Друзья, в честь дня рождения любимой Асты Давыдовны Бржезицкой хочу познакомить вас с газетными заметками 1947 и 1948 года об участии скульптура во «Всесоюзной выставке к 30-летию Октября» и «Всесоюзной выставке художественной промышленности и народных художественных ремёсел».
Начнём с более детальных сообщений 1948 года.
Народное творчество [Цветное фото С. Фридлянда] // Огонёк, 1948. – № 49 (1122), – цветная вклейка между с. 16–17.
ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ. Открыта 21 июля 1948 года в Москве, в выставочных залах Академии художеств СССР (ул. Кропоткина, 21). Организована Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР, Министерством текстильной промышленности СССР, Министерством легкой промышленности СССР, Министерством местной промышленности РСФСР и Главным управлением промысловой кооперации при Совете Министров РСФСР.
Куда пойти завтра? // Московский комсомолец, 1948. – № 96 (952), 7 августа.
МНОГООБРАЗНА и содержательна культурная жизнь столицы. Весело и интересно может провести свой день отдыха молодёжь.
В Москве свыше 50 музеев, десятки интересных выставок.
Многие юноши и девушки захотят завтра побывать на ВСЕСОЮЗНОЙ ВЫСТАВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЁСЕЛ, открытой в помещении Академии художеств СССР (Кропоткинская ул., 21).
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ изделия из фарфора и стекла, художественные лаки, резьба по кости, дереву и металлу, майолика, тончайшие кружева, искуснейшие вышивки, ковры, изящные и оригинальные модели платьев и костюмов, разнообразные вышивки – не перечесть всего, что можно увидеть здесь.
Особенный интерес вызывают изделия Московского художественно-промышленного училища имени Калинина. Они свидетельствуют о тонком вкусе и высокой технике молодых мастеров.
Запоминается выполненная на Дулёвском фарфоровом заводе скульптурная группа «Родина» работы молодой художницы москвички А. Бржезицкой.
Исключительное внимание, которое проявляют партия и правительство к развитию народных художественных ремёсел, сказалось на высоком качестве всех видов изделий, представленных на этой выставке. Она открыта с 11 до 18 часов.
Алексеев Б. Выставка художественной индустрии и народного искусства // Советское искусство, 1948. – № 34 (1122), 21 августа.
Выставка художественной промышленности и народно-художественных ремёсел, открытая в залах Академии художеств СССР, убедительно свидетельствует об успехах нашей художественной индустрии и народного искусства.
Образы великих творцов социалистического государства – Ленина и Сталина, идея советского патриотизма, мощь и величие нашей страны нашли своё отражение и в панно Украины («Воссоединение Украины»), Белоруссии («В. И. Ленин») и в коврах Армении и в декоративных тканях (С. Ильинская, М. Малиновская, М. Назаревская, В. Лотонина, В. Повстяный), и в фарфоре (А. Сотников, А. Бржезицкая, П. Кожин, Н. Максимченко), и в стекле, и в металле великоустюжская чернь, работы Кубачинской артели, ростовская финифть), и в резьбе по кости (работы Евангулова, Черникович, Ракова), и в дереве. Даже в вышивках, золотошвейных изделиях (работы Кошкоревой) и кружевах мы видим удачное применение советской эмблематики и советского орнамента. Стремление образно решить работу, насытить её сюжетными мотивами, повысить идейную выразительность – вот то новое, что бросается в глаза на выставке.
Впервые на этой выставке, – и это её характерная особенность, – изделия народного искусства (народных промыслов) показаны вместе с образцами художественной промышленности. Этот совместный показ говорит о связях и влиянии народного искусства на советскую художественную промышленность.
<…> Наше декоративное или, как его называют, производственное искусство призвано оформлять предметы широкого потребления, те самые вещи, которые окружают миллионы советских людей, формируют их бытовую обстановку, влияют на их художественные вкусы, мысли и чувства! К сожалению, ни Комитет по делам искусств, ни Оргкомитет Союза художников, ни Академия художеств не учитывают того громадного пропагандистского значения, которое имеют для нашего народа художественная промышленность и народное искусство. Искусство художественной промышленности и народных промыслов может и должно быть поднято на большую высоту. Оно призвано служить советскому народу и воспитывать его.
Соболевский Н. Народное искусство. О Всесоюзной выставке художественной промышленности и народных ремёсел // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1948. – № 188 (7470), 10 августа.
Высокоидейное социалистическое содержание, блестящее творческое мастерство демонстрирует Всесоюзная выставка народных художественных ремёсел и художественной промышленности, открытая в помещении Академии художеств СССР.
Среди четырёх с лишним тысяч произведений, принятых на выставку, имеются работы мастеров народного декоративного и прикладного искусства и художников-профессионалов, занятых в художественной промышленности всех союзных республик. Показаны почти все виды народных ремёсел и многое из того, что вырабатывается художественной промышленностью СССР.
<…> Превосходны изделия отечественной художественной промышленности, созданные энтузиастами-художниками, много лет работающими в области фарфора, фаянса, стекла, хрусталя: народным художником СССР В. И. Мухиной, И. Ефимовым, А. Сотниковым, П. Кожиным, И. Фрих-Харом, молодыми, одарёнными скульпторами и художниками А. Бржезицкой, Н. Максимченко, И. Гончаренко и другими.
Целый ряд произведений выставки в этом большом её разделе посвящён образам В.И. Ленина и И.В. Сталина. Монументальна, пластически совершенна скульптурная фигура Генералиссимуса И.В. Сталина, исполненная в фарфоре скульптором А. Сотниковым.
<…> выставка всё же с большой полнотой рисует современное состояние отечественной художественной промышленности и непрекращающийся рост народного декоративного и прикладного искусства.
Фарфоровые изделия к 30-летию Октября // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1947. – № 260 (7236), 4 ноября. – С. 1.
ОРЕХОВО-ЗУЕВО (ТАСС). К 30-летию Октября Дулёвский завод готовит ряд новых фарфоровых изделий: красивые столовые и чайные сервизы, вазы, чашки.
Художник-скульптор А.Д. Бржезицкая создала красочную фарфоровую группу. Своё произведение она назвала «Наша Родина». Скульптура изображает молодую женщину со щитом, на котором написана цифра 30. Рядом с ней стоят колхозница и рабочий. Идея произведения – отразить могущество первого в мире социалистического государства.
Скульптуры «Наша Родина» и «Минин и Пожарский» отправлены на Всесоюзную выставку, посвящённую 30-летию Октября.
Каменский А. Всесоюзная художественная выставка 1947 года. II. Скульптура // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1947. – № 300 (7276), 23 декабря. – С. 3.
… Новаторские поиски можно наблюдать не только в отношении образного содержания скульптур, но и в области применения различных материалов для ваяния. Эти поиски иногда оканчиваются неудачей вследствие явного несоответствия темы и диктуемых материалом способов её воплощения. Так очень измельчённой оказалась ответственная тема «30 лет Октября» в фарфоровой — группе А. Бржезицкой. Не оправдало себя применение стекла для тонко задуманного психологического портрета академика Н. Качалова работы В. Мухиной. Зато. хрупкость и изящество фарфора оказались, вполне уместными в портретах балерины Семёновой работы И. Слонима…
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив