В начале 30-х в Европе отчетливо запахло новой большой войной. Попытка Адмиралтейства провести инвентаризацию активов Королевского флота привела к неутешительным выводам. Британские серийные эсминцы, даже новейшие, кардинально уступали зарубежным одноклассникам. Причем всем потенциальным противникам одновременно.
Современный английский класс «I» (9 единиц, стандартное водоизмещение 1370 тонн, четыре 120-мм орудия и десять 533-мм торпедных аппаратов) против 24 японских эсминцев типа «Фубуки» (1928—1932, при водоизмещении 1680 тонн были вооружены шестью 127-мм орудиями и девятью 610-мм торпедными аппаратами), 12 итальянских типа «Навигатори» (водоизмещением 1870 тонн, вооружённых шестью 120-мм орудиями и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами), пары десятков французских лидеров (2100—2400 тонн с пятью орудиями калибра 130/138-мм и шестью-девятью 533-мм торпедными аппаратами) вообще смотрелся очень бледно. А В Германии уже полным ходом шло создание Кригсмарине.
Особенно сильными были японцы, что крайне раздражало империю с обширными владениями в Тихом океане.
Королевскому флоту нужны были новые эсминцы, с усиленной огневой мощью для разведки, патрулирования, прикрытия крупных надводных кораблей и поддержки атаки флотилий «обычных» эсминцев.
Проект получил обозначение «V-лидер» и техзадание Морского штаба и командующих флотами было утверждено в ноябре 1934 года. Адмиралтейство требовало мощное вооружение из десяти 120-мм орудий и усиленное ПВО из 40-мм “пом-помов”. При этом сами корабли не должны были по размерам вырасти до уровня крейсеров, которым требовалось бы бронирование.
Но в соответствии с ограничениями Лондонской конференции лидер предстояло вписать в 1850 тонн максимум и осетра пришлось резать. Остановились на восьми 120 мм и двух "пом-помах". Потом один "пом-пом" убрали, он все равно стоял практически в слепой зоне. Зато торпедное вооружение ограничилось лишь одной установкой.
При этом конструкция британского эсминца, в основном, оставалась традиционной, только новый проект получил яхтенный фор-штевень вместо привычного прямого, на 30% более мощную силовую установку и спаренные башни главного калибра.
Уступка традиции в виде сохранения поперечной системы набора корпуса породила и главную проблему проекта- малую прочность корпуса, характерную только для этой серии эсминцев Королевского флота.
7 ноября 1935 года постройка новых лидеров была включена в Строительную программу 1935 года. В программе 1935 года изначально были заложены ассигнования в размере 3 250 000£ на постройку флотилии из восьми эсминцев и одного лидера флотилии. Но хватило этих денег с трудом только на семь новых кораблей (3 360 000£). При тактических группах в 4 эсминца возникал некомплект. Добиваться увеличения ассигнований Адмиралтейство не стало, надеясь на бюджет следующего года.
Тендер на постройку объявили в феврале 1936 года. Из 14 фирм отобрали «Виккерс-Армстронг», «Торникрофт», а также «Фэйрфилд» (по две единицы) и «А.Стефенс» (один).10 марта с ними были заключены контракты на постройку. Эсминцы должны были быть сданы через 24 месяца после подписания контрактов.
Имена корабли новой серии получили в конце ноября 1935 года традиционные для Королевского флота в честь диких племён империи, среди которых особенно умиляли казаки и татары. Вся серия, как и ее предшественник времен Первой мировой войны получила обозначение тип «Трайбл» (племена).
Один из эсминцев получил имя «Cossack», став шестым этого имени в Королевском флоте. Популярное в британском флоте имя отсылало к знаменитым русским казакам.
Головной «Afridi» и «Cossack» ( их строил «Виккерс-Армстронг»), строились по несколько изменённому проекту как лидеры флотилий, на них оборудовались дополнительные помещения для размещения штаба.
«Cossack» был заказан 19 июня 1936 года у Vickers-Armstrongs и заложен 9 июня на верфи компании High Walker в Ньюкасл-апон-Тайн. Спущенный на воду 8 июня 1937 года, «Cossack» был завершён 10 июня 1938 года и введён в эксплуатацию четыре дня спустя. Казне он обошелся в 341 082 фунтов стерлингов без вооружения и средств связи, которые были предоставлены Адмиралтейством.
