналдс? Во-первых, закусочные этой сети есть почти по всему миру, во-вторых, в составе всеми любимого бургера Big Mac самые распространенные (читай – универсальные) по миру продукты: мясо, сыр, зелень, хлеб. Конечно, не потребительская корзина во всем своем великолепии, но ее «младший брат» как минимум.
Что можно сделать с помощью этого индекса? По факту, только поприкалываться. Считается, что индекс помогает определить, какая валюта в мире недооценена и/или переоценена. Например, индекс Big Mac за январь 2021 года (журнал The Economist публикует индекс дважды в год – в январе и июле) показал, что российский рубль недооценен на 68%. В целом, это не новость даже для бигмака – рубль входит в ТОП-3 самых недооцененных валют по версии индекса Big Mac с 2018 года. А самая переоцененная валюта – швейцарский франк (опять же, согласно съедобному индексу :)).
Какие еще индексы бывают?
Есть и другие необычные индексы, которые, в целом, высчитываются по принципу бигмаковского индекса. Мне больше всего нравится индекс латте (люблю кофе, что уж тут) – в нем за «основу» берут tall latte – стандартный латте из Старбакса.
Еще один интересный индекс – Lipstick Index (индекс губной помады). Леонард Лаудер из Estee Lauder в 2001 году заметил, что во время экономического спада продажи помад растут – женщины стараются радовать себя в мелочах, чтобы отвлечься от проблем и поднять настроение. Если денег на сумку от Шанель нет, то на помаду точно найдутся! Так что, если продажи косметики резко выросли – в экономике страны скорее всего проблемы.
И «на закуску» индекс оливье и борща. Замеряют этот индекс только в России, и, на мой взгляд, он больше всех других шуточных индексов укладывается в экономические тенденции, так как близок по смыслу к принципу вычисления потребительской корзины.