Найти тему
ZDG

Как начать фотографировать лучше в три простых шага

Оглавление

Путь к хорошим и качественным фото складывается из простых шагов, и главное в них то, что они должны быть усвоены до автоматизма.

Предыдущие части: Как выбрать камеру, Портретный объектив, Бокэ, Как мыльницы стали круче зеркалок, Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

Нельзя научить кого-то быть великим художником, но просто механически применяя определённые приёмы, можно повысить уровень получаемых фотографий. Это бесплатно и будет работать всегда и с любой камерой. Всё, что требуется – наработка мышечной памяти, как в спортзале.

1. Стабилизация

Хорошие снимки это резкие снимки, а резкие снимки делаются из стабильной позы. Во время экспонирования кадра информация считывается с сенсора. Если сенсор в это время сдвинулся, то полученная информация будет размазанной.

Когда освещение яркое, выдержки становятся короткие, сенсор просто не успевает заметно сдвинуться, и поэтому изображение практически всегда получается резким. Но зачастую съёмка происходит в условиях плохого освещения и тогда требуются более длинные выдержки.

Мы не можем находиться в полной неподвижности. Наше тело постоянно вибрирует и раскачивается, мы дышим, и даже такая незаметная вещь, как пульс, может отразиться на фото.

Посмотрите на правильную позу для фотографирования:

(c) Nasim Mansurov
(c) Nasim Mansurov
  1. Локти прижаты к туловищу
  2. Камера прижата к голове
  3. Вы не держите камеру правой рукой. Камера поддерживается снизу левой рукой.

Все точки, которые могут находиться на весу, исключены. Поза монолитна и поэтому ненужные движения уменьшаются.

У камер есть выступ – т.н. грип (grip), или рукоятка (не путать с ГРИП – глубиной резко изображаемого пространства)

-2

Начинающие фотографы часто думают, что камеру нужно держать правой рукой за этот выступ, и поэтому обращают внимание на то, чтобы он был большим и удобным.

Но это не так. Камеру нужно держать не правой рукой за выступ, а левой рукой за объектив снизу. Там, где находится центр тяжести. Если поставить на камеру большой и тяжелый объектив, то всё станет очевидно:

(c) Sigma
(c) Sigma

Удерживая камеру левой рукой снизу, правой вы можете вообще её не держать, а только нажимать на кнопку, поэтому какого размера у неё рукоятка и есть ли она вообще – без разницы.

Абсолютно те же принципы вы можете перенести и на маленькие камеры, и даже на телефоны. Телефон нельзя приставить к голове, но адаптируйте позу по мере возможности, руководствуясь общим правилом – поменьше висящих в воздухе частей тела.

Дополнительные точки опоры

Обязательно проверьте своё окружение на наличие всевозможных точек опоры – деревьев, перил, тумб и т.д. Просто прижав камеру к чему-то неподвижному, вы добьётесь абсолютной стабильности.

Прислонившись к дереву, вы исключите раскачивания собственного тела:

Фото автора
Фото автора

2. Горизонт

Горизонт – мощная визуальная деталь, и поэтому ничто так не портит фотографию, как слегка заваленный горизонт:

(c) Frank Myrland
(c) Frank Myrland

Существуют фотографии с намеренно заваленным горизонтом:

(c) Thomas Schoeller
(c) Thomas Schoeller

Но вам никогда не удастся выдать брак за намерение. Когда горизонт завален специально, а когда случайно – всегда видно.

Чтобы снимать с ровным горизонтом, требуется терпение и тренировка.

Во-первых, нужно всегда об этом помнить. Если вы сделали фото и не подумали про горизонт – он скорее всего окажется перекошенным.

Во-вторых, нужно следить за нажатием на кнопку. Вы можете выстроить ровный горизонт в кадре, но когда вы нажимаете на кнопку, то наклоняете камеру.

В-третьих, даже если горизонт кажется вам ровным в видоискателе или на экране, по факту он может оказаться неровным – это проблемы глазомера и слишком маленького размера изображения.

Поэтому:

  1. Тренируйтесь помнить о горизонте всегда
  2. Тренируйтесь нажимать на кнопку так, чтобы камера не перекашивалась
  3. Тренируйте глазомер (засекайте отступы от краёв экрана). Если есть возможность включить вспомогательные средства, такие как сетка или электронный уровень, включите их – будет значительно легче.
  4. Скорее всего всего вы заметите, что горизонт у вас всегда перекашивается в одну и ту же сторону. Значит, вам надо скорректировать положение камеры и привыкнуть к нему.

И ещё раз – терпение. Навык нарабатывается нелегко, но нарабатывается. На это нужно специально выделять время и заниматься только этим, наблюдать за ошибками и исправлять их.

3. Правило третей

Среди продвинутых фотографов правило третей считается чем-то пошлым и банальным. Однако лучше снимать пошло и банально с правилом третей, чем снимать плохо без него.

Начинающие фотографы часто помещают объект в центр кадра, потому что это совершенно естественно. На что смотрим – то и фотографируем.

фото из поиска картинок в Яндексе, источник неизвестен
фото из поиска картинок в Яндексе, источник неизвестен

Но обращая внимание на сам объект, они забывают о композиции. Композиция – это отношение разных частей кадра друг к другу, взаимодействие объекта и фона, объекта и других объектов и т.д.

В результате получается кадр, где очень много несбалансированного пустого места. Пробуем улучшить с помощью правила третей:

-8

Правило третей происходит из правила золотого сечения:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Золотое сечение это деление прямоугольника в определённой пропорции, думаю, это все и так знают, если что – в интернете полно описаний. Суть в том, что такое сечение образует спираль, и если в центр этой спирали поместить смысловой центр фотографии, то получится хорошо. Мистика, но работает.

Однако пропорция золотого сечения не слишком легко высчитывается, поэтому её заменили более простым приближением – правилом третей. Кадр просто делится на части 3*3:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Линии, пересекающие кадр, создают 4 точки пересечения. Если мы помещаем главный объект на одну из точек пересечения, то опять же получается хорошо.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Правило третей относится не только к пересечениям, но и к целым линиям в кадре – например, горизонт следует размещать не посередине, а на верхней или нижней линии:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

А вертикальные структуры – вдоль вертикальной линии:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Следует отметить, что правило третей – это упражнение, а не жёсткое правило. Не стоит высчитывать какие-то миллиметры, чтобы точно попасть в пересечение линий, это ничего волшебного не даёт.

Если вы начинающий фотограф, то имеет смысл потренироваться снимать с правилом третей, чтобы это вошло в привычку.

Однако далее перед вами открывается творческая свобода – использовать правило третей, или нарушать его. Разница в том, что вы будете делать это осознанно и намеренно, зная, что именно вы нарушаете и для чего.

Благодаря правилу третей вы автоматически начнёте обращать внимание не только на объект, но и на общую композицию кадра.

Фото автора
Фото автора

Заключение

Каждый из вышеописанных шагов вы должны специально натренировать. Во время съёмки мы часто забываемся и не следим за всеми факторами. Поэтому только целенаправленная тренировка позволит довести навыки до автоматизма, чтобы о них вообще не вспоминать.