Вооружение «Казака» на момент вступления в строй включало: 8 120-мм морских орудий Mk XII в четырёх спаренных установках Mk XIX (4.7-inch Twin Mk. XIX) с боекомплектом 300 снарядов на ствол (200 фугасных, 50 осколочных с дистанционным взрывателем и 50 осветительных); 1 четырёхствольную 40-мм зенитную установку «Виккерс» Mk VII; 2 счетверённых 12,7-мм зенитных пулемёта «Виккерс»; 4 пулемёта «Lewis» калибра 7,71 мм; 1 бомбосбрасыватель, 2 бомбомёта и 20 глубинных бомб; 1 четырёхтрубный 533-мм торпедный аппарат с четырьмя торпедами Mk IX.
В мае 1940 года «Казак» был перевооружён во время ремонта на верфи «Thornycroft» в Саутгемптоне, одна из спаренных установок главного калибра была заменена на 102-мм зенитные орудия Mk XVI в спаренной установке Mk XIX. Популярная в Королевском флоте зенитка, вела огонь снарядами массой 15,88 кг, имела угол возвышения 80° и скорострельность 12 выстрелов в минуту. Новая «спарка» была установлена на позицию X вместо стоявшей там ранее 120-мм установки.
Интересно, что первым «Cossack» на британской службе стал 22 пушечный фрегат (почтовый корабль) в 1806 году, третьим- строившийся в Англии русский винтовой корвет «Витязь», конфискованный британским правительством в 1854 году с началом Крымской войны. Последним на сей момент это имя носил седьмой «Cossack»- HMS Cossack (R57), эсминец C-класса, заложенный в 1944 году и списанный в 1961 году.
Вторая партия из девяти «Трайблов» была заказана 9 июня 1936 года и помимо комплектования двух флотилий, закрывала "недокомплект" первой партии.
Еще по флотилии построили для Королевского австралийского флота и Королевского канадского флота. "Австралийцы" должны были строится на австралийских верфях и их изначально в заказе было 8, но построили лишь 4 (3 в 1942 и 1-в 1945), Канадцам 4 эсминца построили британские верфи в 1942-1943 годах, еще 4 заложили в Галифаксе в 1942 и завершили уже в конце и после войны.
Всего с 1937 года было построено двадцать восемь кораблей типа «Трайбл». Стоимость одного корабля составляла около 340 000 фунтов стерлингов (без учёта вооружения) и общая стоимость около 520 000 фунтов стерлингов.
«Трайблы» известны как быстрые и мощные эсминцы, с акцентом на сильную артиллерию. В ходе Второй мировой войны «Трайблы» пользовались большим уважением у своих экипажей и публики, они несли на себе значительную часть противостояния с вражескими флотами.
«Казак» HMS Cossack Номера вымпелов : L03, F03 и G03. Vickers-Armstrongs, Ньюкасл-апон-Тайн, Англия. Заказан 10 марта 1936. Строительство начато 9 июня 1936. Спущен на воду 8 июня 1937. Введён в эксплуатацию 7 июня 1938. Завершен 10 июня 1938. 14 июня 1938. 23 октября 1941 торпедирован подводной лодкой U-563, затонул северо-западнее Гибралтара 27 октября 1941
(в готовом виде)Водоизмещение стандартное 1854 тонн или 1891 длинная тонна (1921 тонн ), полное 2519 длинных тонн (2559 тонн). Длина наибольшая 114,9 м, по ватерлинии 111,19 м, между перпендикулярами 108,35 м. Ширина 11,12 м. Высота от киля до верхней палубы 6,55 м. Осадка 2,75 м / 3,96 м или 3,43 м
Двигатели- 2 одноступенчатых ТЗА Parsons, 3 адмиралтейских трёхколлекторных котла, 44 000 л. с. Движитель 2 трехлопастных винта. Скорость хода 36 узлов. Дальность плавания 5700 миль на 15 узлах, 3200 миль на 20 узлах, 1200 миль полным ходом. Экипаж 190-219 человек.
Вооружение- 4 × 2 — 120-мм/45 Mk.XII, 1 × 4 — 40-мм/40 Mk.VII,
2 × 4 — 12,7-мм пулемёта. 1 бомбосбрасыватель, 2 бомбомёта, 20 глубинных бомб. 1 × 4 — 533-мм ТА. АСДИК
Эсминцы класса «Трайбл» предназначались для борьбы со своими крупными коллегами во флотах вероятных противников. Соответственно, основной упор был сделан на повышение огневой мощи. Стандартные эсминцы предыдущего класса I были значительно слабее.
