Найти тему
Top of the Rocks

"Забриски-пойнт": саундтрек, написанный Pink Floyd, отказ The Doors и другие факты о музыке в фильме Микеланджело Антониони

В феврале 1970 года на экраны вышел фильм "Забриски-пойнт" великого итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Картина рассказывала о представителях молодого мятежного поколения и довольно быстро обрела статус центрального произведения контркультуры, в особенности движения хиппи.

Разумеется, для подобной протестной тематики была необходима соответствующая музыка. А популярен в кругах бунтующей молодежи в те времена был только рок, поэтому для записи саундтрека было решено пригласить наиболее знаковых и культовых представителей данного жанра. В результате к выходу фильма музыка для "Забриски-пойнт" просто пестрела различными рок-композициями, среди которых были произведения Pink Floyd, Grateful Dead, The Rolling Stones и многих других.

Кадр из фильма "Забриски-пойнт"
Кадр из фильма "Забриски-пойнт"

Стоит сказать, режиссер Микеланджело Антониони давно испытывал симпатии к рок-культуре. Еще в 1966 году в его первом англоязычном фильме "Фотоувеличение", который в общем-то имел мало общего с рок-музыкой, присутствовал следующий интересный эпизод: в самом конце фильма, когда главный герой случайно попал в ночной клуб, в этом самом клубе на сцене выступала в те времена суперизвестная группа The Yardbirds. А среди ее музыкантов можно было разглядеть Джеффа Бека, ломающего гитару об усилитель, и молодого Джимми Пейджа, который еще даже не помышлял о создании Led Zeppelin. Правда среди остальных участников не получилось бы отыскать Эрика Клэптона, еще одного звездного участника The Yardbirds, так как к тому времени он уже покинул коллектив и играл в собственной супергруппе Cream.

Молодой Джимми Пейдж в фильме "Фотоувеличение", 1966
Молодой Джимми Пейдж в фильме "Фотоувеличение", 1966

Однако вернемся к "Забриски-пойнт". К 1970 году Антониони решил расширить охват рок-исполнителей для музыкального сопровождения своей следующей картины и сделать по-настоящему дерзкий провокационный фильм. Таким и вышел "Забриски-пойнт". Если в "Фотоувеличении" был показан лишь маленький отрывок из жизни свингующей лондонской молодежи, то "Забриски-пойнт" можно назвать полноценным манифестом протеста, где бунтарская рок-музыка играла одну из важнейших ролей.

Основным автором саундтрека выступила группа Pink Floyd. Специально для фильма коллективом были написаны две новые песни - "Heart Beat, Pig Meat", психоделические ноты которой прозвучали в начальных титрах, и "Crumbling Land", а также переделана одна старая - "Careful with That Axe, Eugene". Впрочем, большинство материала Pink Floyd в итоговый вариант "Забриски-пойнт" не вошло.

Группа подготовила несколько инструментальных композиций, одна из которых была полностью сочинена клавишником Риком Райтом, а другая представляла собой блюзовую импровизацию. Все они предназначались для любовных сцен и в итоге были отклонены. Как и медитативный инструментал "Unknown Song" и выполненная в стиле кантри "Country Song", имевшая также второе название "The Red Queen", так как содержала отсылки к "Алисе из Зазеркалья".

Антониони объяснил это тем, что данные песни не подходили фильму по настроению. Зато режиссеру приглянулась "Careful with That Axe, Eugene". Именно эта загадочная песня звучит в финальной сцене кинокартины на фоне зрелищного взрыва загородного дома. Единственное, в саундтрек композиция вошла под другим названием - "Come in Number 51, Your Time Is Up".

Еще один любопытный факт: в числе отвергнутых Антониони работ Pink Floyd значилась написанная Риком Райтом мелодия под названием "The Violent Sequence". Однако группа не стала откладывать ее в архивы, а решила использовать в своих будущих студийных записях. И через несколько лет, а именно в 1973 году, на основе "The Violent Sequence" была создана композиция "Us and Them", которая известна многим как часть альбома "The Dark Side of the Moon".

Но отказано во включении музыки в фильм было далеко не только одним Pink Floyd. Вскоре после того как стартовали съемки "Забриски-пойнт" в 1968 году, Микеланджело Антониони встретился с группой The Doors, чтобы обсудить вопрос ее участия в записи саундтрека. Режиссер всерьез рассчитывал использовать музыку группы в своем фильме, и специально для "Забриски-пойнт" The Doors записали песню, которая первоначально называлась "Latin America". Она была выполнена в типичном психоделическом ключе The Doors под стать другим кислотным композициям для фильма, однако по каким-то причинам Антониони отклонил и ее. В результате в "Забриски-пойнт" не прозвучало ни одной песни The Doors, и коллектив не был упомянут в титрах.

"Latin America" между тем сократилась до "L'America" и в конце концов спустя два с лишним года нашла свое место на последнем альбоме The Doors при жизни Джима Моррисона "L.A.Woman". Там она хоть и немного выбивалась из общего блюзового звучания, но все же была как нельзя кстати. Хотя жаль, что музыка The Doors так и не прозвучала в "Забриски-пойнт". "L'America" с ее тревожным звучанием и практически военным барабанным маршем отлично подошла бы под начальные кадры уличных студенческих волнений.

Довольно весомый вклад в создание саундтрека внес Джерри Гарсиа вместе со своей группой Grateful Dead. Лишь для одной любовной сцены музыкант сочинил 5 версий достаточно продолжительных гитарных импровизаций, из которых в итоговую версию "Забриски-пойнт" вошла только одна. Именно ее можно услышать в самом откровенном эпизоде фильма в пустыне, который сопровождался пронзительными звуками гитары Гарсиа. От лица всей же группы Grateful Dead в картине прозвучала лишь одна песня "Dark Star", записанная еще в 1968-м.

-4

С The Rolling Stones же произошла диаметрально противоположная ситуация. В фильме была задействована их кантри-блюзовая "You Got The Silver" с альбома "Let It Bleed" 1969 года, вокал для которой был записан Китом Ричардсом, однако в официальный альбом с саундтреком и его последующее переиздание песня включена не была.

Написал композицию для "Забриски-пойнт" даже Рой Орбисон. Его песня "So Young" обозначена как музыкальная тема фильма и звучит в самом конце кинокартины, когда главная героиня едет на машине на фоне яркого заката.

Финальный кадр "Забриски-пойнт"
Финальный кадр "Забриски-пойнт"

Также в качестве музыкального сопровождения в "Забриски-пойнт" были использованы произведения менее известных групп и исполнителей: The Youngbloods, Kaleidoscope, Патти Пейдж и Джона Фэи.

К сожалению, сразу после выхода "Забриски-пойнт" ждал кассовый провал. Особенно катастрофично это выглядело на фоне предыдущего "Фотоувеличения", который собрал в прокате примерно в десять раз больше своего бюджета. К новому творению Микеланджело Антониони зрители отнеслись прохладно. Но время все же расставило все по своим местам. И сейчас "Забриски-пойнт" является культовой классикой, своего рода "лицом" той беспокойной эпохи на рубеже 60-х - 70-х. Фильм определенно попал в нерв поколения, хоть это заметили не сразу, и прекрасно передал настроения и устремления американской молодежи тех лет. Главное, что сумел отразить "Забриски-пойнт", - это свобода пришедших сказать "нет" общепринятым устоям молодых людей: в мыслях, нравах, поведении и любви. И музыка, использованная в фильме, сыграла в этом далеко не последнюю роль.

Читайте также: