Найти тему
Мой православный мир

Можно ли делать на теле татуировки, наколки? Протоиерей Олег Стеняев

Давайте посмотрим, что говорит об этом Библия. Открываем книгу Левит, 19 глава, 28 стих: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» Здесь мы видим, что запрет на изображение наколок на теле находится между запретом делания что-либо со своим телом ради умершего, потому что раньше в память об умершем делали нарезы на теле, пальцы отрезали, выбивали зубы и т.д. И дальше говорится: «Я Господь (Бог ваш)».

Почему вот этот призыв не накалывать на себя письмен находится между этими двумя фрагментами? Прежде всего нужно понять, что в Священном Писании изначально не было никаких стихов и глав, поэтому первую часть этого стиха можно считать самостоятельным предложением, также, как и вторую часть, а третья уже идёт отдельно. Но если запрет на изображение письмен на теле находится между этими двумя отрывками, то конечно это не случайно.

Читаем 1 послание Коринфянам 6 глава, 20 стих: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Когда человек учится в школе, ему никто не даёт права гвоздём царапать своё имя или имя любимой девушки, потому что это школьная собственность. И само тело человека – это собственность Бога. Поэтому мы не имеем права делать никаких нарезов на теле, не имеем права также делать наколок на теле, потому что Господь Бог наш создал нас по образу и подобию своему. Поскольку мы куплены дорогой ценою, служить обязаны Богу, чтобы чем-либо оскорблённый Он нас не вернул сатане, смерти нас не предал.

Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «Это служит не только к обличению, но и побуждает к добродетели. Как говорит Апостол – ты можешь делать что хочешь, но разве ты можешь делать, что хочешь, ты не властен над собой. Говоря это, он не отвергает свободной воли и сказав: «всё мне позволительно, но не всё полезно», он Павел, не отнимает у нас свободы. И здесь опять-таки написав «И вы не свои» он не нарушает свободной воли, но отклоняет от порока и показывает попечения владыки творца, поэтому и добавляет - вы куплены дорогою ценою».

Мученик Киприан Карфагенский пишет в трактате об одевании дев: «Прославим же и будем носить Господа в чистом и нескверном теле, соблюдая всевозможную осторожность, искупленные Кровию Христовою повинемся воле Искупителя своего во всех действиях нашего служения Ему; постараемся о том, чтобы ничего скверного и нечистого не было вносимо нами в храм Его (наше тело), дабы Он, оскорбившись нашим поведением, не оставил жилища, в котором теперь обитает». Поэтому изображение каких-то наколок на теле неприемлемо, человеческое тело – это не доска объявлений, это то, что Господь дал нам, что мы должны соблюдать в чистоте до второго пришествия Его.