«Трайблы» имели водоизмещение 1891 длинную тонну (1921 тонн ) при стандартной загрузке и 2519 длинных тонн (2559 тонн) при полной загрузке. Они имели общую длину 377 футов (114,9 м), ширину 36 футов 6 дюймов (11,13 м) и осадку 11 футов 3 дюйма (3,43 м). Эсминцы были оснащены двумя паровыми турбинами Parsons с зубчатой передачей, каждая из которых вращала один гребной вал. Пар поставляли три адмиралтейских трехбарабанных котла. Общая мощность турбин 44 000 лошадиных сил на валу обеспечивала максимальную скорость 36 узлов. На ходовых испытаниях «Казак» развил скорость 36,2 узла при 44 430 л.с. и водоизмещении 2 030 длинных тонн (2 060 тонн). Запас топлива позволял пройти 5 700 морских миль при скорости 15 узлов. Экипаж состоял из 190 офицеров и рядовых, хотя лидеры флотилии имели на борту дополнительно 20 офицеров и матросов, включая командира флотилии и его штаб.
Основным вооружением эсминцев типа «Трайбл» были восемь скорострельных (QF) 4,7-дюймовых (120-мм) орудий Mark XII в четырёх спаренных установках, расположенных по две в носовой («A», «B») и кормовой («X» и «Y») части надстройки). Максимальный угол возвышения орудий в установках составлял 40°. Для противовоздушной обороны они несли одну счетверенную установку 40-миллиметровых (1,6 дюйма) двухфунтовых пушек QF Mk II «пом-пом» и две счетверенные установки 0,5-дюймового (12,7-мм) пулемётов Mark III. Огонь орудий главного калибра контролировался с поста управления (DCT) на крыше мостика, который передавал данные ( свои и 12-футового (3,7 м) дальномера) на аналоговый механический компьютер AFCC Mk I. Зенитный огонь управлялся отдельным дальномером/директором.
Корабли были оснащены одной надводной счетверённой установкой для 21-дюймовых (533-мм) торпед. Хотя «Трайблы» не предназначались для борьбы с подводными лодками, но они были снабжены гидролокатором, бомбометом и двумя бомбосбрасывателями для самообороны ( бомбосбрасыватели были установлены не на всех кораблях). Двадцать глубинных бомб -стандартный запас на борту, в военное брали до 30.
Начальный период войны на море продемонстрировал неэффективность имеющегося на кораблях зенитного вооружения. В мае 1940 года Королевский флот решил во время очередного ремонта заменить установку «X» двумя 4-дюймовыми (102-мм) многоцелевыми орудиями QF Mark XVI в спаренной установке. Управление орудиями было улучшено за счет установки артиллерийского радара Type 285 (по мере поступления от промышленности). Количество глубинных бомб было увеличено до 46 уже в начале войны, позже количество ГБ стало еще больше. Для увеличения секторов обстрела зенитных орудий задняя труба была укорочена, а грот-мачта заменена на короткую мачту-шест.
После вступления в строй «Казак» был включен в 4-ю флотилию (командир флотилии кэптен Кресуолл), входившую в состав британского Средиземноморского флота. В составе британской эскадры 2 августа 1939 года «Казак» посетил Стамбул.
После вступления Великобритании в войну, 3 сентября 1939 эсминец назначен в охранение конвоев из Марселя в средиземноморские порты.
Великобритания держала в Средиземноморье значительные силы флота, в связи с ожидаемым вступлением Италии в войну на стороне своего союзника по "оси". Однако Муссолини не проявил никакого желания ввязываться в "странную войну" и в конце сентября 4-я флотилия эсминцев покинула Средиземноморье и прибыла в метрополию.
С ноября «Казак» приступил к конвойной службе в Северном море в составе своей флотилии, базировавшейся на Розайт.
7 ноября 1939 года он столкнулся с пароходом «Бортвик» (SS Borthwick) в заливе Ферт-оф-Форт по пути из Скапа-Флоу в доки Лейт. Как минимум пятеро моряков погибли. Их похоронили на кладбище Сифилд в северной части Эдинбурга. Несколько человек получили ранения.
