Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

Заданная судьба и утраченная свобода в цикле Лукьяненко "Геном"

Оглавление

В комментариях к материалу о новой космической фантастике Сергея Лукьяненко (ссылка будет внизу) я несколько раз встречал замечания о том, что предыдущие космические циклы у писателя удавались лучше.

Стоит напомнить, что у фантаста с середины 90-х вышло несколько таких произведений. Мне нравится космическая фантастика Лукьяненко, и я подумал, что, возможно, будет интересно вспомнить, о чём были эти книги и насколько хорошо они читаются сейчас.

Вспоминать буду в произвольном порядке, без каких-либо "топов" и проч. И начну с трилогии, в которую попали значительно отличающиеся друг от друга произведения.

Фрагмент обложки сборника "Геном".
Фрагмент обложки сборника "Геном".

Ставьте "лайк" и подписывайтесь — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше интересного!

Геном

Цикл "Геном" состоит из одноимённого романа 1999 года, а также приквела "Танцы на снегу" (2001) и небольшой повести "Калеки" (2004). К слову, сам Лукьяненко призывает сперва прочесть "Геном", а уже потом браться за "Танцы на снегу": романы были написаны именно в таком порядке, и по его мнению, "происходящие в книге события станут и понятнее, и интереснее именно при таком порядке чтения".

События "Генома" разворачиваются в далёком, но понятном будущем. Освоение новых миров и активная экспансия человечества с помощью технологии передвижения кораблей по гиперканалам, взаимодействие с несколькими инопланетными видами со своими физиологическими и культурными особенностями, локальные конфликты — всё это нам более-менее знакомо и понятно.

Особенностью "Генома" стал упор на картине общества, преображённого генетическими модификациями. Возможность ещё до рождения повлиять на генотип человека привела к появлению так называемых спецов — людей, искусственно улучшенных для определённой работы.

Спецы, как наиболее способные сотрудники, конечно же, ценятся на рынке труда выше, чем натуралы, то есть люди без генетических модификаций. Это привело к социальному расслоению и нередко становилось основой конфликтных ситуаций.

Главный герой "Генома" Алекс Романов — пилот-спец, его организм готов к сильным перегрузкам, улучшены зрение и ориентирование в пространстве. Кроме того, у пилота-спец подчёркнуто завышены моральные качества. Он добр, честен, храбр и отзывчив, всё это направлено на улучшение работы экипажа, на восприятие каждого участника как близкого, которому он всегда готов оказать помощь.

Однако Алекс лишён возможности любить: вместо этого пилот-спец способен "любить" свой корабль, ощущая уникальную связь, которая позволяет ему тоньше чувствовать работу его систем и управлять им.

Именно заложенные в генетический код моральные качества и черты характера не позволили Алексу, закончившему лечение на одной из захудалых планет, пройти мимо хрупкой девушки-беглянки Ким, находившейся на грани метаморфоза. Пытаясь помочь Ким, Алекс устраивается капитаном на корабль в сомнительный, но крайне выгодный и вовремя подвернувшийся рейс.

Фрагмент обложки для сборника по циклу "Геном" в серии "Весь Сергей Лукьяненко".
Фрагмент обложки для сборника по циклу "Геном" в серии "Весь Сергей Лукьяненко".

Если первая и вторая части книги обещают читателю космооперу в далёком будущем с интересной "фишкой" специализаций, то последняя часть книги вообще построена по принципу "герметичного детектива" — во время рейса на корабле Алекса происходит жестокое убийство. И вместе с детективом-спец капитану предстоит разобраться, кто мог пойти на преступление, грозящее обернуться полномасштабной войной между несколькими космическими видами.

По словам самого писателя, "Геном" — роман о "предопределённости" и о "людях, пожертвовавших не только свободой выбора, но и свободой чувств – ради профессионального успеха".

Калеки

События повести "Калеки" разворачиваются спустя годы после "Генома". Алекса и его команду нанимают для укрощения новейшего боевого корабля "Серебряная Роза.

Владелец космического корабля оскорбил его создателей, принадлежащих к одной из инопланетных рас, пытаясь сбить цену за контракт. Поэтому "Серебряная Роза", обладающая собственным интеллектом, готова повиноваться лишь той команде, которая докажет, что достойна этого.

В ход пойдут уговоры, уловки и даже попытки устроить настоящий космический бой.

Танцы на снегу

Если "Геном" можно назвать "взрослым" романом, то "Танцы на снегу" позиционируется скорее как роман "подростковый". Хотя книга, конечно, не детская.

