Найти в Дзене
Top of the Rocks

Молодой Джимми Пейдж и "разрушитель гитар" Джефф Бек в фильме Микеланджело Антониони

После знаменитой "трилогии отчуждения" великий итальянский режиссер Микеланджело Антониони решил слегка изменить направление своего творчества и добавить в него элементы, которые бы отражали дух времени. В поиске новых горизонтов его кинематографический взор устремился на Запад - место расцвета сексуальной революции, субкультуры хиппи и прочих общественных движений. Чем не благодатная почва для исследований! В первом англоязычном фильме Антониони "Фотоувеличение" (1966) во всей красе показан "свингующий Лондон" - своеобразный аналог американского западного побережья, где жили точно такие же молодые люди, интересующиеся модой, искусством, духовными практиками и различными запрещенными веществами. Также немаловажную роль в их жизни играла музыка. Поэтому, приступив к созданию фильма, режиссер непременно захотел снять в нем какую-нибудь популярную в те годы рок-группу, желательно хулиганскую и провокационную. Таковой оказалась суперизвестная в середине 60-х группа The Yardbirds, в которо

После знаменитой "трилогии отчуждения" великий итальянский режиссер Микеланджело Антониони решил слегка изменить направление своего творчества и добавить в него элементы, которые бы отражали дух времени.

В поиске новых горизонтов его кинематографический взор устремился на Запад - место расцвета сексуальной революции, субкультуры хиппи и прочих общественных движений. Чем не благодатная почва для исследований!

Х/ф "Фотоувеличение", 1966 г.
Х/ф "Фотоувеличение", 1966 г.

В первом англоязычном фильме Антониони "Фотоувеличение" (1966) во всей красе показан "свингующий Лондон" - своеобразный аналог американского западного побережья, где жили точно такие же молодые люди, интересующиеся модой, искусством, духовными практиками и различными запрещенными веществами.

Также немаловажную роль в их жизни играла музыка. Поэтому, приступив к созданию фильма, режиссер непременно захотел снять в нем какую-нибудь популярную в те годы рок-группу, желательно хулиганскую и провокационную.

Таковой оказалась суперизвестная в середине 60-х группа The Yardbirds, в которой на тот момент состояли будущие звезды Джимми Пейдж и Джефф Бек.

The Yardbirds
The Yardbirds

Интересно, что изначально Антониони рассчитывал увидеть в своем фильме либо вокалиста The Animals Эрика Бёрдона, либо американских революционеров рока The Velvet Underground, либо укротителей гитар британцев The Who. Но так как по разным причинам договориться со всеми ими не удалось, режиссер обратил внимание на The Yardbirds, в чем была немалая заслуга их менеджера Саймона Напьер-Белла, совравшего, что именно Джефф Бек, а не гитарист The Who Пит Таунсенд, придумал первым ломать инструменты на сцене. Поверил в это Антониони или нет, неизвестно, но хитрая уловка сработала, и именно The Yardbirds стали представителями рок-н-рольной тусовки свингующего Лондона в "Фотоувеличении".

-3

Знаменитую сцену с их участием можно увидеть почти в конце фильма, когда главный герой, фотограф по имени Томас, в поиске загадочной девушки забегает в ночной клуб, откуда доносятся звуки тяжелого искаженного гитарного риффа.

Постепенно музыка становится все громче, и вскоре он оказывается в маленьком забитом людьми зале, перед которыми The Yardbirds исполняют композицию "Stroll On".

Немного жаль, что среди участников этой по-настоящему звездной группы отсутствует Эрик Клэптон, так как он покинул The Yardbirds годом ранее. Зато есть совсем молодой Джимми Пейдж - с более короткой прической и отнюдь не Gibson Les Paul в руках. Он улыбается и на пару со своим приятелем Джеффом Беком, стоящем на другом краю сцены, высекает искры из собственной гитары.

На момент съемок фильма Пейдж только-только присоединился к The Yardbirds, поэтому, можно сказать, находился ровно на полпути между сессионной деятельностью и Led Zeppelin.

Джефф Бек же в данной сцене, наоборот, предельно серьезен и сосредоточен.

В какой-то момент его гитарный усилитель начинает хрипеть, и безуспешные попытки отрегулировать его выводят музыканта из себя. Накопившуюся злость Бек решает выплеснуть на инструмент. Раздается удар. Затем еще. И еще. И еще. Вскоре его гитара оказывается на полу, после чего следуют кадры ее жестокого уничтожения в лучших традициях The Who.

Оторванный гриф Джефф бросает прямо в толпу. И вдруг до этого неподвижные зрители, стоявшие напротив The Yardbirds с каменными лицами, начинаются неистово биться за право заполучить заветный обломок. Как мне кажется, ловкая сатира на ту часть аудитории, которая приходит на выступления рок-групп не ради музыки, а ради шоу и эпатажных выходок.

В итоге гриф вообще выхватывает главный герой, после чего, правда, сразу же его выкидывает.

Полностью эпизод можно посмотреть здесь:

The Yardbirds появились в "Фотоувеличении" всего на несколько минут, но их роль оказалась яркой и запоминающейся, разбавив неторопливое и погруженное в себя повествование фильма энергией рок-н-ролла.

В реальной жизни группа просуществовала совсем недолго, распавшись в 1968 году и став основой для будущего грандиозного проекта Джимми Пейджа.

Джефф Бек же ушел еще раньше, буквально через несколько месяцев после съемок сцены в клубе, и основал собственную группу The Jeff Beck Group, так что в кинокартине Микеланджело Антониони запечатлен тот уникальный момент, когда они вместе с Пейджем находились в одном коллективе.

Зато The Yardbirds обессмертили себя другим способом, войдя в историю не только музыки, но и кино и став частью фильма, давно подтвердившего свой статус вечной классики.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: