Ко дню рождения русского писателя и поэта Варлама Шаламова (1907-1982).
Судьба Варлама Шаламова… Чего в ней больше - жестокой обыденности, вовлечённости в общую историю страны в независящем от человека потоке, или это личный, осознанный выбор собственной судьбы?
Ему было немного за двадцать, когда он впервые узнал, что такое машина репрессий - юношу исключили из Московского университета из-за «социально неугодного» происхождения.
Троцкистом Шаламов был непридуманным, участвовал в акциях протеста с лозунгами «Долой Сталина!», призывая вернуться к настоящим заветам Ленина, за что и получил в 1929 году первое боевое крещение: исправительные лагеря в Вишлаге на Северном Урале сроком на три года.
В 1936 году, после недолгой работы в московских газетах и журналах, череде статей о достижениях первой пятилетки («Лучше быть продавцом магазинным, чем в газете работать»), последовал новый арест за контрреволюционную деятельность и ссылка на Колыму, добывать золото. Десять лет: прииски, лесоповал, угольные штольни… В конце эпопеи - медицинский барак и доходяга в крайней степени истощения на больничной койке.
«С первой тюремной минуты мне было ясно, что идет планомерное истребление целой “социальной” группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить», - писал впоследствии Шаламов, вернувшись в Москву в 1953 году.
В отличие от Александра Солженицына, Варлам Шаламов всегда был уверен, что лагерное существование - отрицательная школа для всех без исключения - «каждая минута лагерной жизни — отравленная минута». Собственные «отравленные минуты» писателя стали основой «Колымских рассказов» и цикла «умных и суховатых» стихотворений «Колымские тетради», принёсших Шаламову международную славу «Достоевского XX века» ещё при его жизни. Уникальность таланта Шаламова состоит прежде всего в том, что он сразу же заставляет нас верить в рассказ «не как в информацию, а как в открытую сердечную рану».
📖 Строки из рассказов и стихов Варлама Шаламова:
***
Я надеялся, что и дальше судьба моя будет так благосклонна, что тюремный опыт не пропадет. При всех обстоятельствах этот опыт будет моим нравственным капиталом, неразменным рублем дальнейшей жизни.
***
Человек счастлив своим умением забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.
***
Литература воспринимает идеи общества и возвращает ему улучшенными или доведенными до абсурда.
***
Искусство — это жизнь, но не отражение жизни.
***
Более достойных людей, чем религиозники, в лагерях я не видел. Растление охватывало души всех, и только религиозники держались.
***
Поэзия — дело седых,
Не мальчиков, а мужчин,
Израненных, немолодых,
Покрытых рубцами морщин.
Сто жизней проживших сполна
Не мальчиков, а мужчин,
Поднявшихся с самого дна
К заоблачной дали вершин.
Познание горных высот,
Подводных душевных глубин,
Поэзия — вызревший плод
И белое пламя седин.
***
Я забыл погоду детства,
Теплый ветер, мягкий снег.
На земле, пожалуй, средства
Возвратить мне детство нет.
И осталось так немного
В бедной памяти моей —
Васильковые дороги
В красном солнце детских дней,
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!