События "Танцев на снегу" разворачиваются задолго до "Генома" и рассказывают самостоятельную историю. Главный герой — юноша по имени Тиккирей, который после смерти родителей мечтает покинуть имперскую планету Карьер, отличающуюся ужасными условиями проживания.

Рискнув своим здоровьем, он отправляется на Новый Кувейт, но прибывает туда незадолго до вторжения федерации Инея. Тиккирей примыкает к агенту-фагу из загадочной организации и спасается в последний момент... чтобы вернуться позже с собственной секретной миссией.

"Танцы на снегу", по словам самого Лукьяненко, "роман воспитания", позволяющий посмотреть на "юность" мира, где люди отказываются от части своей личной свободы ради гарантированного "места в жизни". Кроме того, в "Танцах на снегу" можно найти любопытный образ с "зомбированием" людей через развлекательные программы.

Заданная судьба и утраченная свобода

К положительным сторонам цикла "Геном" я бы отнёс потенциал выдуманного Лукьяненко мира, в котором вырисовывается проблема спецов как несвободных людей, конфликт между спецами и натуралами, а также клонами, которые распространялись в Империи в связи с малой населённостью планет из-за активной колонизации.

Фрагмент обложки издания "Танцев на снегу" от 2001 года.
Фрагмент обложки издания "Танцев на снегу" от 2001 года.

Я нахожу крайне удачными образы, найденные Лукьяненко для раскрытия темы предопределённости и личной и профессиональной "заданной судьбы" генетически улучшенных людей. Картина социальной разобщённости усиливается благодаря взаимодействию людей с Чужими, к которым люди испытывают самые разные чувства.

На этом фоне довольно интересно следить в "Танцах на снегу" за тем, как общество только движется к этим проблемам — "свобода уже утрачена, но этого ещё никто не замечает".

При этом, книги увлекательны, написаны бодро, читаются легко, особенно "Танцы...", так как этот приключенческий роман ориентирован на аудиторию помладше. Также радуют отсылки и аллюзии, что говорит, скорее, о литературной пародии.

Что касается минусов. К сожалению, такая разножанровость не пошла циклу на пользу, а богатый и любопытный мир, описанный широкими мазками, просто не уместился на страницах двух с половиной романов.

Космоопера и биопанк в начале "Генома" манят любителей полётов в бескрайнем пространстве новыми экзотическими мирами, где обитают удивительные существа и люди с уникальными способностями. Но в финале автор запер нескольких героев вместе с читателем на борту корабля, чтобы расследовать убийство. Лично я люблю фантастические детективы, а потому меня никогда не смущал и не обламывал этот момент. Но я могу понять тех, кто в смешанных чувствах дочитывал книгу.

Кроме того, в "Геноме" можно встретить много нарочито взрослого и даже сомнительного, например, характер связи Алекса и Ким. И всё это соседствует в рамках одного цикла с откровенно подростковым романом "Танцы на снегу" с его условностями. Возможно, автор хотел охватить историей как можно большую аудиторию, но, как по мне, это очень рисковый эксперимент. С другой стороны, книги Лукьяненко доступны и легко читаются в любом возрасте.

За "Калек" так вообще обидно: Лукьяненко выписывает новую команду Алекса затем, чтобы... что? Никакого развития их личные истории так толком и не получили. Да и выдуманный мир "Калеки" раскрывают слабо.

Как мне кажется, вселенной "Генома" пошло бы на пользу развитие: в таком интересном мире можно было бы рассказать ещё не одну и не две истории. В том числе можно было бы довести до какого-то внятного завершения историю Алекса, а также раскрыть участников его новой команды, рассказать, как дальше сложилась судьба Ким, обладающей уникальной модификацией, подробнее раскрыть механизмы работы специализаций и проч.

"Геном" может предложить интересный и по-своему оригинальный мир, в котором взаимодействуют спецы, натуралы, клоны и пришельцы, а также увлекательный сюжет — благодаря этому произведения цикла, как мне кажется, неплохо читаются даже спустя 20 лет после выхода.

К счастью, недавно всю космофантастику писателя начали издавать в серии "Космос Сергея Лукьяненко", объединяя для удобства произведения одного цикла единым томом (кроме новых, только начавших выходить книг цикла "Соглашение") и с отличными обложками.

О самой известной космической фантастике Лукьяненко мы поговорим как-нибудь в следующих материалах.

Почитать же о новой космоопере Лукьяненко можно вот👉 по этой ссылке.