По другим данным погибших было четверо. Поврежденный эсминец был вынужден отправиться в Лейт для ремонта, продлившегося до начала января 1940 года. В ходе ремонта на корабле заменили лопатки турбин.
9 января 1940 года отремонтированный «Казак» вернулся к конвойной службе в Северном море.
На дальнейшую историю корабля значительно повлияли события, произошедшие в другом полушарии.
17 декабря 1939 года после боя в устье Ла-Платы, самозатопился германский карманный линкор «Адмирал граф Шпее». Перед последним боем он сдал на сопровождавший его танкер «Альтмарк» от 299 до 303 пленных моряков ( немецкие официальные документы упоминают 303 интернированных, а британцы сообщили, что они освободили 299) с потопленных рейдером британских торговых судов.
«Альтмарку» удалось уйти на север, но 14 февраля танкер всё же был обнаружен у берегов Норвегии, после чего он укрылся в норвежских территориальных водах и продолжил движение. В преследовании участвовал английский крейсер и пять эсминцев.
По требованию британцев, 15 февраля «Альтмарк» был трижды обследован представителями Королевского военно-морского флота Норвегии. Сначала на танкер поднялись офицеры с миноносца HNoMS Trygg у острова Линесёйа , затем офицеры с миноносца HNoMS Snøgg в Согне-фьорде и, наконец, лично адмирал Карстен Танк-Нильсен и военные моряки с эсминца HNoMS Garm в Хьельте-фьорде. Все три раза норвежцы ограничивались поверхностным осмотром и словесными уверениями немцев в исключительно коммерческом использовании судна. Британские пленные, содержавшиеся в трюме, пытались сообщить о себе, но норвежцы трюм осматривать не стали и позволили судну продолжить свой путь. При этом «Альтмарк» сопровождался на юг миноносцами HNoMS Skarv и HNoMS Kjell , а также сторожевым катером HNoMS Firern .
Позднее в тот же день британские самолёты заметили «Альтмарк» у Эгерсунда.
Эсминец HMS «Казак» под командованием капитана Филиппа Виана пошел на перехват танкера. Капитан танкера Хайнрих Дау (Henrich Dau) на предупредительный выстрел англичан не отреагировал и стремительным домкратом скрылся в Йосингфьорде (в юго-западной части Норвегии), окружённом высокими скалами и имеющим длину около 2 км и ширину до 250 м.
Навстречу британцам вышли две норвежские канонерки и сообщили, что «Альтмарк» не вооружён и имеет разрешение от норвежских властей продолжать своё плавание в территориальных водах Норвегии. В полном соответствии с международным правом. Сопровождающие танкер норвежские военные корабли блокировали попытку британцев высадить на немецкое судно призовую партию и нацелили свои торпедные аппараты на «Казак».
Виан запросил инструкции в Адмиралтействе. Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль телеграфировал командиру эсминца «Казак» :
Если норвежский миноносец не возьмётся конвоировать «Альтмарк» в Берген с объединённой англо-норвежской охраной на борту и совместным эскортом, вам следует подняться на борт «Альтмарка» , освободить пленных и захватить судно в ожидании дальнейших инструкций. Если норвежский миноносец вмешается, вам следует предупредить его, чтобы он держался подальше. Если он откроет по вам огонь, вам не следует отвечать, если только атака не будет серьёзной; в этом случае вам следует защищаться, не применяя больше силы, чем необходимо, и прекратить огонь, когда он прекратит огонь. Внушить норвежскому миноносцу, что честь — это подчинение превосходящей силе.
Норвежцы от совместного эскорта немецкого судна отказались, отказались и участвовать в совместной высадке на борт «Альтмарка».
«Казак» сигналами прожектора приказал танкеру подготовиться к передаче пленных. На палубу эсминца была вызвана призовая команда. В 22-20 британцы пошли на абордаж. Однако «Альтмарк» таранил британский корабль кормой под углом около 30° на уровне мостика и отбросил эсминец к стене фьорда (водоизмещение танкера 20 858 тонн, так что физика была на его стороне). Норвежские офицеры потом рассказывали, что только накопившийся у берега лед спас эсминец от удара об скалы. Благодаря мощным турбинам эсминец вырвался из зажима и вопрос решился в короткой, но ожесточенной рукопашной схватке с применением штыков на борту танкера.7 немцев (по другим данным 8) было убито и пятеро (по другим данным 10 или 11, из них четверо тяжело) ранено. Был ранен также один британский матрос. Зато к 23-00 16 февраля пленные были освобождены абордажной командой.
