Найти в Дзене
Top of the Rocks

5 фильмов-концертов, которые я бы порекомендовал посмотреть всем!

Оглавление

Любой концерт при неоспоримом наличии музыкальной составляющей - ко всему прочему еще и визуальный перфоманс. Особенно снятый на пленку. Иначе он бы уже не назывался концертом, ведь, приходя на живое выступление, мы хотим не только послушать музыку, но и посмотреть на любимую группу.

А что как не фильм-концерт позволяет нашим глазам больше всего насладиться происходящим представлением, увидеть его во всех красках, подметить все детали? Фильм-концерт к тому же отличается от обычного концерта тем, что представляет собой сплав музыки и кинематографа, поэтому визуальный ряд в нем если не превалирует над звуковым, то находится с ним в равной пропорции.

В одной из своих статей я уже собрал 5 моих любимых концертов. Теперь же, во второй части этой публикации, я бы хотел поговорить о пятерке фильмов-концертов, которые не оставили меня равнодушным. Ведь, на мой взгляд, живое выступление, обогащенное кинематографическими элементами, не менее интересно, чем обычный концерт. А во многих случаях даже более притягательно.

5. Gimme Shelter

The Rolling Stones, 1970

У организаторов печально известного фестиваля в Алтамонте, состоявшегося 6 декабря 1969 года и показанного в данном фильме, были самые благие намерения. Данный фестиваль рассматривался как преемник Вудстока, отгремевшего всего 4 месяцами ранее, и как прямое продолжение всей той музыки мира, которая зазвучала в конце 60-х. Однако благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда.

При создании концерта было совершено много ошибок. Главная из них - решение пригласить суровых байкеров "Ангелы Ада" в качестве охраны. Как итог: хаос, суматоха, несколько смертей и убийство ножом 18-летнего чернокожего парня.

Спросите, при чем тут The Rolling Stones? Дело в том, что под конец своего американского турне группа согласилась дать бесплатный концерт на западном побережье и, в конце концов, стала хедлайнером фестиваля в Алтамонте. Все происходящее было решено снять на камеру, что впоследствии и легло в основу "Gimme Shelter".

Однако данный фильм-концерт даже не о Rolling Stones. Он о закате эпохи 60-х, о той грозовой туче, что повисла над миром в конце того бурного десятилетия, и о том, какой может быть изнанка поколения хиппи. За это я его в первую очередь и ценю.

4. Monterey Pop

1968
-2

Однако если в Алтамонте состоялись "похороны" эпохи хиппи, то на фестивале в Монтерее 1967 года произошло ее "венчание". На кадрах фильма-концерта "Monterey Pop" и в самом деле запечатлен расцвет молодежной контркультуры 60-х - и не только потому, что Монтерейский фестиваль стал первым подобным крупным фестивалем рок-музыки, а еще и потому, что все прошло мирно и спокойно. В разгаре было "Лето любви", и все вели себя соответствующе: улыбались, радовались и наслаждались музыкой, которая играла в те прекрасные дни.

А послушать тогда было что: на фестивале выступили The Who, Jefferson Airplane, The Mamas & The Papas, Simon & Garfunkel, Canned Heat, Coentry Joe and the Fish, Grateful Dead, Отис Реддинг, Рави Шанкар, а также Дженис Джоплин и Джими Хендрикс - две новые звезды, которые были открыты на Монтерее. Словом, весь цвет тогдашней рок- и не только сцены. И слушать их всех - одно сплошное удовольствие.

Вообще, контраст с грядущим Алтамонтом разительный. Смотря "Gimme Shelter", испытываешь тревогу и волнение, "Monterey Pop" - спокойствие и умиротворение, сравнимое лишь с Вудстоком. Однако Монтерей для меня чуточку интересней, так как этот фестиваль довольно ярко рисует образ зарождавшейся тогда эпохи.

3. Pink Floyd: Live at Pompeii

Pink Floyd, 1972
-3

С этим же фильмом-концертом у меня связано поистине многое. При просмотре он стал для меня настоящим откровением, чем-то таким, что уже никогда так просто не выйдет из головы. Но, как ни странно, и говорить-то о нем особо нечего. Он прекрасен во всем, и его просто нужно увидеть, если кто, конечно, этого еще не сделал.

В "Live at Pompeii" интересна каждая составляющая. Это и потрясающая задумка, и антураж, при котором Pink Floyd дают живой концерт без зрителей в полуразрушенном амфитеатре, и чередующиеся с их песнями кадры античных руин и барельефов, и, безусловно, само исполнение композиций.

Хоть концерт в Помпеях освещает лишь ранний период творчества Pink Floyd, когда многие их шедевры еще не были записаны, то, что было сыграно и спето в том амфитеатре, может легко потягаться со всем последующим репертуаром группы. Взять хоть ту же мою любимую "Echoes" или "A Saucerful of Secrets". Разве они исполнены не гениально?

2. The Song Remains The Same

Led Zeppelin, 1976
-4

Монументальное выступление Led Zeppelin в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гарден, записанное еще летом 1973 года и выпущенное в качестве фильма и концертного альбома в 1976-м, я бы назвал не только лучшим живым выступлением группы, но и одним из лучших фильмов-концертов всех времен, его эталонным образцом. Ведь, на мой взгляд, именно так должен выглядеть настоящий фильм-концерт.

Помимо того, что Led Zeppelin просто выдали непревзойденный перформанс, о чем лучше поговорить в отдельной публикации, в той же степени сильна и визуальная составляющая концерта. Великолепная съемка, освещение, эффекты... В общем, настоящий праздник для глаз!

Отдельного упоминания заслуживают сюжетные вставки, снятые вне стен Мэдисон-Сквер-Гарден. Сложив вместе, их можно рассматривать как полноценный фильм, разбитый на маленькие новеллы, посвященные каждому участнику группы. Так, в открывающей гангстерской сцене фигурирует менеджер Led Zeppelin Питер Грант, затем после нескольких песен показывается отрывок, в котором Джон Пол Джонс играет на органе в каком-то храме, а после мы можем увидеть, как Роберт Плант скачет на лошади по заливным лугам и дерется на мечах, Джимми Пейдж взбирается на гору и встречает там свою постаревшую копию, а Джон Бонэм рассекает на гоночном болиде. При этом на фоне играет та композиция, которую написал тот или иной участник группы.

Добавим сюда импровизационные моменты, при которых некоторые песни растягивались на полчаса, и получим по-настоящему завораживающее зрелище, которое не хочется переставать смотреть.

1. Stop Making Sense

Talking Heads, 1984
-5

И снова концерт, поразивший меня до глубины души. Только на этот раз, если мы берем только фильмы-концерты, я готов признать его лучшим из всех. Ведь подобного я не видел больше ни у кого.

Казалось бы, нью-вейв группа Talking Heads. Чем таким она может удивить, чего нет у признанных мэтров рока? Ответ - всем! В том числе музыкой и подходом к съемке, за что стоит благодарить режиссера Джонатана Демми.

"Stop Making Sense" имеет очень интересную концепцию. Первым кадром мы видим пустую разобранную сцену, на которую выходит вокалист и гитарист Talking Heads Дэвид Бирн. Он ставит на пол магнитофон и под одну акустическую гитару и записанный заранее бит начинает исполнять главный хит группы "Psycho Killer". Затем в следующей песне к нему присоединяется бас-гитаристка Тина Уэймут, и они играют уже вдвоем. Между тем, сцену начинают потихоньку обустраивать, и к следующему номеру за своей барабанной установкой появляется Крис Франц. Таким образом, группа медленно собирается, и через три-четыре композиции мы видим Talking Heads в полном составе, включая еще двух гитаристов, двух клавишников и двух бэк-вокалисток.

Что происходит потом? Весь оставшийся концерт представляет собой музыку в чистом виде. В музыкальном плане Talking Heads и так можно назвать крайне интересным коллективом, но что они сотворили на выступлении в конце 1983 года... Такого удивительно гармоничного сочетания электронного звучания "новой волны", фанка, минимализма, рока, арт-панка и африканских ритмов, мне кажется, не найти ни у одной другой группы.

При просмотре этого великолепного действа невольно начинаешь раскачиваться в такт и пританцовывать вместе с музыкантами на сцене - настолько тобой овладевает особый грув, создаваемый Talking Heads. Самое главное - по концерту видно, что исполнители сами кайфуют от музыки, которую играют, и это чувство передается зрителям.

При этом, при просмотре фильма можно испытать весь спектр эмоций, в том числе и посмеяться: от забавных танцев Talking Heads или же от нелепого огромного костюма, который надевает Дэвид Бирн в конце. Главное следовать основной заповеди концерта, заключенной в его названии: не придавать происходящему особого смысла, а просто наслаждаться прекрасной музыкой вместе с теми, кто ее играет.

***

К сожалению, не все перечисленные концерты можно найти на Ютубе в хорошем качестве и полном размере. Поэтому, если хотите по-настоящему погрузиться в атмосферу данных живых выступлений, советую найти их самостоятельно, благо на других сайтах вполне возможно отыскать записи с четкой картинкой и хорошим звуком. Приятного просмотра!

Читайте также: