Скажите, у вас когда-нибудь бывало такое: читаешь книгу (или смотришь фильм) и понимаешь, что сюжет до боли знаком? Герои другие, декорации изменились, но еще на старте можно предсказать, каким будет финал.
Британский писатель и журналист Кристофер Букер написал книгу, в которой описывает причины этого явления. Он проанализировал множество произведений и пришел к выводу, что весь мир литературы держится на 7 базовых сюжетах.
1. Победа над чудовищем
Надвигается угроза, и главный герой встает на тернистый путь борьбы со злом. Например, Илья Муромец борется с Соловьем Разбойником, Нео - с матрицей, а Гарри Поттер - с Тем-Кого-Нельзя-Называть.
2. Из грязи - в князи
Классическая история про Золушку, она же Анастейша из "50 оттенков серого". В рамках сюжета обыкновенный человек растет как личность и добивается успеха.
3. Путешествие и возвращение домой
Герой попадает в мир, который не похож на привычную для него реальность. Это и "Робинзон Крузо", и сериал "Лост", и "Приключения Алисы в стране чудес", и "Машина времени", и даже "Кин-дза-дза".
4. Приключение (квест)
Герой совершает трудное и полное опасностей путешествие, чтобы добиться цели. Главное отличие от предыдущего сюжета - герой не просто путешествует и пытается вернуться на родину, исходная точка его мало интересует, ему нужно за тридевять земель, чтобы получить какие-то плюшки. Пример - история Ясона, который отправился в поход за золотым руном.
Цель может быть не всегда связана с путешествием и богатством: детективы тоже попадают под эту категорию. Пожалуй, сюда бы я отнесла и истории про месть (страдания обидчика воспринимаются героем как награда).
5. Возрождение
Герой во власти злых чар, и нужно чудо, чтобы все жили долго и счастливо. Типичный пример - история о спящей красавице. Далеко не всегда сюжет связан с какой-то магической подоплекой. Например,фильм с Джимом Керри «Всегда говори „да“» можно отнести к этой же категории: герой буквально "возрождается". "Полианна" - еще один пример. Эта история о том, как девочка преображает замкнутых людей, которые забыли о том, как быть счастливыми.
6. Комедия
Любой из перечисленных выше сюжетов потенциально может быть представлен в жанре комедии. Но Кристофер Букер выносит комедию в отдельную категорию базовых сюжетов. Подразумевается, что такой сюжет строится по определенным законам: главные герои становятся жертвами случайных совпадений, невезения, каких-то сплетен. В основе какая-то путаница, которая благополучно разрешается к финалу, и все живут долго и счастливо. Причем искрометные шутки и хохот читателей/зрителей - не обязательное условие. "Женитьба Фигаро", "Ирония судьбы, или С легким паром" - комедии.
7. Трагедия
Кульминация такого сюжета - роковая гибель главного героя. Обычно это просходит из-за жажды власти или любовной страсти. "Анна Каренина" и "Король Лир" - типичные примеры.
Как вы оцениваете такую классификацию? Я думаю, что схема рабочая, но все же утрированная. Конечно, нужно учитывать, что большинство историй мультисюжетны и включают в себя несколько категорий. Хотя я все равно не могу идентифицировать некоторые произведения. Например, "Собачье сердце" Булгакова. Как думаете, какие базовые сюжеты включены в эту повесть?
Кстати, я вдруг осознала, что "Колобок" - это трагедия.