Один из освобожденных пленных рассказал, что впервые узнал об операции, услышав крик «Есть ли здесь англичане?» от абордажной команды. Когда пленные крикнули в ответ: «Да! Мы все британцы!», последовал ответ: «Ну, флот здесь!», что вызвало аплодисменты.
Джим Роудс, бывший член экипажа эсминца, вспоминал, что один из абордажников взял с собой абордажный палаш ( на эсминце были 4 штуки для церемоний), так что некоторые считают этот инцидент последним известным использованием его по назначению.
HMS «Казак» покинул Йёссинг-фьорд вскоре после полуночи 17 февраля. Норвежские военные корабли ограничились протестом.
«Альтмарк» в ходе нападения сел на камни. Команду (от 94 до 208 человек по штату) англичане оставили на танкере. Погибшие немцы были похоронены на кладбище Согндал над Йёссинг-фьордом.
Судну удалось потом самостоятельно уйти в германский порт. Танкер был переименован 6 августа 1940 года в «Уккермарк» и продолжил службу в Кригсмарине. 30 ноября 1942 года он взорвался на рейде Йокогамы. Причиной взрыва была названа случайная искра при выполнении ремонтных работ в топливных танках. 53 моряка погибло при взрыве, остальные погибли 3 марта 1943 года при возвращении из Японии на судне «Доггербанк», потопленные по ошибке германской подводной лодкой U-43. Из 365 человек на борту выжил только один, вряд ли он был из команды злополучного танкера.
«Казак» прибыл в Лейт в субботу 17 февраля 1940 года с 299 освобожденными пленными и был встречен всенародным ликованием. Не так много у британского флота было успехов в ходе "странной войны".
Его пришлось поставить в док, чтобы проверить винт и крепления на предмет повреждений толстым льдом фьорда. Они не пострадали, но кормовую обшивку пришлось отремонтировать в месте тарана «Альтмарка». 23 февраля эсминец вернулся в строй.
С юридической точки зрения нам можно лишь вспомнить аналогичные случаи, казуистикой нам точно заниматься неинтересно. Проход судов с военнопленными через нейтральные воды не был каким-то исключительным случаем и имел место с обеих сторон.
Например, незадолго до этого имел место аналогичный случай: в норвежские воды вошло захваченное тяжёлым крейсером «Дойчланд» американское судно «Сити оф Флинт» (SS City of Flint) с немецкой призовой командой на борту. Но тогда норвежские власти немцев интернировали, а судно отпустили.
Британское правительство в документах, касающихся инцидента, отмечало, что Королевский флот делал то же самое. Например, в декабре 1939 года, крейсер HMS Despatch прошёл через нейтральный Панамский канал с захваченными на судне Düsseldorf немецкими моряками на борту. Отличие англичане видели в том, что HMS Despatch честно декларировал и свой груз и свой маршрут, в то время как «Альтмарк» намеренно отклонился от своего пути на сотни миль,чтобы пройти именно через норвежские воды в Германию. Кроме того, норвежское правительство не разрешало немцам перевозить военнопленных через норвежские воды ( «Альтмарк» ложно утверждал, что не перевозит ни одного заключённого).
Норвежское правительство впоследствии выразило протест в связи с нарушением британским эсминцем нейтралитета Норвегии и потребовало возвращения британских военнопленных; правительство Германии также заявило протест, заявив, что этот инцидент был нарушением международного права и нейтралитета Норвегии.
Невмешательство норвежцев в острую фазу конфликта норвежское правительство объяснило тем, что, согласно международному договору, нейтральная страна не обязана оказывать сопротивление значительно превосходящим силам противника.
Британцы ответили, что имело место лишь техническое нарушение нейтралитета, а виноваты сами норвежцы, закрывавшие глаза на присутствие на немецком судне британских военнопленных.
Премьер-министр Франции Эдуард Даладье вообще призвал захватить норвежские порты, «так же как „Альтмарк“».
Немцы позже использовали этот инцидент в пропагандистских передачах «Лорда Хау-Хау », обличающих английский империализм.
