История провального американского кино полна неожиданных сюжетов и поворотов. Сегодня мы поговорим о давних фильмах, потерпевших непредсказуемый крах в Голливуде, но побивших все рекорды кассовых сборов в СССР.
Что это – феномен «советского» менталитета или закономерные сбои в американской индустрии кинобизнеса, где балом правят продюсеры, а режиссеры уходят на второй план? Скорее всего, и то, и другое, и еще масса причин, по которым американские продюсеры просто выбрасывали миллионы на ветер, а советский прокат зарабатывал на них огромные деньги.
Такие случаи нередки. Давайте рассмотрим их на примере двух знаменитых фильмов того времени.
«Конвой»
В 1985 году в советских кинотеатрах показали американский фильм «Конвой» с Крисом Кристофферсоном. Картина с триумфом прошла по стране и стала 100%-м хитом. За один год ее посмотрели более 35,9 миллионов человек, в то время как в американском прокате в 1978 году она осталась практически незамеченной.
Перед началом работы над «Конвоем» у режиссера Дэвида Сэмюэла Пекинпы были большие сложности. До этого он познал, что называется, взлеты и падения, и после нескольких культовых работ его карьера находилась в глубокой яме.
В конце семидесятых режиссер испытал череду неудач, имел трудности со здоровьем, поэтому вторым режиссером для съемок природы или технических проездов по шоссе взял своего друга Джеймса Коберна. Пекинпа был настолько плох, что Коберну пришлось снимать большую часть ленты, в результате чего она получилась затянутой почти на три с половиной часа.
Схватившиеся за голову продюсеры не смогли убедить режиссеров урезать киноленту до двух с половиной часов. В результате скандала Пекинпа был попросту уволен, а после того, как картину уменьшили на 1,5 часа, он и вовсе открестился от нее, заявив, что его кино попросту уничтожили. В итоговом варианте исчезли целые сюжетные композиции, и общий настрой фильма затерялся.
Премьерный показ картины несколько раз переносили, что влияло и на качество рекламной компании. Когда, наконец, лента вышла на экраны, ей пришлось конкурировать с такими гигантами, как сиквел «Челюсти» и фильм «Бриалин», собравшими на двоих 270 миллионов долларов.
Провал картин в Америке обесценивал их и на мировом рынке. В СССР их передавали по «бросовым» ценам, и наш кинопрокат активно этим пользовался. Покупатели логично рассуждали, что не всегда кассовый провал означает плохое качество фильма, а та череда событий, которая сопровождала «Конвой» в США, в нашей стране попросту отсутствовала.
К тому же к нам попал именно первоначальный, студийный вариант. В довершение ко всему, интерес к фильму подогрел шквал критики, обрушившийся на ее создателей: в советской прессе их обвинили в клевете на советскую армию и пропаганде насилия.
В те времена отчислений от проката производителям кинолент не было, как не было и четкого курса доллара, по которым можно было делать такие расчеты. Для сравнения, в нашей стране фильм посмотрели столько человек, сколько в те времена пришло на знаменитые «Челюсти 2», собравшие более 80 миллионов долларов. Это был бы 100%-й мировой хит проката! Можно только представить, какие деньги могли бы заработать создатели «Конвоя» в современных условиях.
Покупка провальных фильмов за бесценок была очень популярна в СССР. Эффект от «Конвоя» можно сравнить с прокатом другой «провальной» в США картины - «Кинг-Конг жив», за которую американские студии также не получили ничего. В то время, как в советском прокате картину посмотрели 53 миллиона человек, в США - только 1 млн.
«Враг мой»
В 80-е годы этот фильм стал настоящим голливудским бестселлером в нашей стране. На его создание продюсеров 20th Century Fox («Двадцатый век Фокс») вдохновил успех «Звездных войн», права на которые отошли Джорджу Лукасу.
Боссы хотели создать полностью свой фильм и повторить успех звездной саги. Однако встретились со многими трудностями, раздувшими бюджет до неимоверных размеров.
Для экранизации выбрали фантастическую повесть Барри Б. Лонгиера, получившего в 80-е годы несколько престижных премий. Но с режиссерами проблема обнаружилась сразу.
Несколько именитых режиссеров отказались от проекта, не веря в его успех. Отказал и Дэвид Линч, дольше всех присматривавшийся к проекту. Продюсерам ничего не оставалось, как заключить контракт с малоизвестным на тот момент Ричардом Лонкрейном, снявшим каких-то пару картин.
Бюджет был рассчитан на 17 миллионов долларов – вполне солидная сумма для 1984 года, хотя и не очень выдающаяся. Например, «Роман с камнем» (1984) обошелся продюсерам всего в 10 миллионов долларов, а на две картины, «Терминатор» Джеймса Кэмерона и «Назад в Будущее» Стивена Спилберга, появившихся в прокате вместе с лентой «Враг мой», создатели потратили всего 19 миллионов долларов.
После утверждения Денниса Куэйда и Луиса Госсетта младшего на главные роли вся съемочная группа отправилась в Исландию.
Первый шок на студии испытали при сборке чернового варианта фильма. Сюжет выглядел слишком мрачным, действия героев жесткими, а в целом фильм казался нарезкой каких-то бессвязных эпизодов. Разразился большой скандал.
Режиссера заставили переделать уже отснятый материал, а, чтобы направить в нужное русло, приставили к нему смотрителя. Ричард Лонкрейн не согласился с такими решениями и отчаянно сопротивлялся, в результате чего был уволен за игнорирование требований студии.
Руководители студии хотели выбросить материалы в урну и забыть о существовании фильма. Ленту спасли лишь кадровые перестановки руководства. Новый директор Баре Дилер и помощник управляющего Лоуренс Гордон решили дать ленте еще один шанс и вернули ее в производство, ведь на то время на съемки уже было потрачено более 20 миллионов долларов.
Контракт заключили со знаменитым немецким режиссером Вольфгангом Петерсеном, чья картина «Бесконечная история» с успехом шла в то время в прокате.
Изначально ему предложили привести отснятые материалы в «удобоваримый» вид, однако Петерсен заявил, что необходимо переделывать все, и предложил заняться этим на студии в Мюнхене, где сохранились декорации для его «Бесконечной истории».
В итоге режиссер потратил еще 16 миллионов, и около 4-х миллионов пришлось доплатить актерам. Бюджет фильма вырос до 40 миллионов долларов, что превысило даже огромные затраты на фильм «Возвращение Джедая», оцененные в 32 миллиона долларов.
Проблемы усилила и рекламная компания, которая то начиналась, то прекращалась.
Перечисленные сложности привели к мощному провалу фильма, прорубившему огромную дыру в бюджете продюсеров. В США было собрано лишь 12 миллионов долларов.
Зато в прокате СССР картину «Враг мой» посмотрели 25 миллионов человек, почти в 9 раз больше. Ради интереса можно прикинуть, какие сборы ожидали бы фильм при прочих равных в наше время – примерно 100 миллионов долларов, в два раза больше, чем у картины «Мстители финал».
Остается только жалеть о том, что провал в американском прокате уничтожил все ожидания зрителей на продолжение сюжета.