Но главные выводы сделала Германия. Она посчитала, что Норвегия недостаточно жестко отстаивает свой нейтралитет перед британцами и может пойти на сотрудничество с Лондоном. Через несколько дней, 19 или 21 февраля 1940 года, Гитлер приказал начать подготовку операции по захвату Норвегии.9 апреля 1940 года началась операция по захвату Дании и Норвегии под кодовым названием «Операция Везерюбунг». Как отметил британский политик Морис Хэнки , инцидент, «похоже, не дал Гитлеру предлог, который он искал для начала вторжения в Норвегию».
В британской же военно-морской истории остался боевой клич
«Флот здесь!» ( The Navy's here!),
то ли реально прозвучавший в ходе инцидента, то ли придуманный мудрыми пиарщиками.
Росс Паркер и Хьюи Чарльз позже написали популярную песню , которая восхваляла этот инцидент, сравнивая его с подвигами Дрейка , Нельсона , Битти и Фишера.
«Казак» тем временем вернулся к активной службе.
7 апреля британский самолёт обнаружил вблизи датских берегов крупное германское соединение. Адмиралтейство решило, что немцы пытаются прорваться в Атлантику. Поздним вечером Флот метрополии вышел на перехват. «Казак» вместе с 4-й флотилией выдвинулся из Розайта. Весь следующий день англичане провели в море, а утром 9 апреля стало известно о внезапной высадке немцев в Норвегии.
Англичане сумели блокировать в северном норвежском порте Нарвик отряд немецких эсминцев, доставивший десант. 10 апреля английские эсминцы атаковали немцев, потопив два из десяти эсминцев и корабль снабжения ценой потери двух собственных кораблей. Адмиралтейство решило добить оставшиеся эсминцы противника, испытывавшие нехватку топлива и боеприпасов. Было сформировано ударное соединение из линкора «Уорспайт» и 9 эсминцев, в числе которых был и «Казак» (коммандер Шербрук).
Второе сражение за Нарвик началось 13 апреля 1940 года. В полдень британская эскадра вошла в Уфут-фьорд, разделившись на три группы. «Казак» совместно с «Кимберли» и «Форестером» шёл в левой группе, находясь чуть впереди её. В 12-28 с «Казака» заметили вражеский эсминец и дали по нему два залпа с предельной дистанции. Но на такой дистанции и с изморозью на оптике эффективность стрельбы была нулевая.
Гидросамолёт-разведчик «Суордфиш» Мк I с «Уорспайта» на входе во фьорд, обнаружил и потопил немецкую субмарину U-64, а затем передал световой сигнал о немецком эсминце у южного берега в миле впереди.
Британские эсминцы вступили в маневренный бой с кораблями противника, методично уничтожая их один за другим.
В 14-15 (15-15) «Казак» вступил в бой с неподвижным немецким эсминцем Z17 «Дитер фон Рёдер», поврежденным еще в ходе Первой битвы за Нарвик. Немцы стреляли метко. «Казак» за две минуты получил четыре ( по другим данным семь) попадания, потеряв при этом 11 человек убитыми и 19 ранеными ( по другим данным 9 человек убитыми и 21 ранеными). Был перебит главный паропровод, уничтожен пост управления огнём, один из снарядов вывел из строя рулевое устройство. Потеряв управление, «Казак» в 15-22 приткнулся на мель на берегу у Анкенеса.
Вскоре у немецкого эсминца закончились боеприпасы, экипаж его подорвал и покинул корабль. Британцам повезло, они уже собирались отправить на немецкий эсминец призовую партию, когда тот взорвался.
Севший на мель «Казак» был обстрелян немецкой гаубичной батареей, которая однако не добилась попаданий.
«Казак» силами экипажа смог подремонтироваться и ночью во время прилива снялся с мели и дополз кормой вперед до Скельфьорда на Лофотенских островах, где его еще немного подлатали, чтобы он смог дойти до дома. 30 апреля эсминец встал на ремонт в Саутгемптоне на верфи «Thornycroft», где и пробыл до июня.
«Казак» израсходовал в бою 850 снарядов главного калибра и более 500 выстрелов «пом-пома». За прекрасное управление кораблём в этом бою коммандер Шербрук был награждён орденом «За выдающиеся заслуги».
13 октября самолёт Берегового командования заметил вблизи норвежских берегов немецкий конвой. На перехват из Розайта вышла 4-я флотилия эсминцев кэптэна Виана: однотипные «Казак», «Ашанти», «Сикх», «Маори» и «Зулу». Последний на выходе из залива подорвался на акустической мине и был вынужден вернуться в порт.
Около полуночи эсминцы обнаружили конвой в районе Эгерсунна. После скоротечного боя немцам удалось уйти под прикрытие береговых батарей, однако пушки «трайблов» уничтожили вспомогательное судно «Нетце» (1025 брт), а флагманский «Казак» торпедами отправил на дно сетевой заградитель «Генуя» (1949 брт).
Позже в том же году эсминец включили в состав соединения, которое должно было преследовать несуществующий немецкий надводный рейдер, который, якобы, прорвался в Северную Атлантику . В состав отряда входили линейный крейсер «Худ», лёгкий крейсер «Эдинбург» и эсминцы «Электра» , «Эхо» , «Эскапад» и «Казак». Неделю, включая Рождество, англичане гонялись за призраком и эсминец вернулся в порт только в канун Нового года .
В мае 1941 года «Казак» участвовал в преследовании и уничтожении немецкого линкора «Бисмарк». 26 мая «Казак» и четыре других эсминца, сопровождавшие конвой WS-8B на Ближний Восток, были направлены в район, где, по сообщениям, находился «Бисмарк».
Ночью 27 мая «Казак» совместно с однотипными «Сикхом», «Зулу» и «Маори» предпринял безуспешную атаку германского линкора. Командовавший флотилией капитан Виан после неудачной групповой вечерней атаки, отбитой огнём «Бисмарка», приказал всем кораблям атаковать самостоятельно, как только представится случай.
Первым атаковал «Маори» и в 2-21 выпустил по линкору четыре торпеды с дистанции две с половиной мили. «Зулу», воспользовался тем, что противник был отвлечен маневрами «Маори», в 1-37 выпустил 2 торпеды с дистанции две мили. «Казак» атаковал в 1-40 и выпустил 3 торпеды в правый борт «Бисмарка» с дистанции три мили. «Сикх» выпустил 4 торпеды с дистанции три с половиной мили. После этого контакт с линкором ими был утерян на несколько часов.
В 5-50 «Маори» вновь обнаружил линкор и около 7-00 выпустил по нему две свои последние торпеды. Затем эсминцы обложили немецкий линкор с четырех сторон, поддерживая контакт до прибытия основных сил. Эсминцы, несмотря на неудачу, изрядно вымотали немцев, обеспечив триумф своих линкоров.
На «Зулу», «Маори» и «Сикх» утверждали, что по крайней мере одна из их торпед попала в «Бисмарк», но линкор не пострадал. Слишком большая дистанция пуска и слишком бурное море. Во время боя один из снарядов «Бисмарка» снёс антенну у «Казака».
В 10-39 «Бисмарк» был потоплен британскими линкорами «Родни» и «Кинг Джордж V».
23 октября 1941 года «Казак» сопровождал конвой из Гибралтара в Соединенное Королевство. Он был атакован немецкой подводной лодкой U-563 под командованием Клауса Баргстена и получил попадание торпеды. Торпеда попала в носовую часть перед мостиком. В результате взрыва был оторван нос корабля и погибли командир корабля и 158 членов команды.
25 октября эсминец был взят на буксир подошедшим буксиром из Гибралтара, но погода ухудшилась, и 26 октября буксировочный трос соскользнул. «Казак» затонул в Атлантике к западу от Гибралтара 27 октября 1941 года.
Но ....выжил корабельный кот Оскар. Он вообще был живучим. До этого его спасли после гибели «Бисмарка», а затем авианосца HMS Ark Royal в ноябре 1941 года. Не все верят, конечно. Но разве эти глаза могут лгать? "Непотопляемый Сэм" умер на берегу в 1955 году.
Филипп Виан впоследствии командовал эскадрой крейсеров, авианосным соединением, стал Морским лордом Адмиралтейства, командовал флотом Метрополии.
А имя погибшего эсминца получил новый эсминец С-класса HMS Cossack R57, спущенный на воду 10 мая 1944 года. Списали его 1 марта 1961 года и больше это имя боевые корабли Королевского флота не носили.
О других эсминцах типа «Трайбл» будет отдельная статья.
Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам