Найти в Дзене
MotoMania

Тормозить на мотоцикле в повороте - можно!

Поверьте, я понимаю, что мне сейчас напихают вагон продолговатых предметов в комментариях. Но тема стоит остро, через одного я слышу от мотоциклистов, что в повороте никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя тормозить.

Привет. Сегодня поговорим о торможении в повороте, о причинах, которые заставляют множество мотоциклистов думать, что этого делать нельзя и о том, почему делать это можно, а иногда просто необходимо.

Как и множество постулатов, которые приняли для себя как непреложную истину многие водители двухколесного транспорта, мнение, что в повороте ни в коем случае нельзя тормозить, изложено в "Технике вождения мотоцикла" Койта Кода. В этой книге автор рассказывает, что торможение должно осуществляться ДО поворота, а когда ты уже начал поворот, нужно плавно и непрерывно открывать газ и так до самого выхода из поворота. При этом тормозить, как говорит старина Кейт, ни в коем случае нельзя.

Я ни в коем случае не умаляю квалификацию Кода и его вклад в развитие теории вождения мотоцикла. Однако, для всех, кто с пеной у рта доказывает, что изложенное в книге является непреложными постулатами, напомню, что Код писал свое пособие для мотоциклистов, участвующих в шоссейно-кольцевых гонках.

Для тех, кто не понимает, в чем отличается вождение на ШКМГ и ДОПов поясню. Гонки проходят на специально подготовленных трассах, на которых отсутствуют встречные/попутные ТС (не считая других мотоциклов, конечно, но они все едут в одну сторону и с одной целью), нет ям, вывалившихся из грузовика птичьих потрохов и других неожиданностей, отбойники сделаны максимально безопасными, а неподалёку дежурят спасатели и медики.

Естественно, в таких условиях ты делаешь все, чтобы добиться цели - показать лучшее время на треке. А для этого на протяжении всей гонки #мотоцикл должен либо набирать скорость, либо тормозить. А главная задача для мотоциклиста в повороте - завершить этот самый поворот на максимально возможной скорости.

Изображение из открытого источника "Яндекс Картинки"
Изображение из открытого источника "Яндекс Картинки"

На ДОПах же главная задача - доехать из точки А в точку Б максимально безопасно. При этом здесь опасности повсюду - ямы, кочки, отбойники, другие ТС, всякая дрянь, вываливающаяся из автомобилей, пятна технических жидкостей, вытекших из автомобилей и прочие "радости".

Вторая причина, по которой считается, что в повороте нельзя тормозить, связана с возможным срывом колеса и последующим падением. Такая опасность имеет место быть. Однако вероятность заблокировать колесо и пропахать пару десятков метров асфальта существует и при торможении на полностью выпрямленном мотоцикле. Именно поэтому стоит как можно больше внимания уделять отработке техники торможения. В том числе - в повороте.

Именно поэтому я придерживаюсь мнения, что тормозить на мотоцикле в повороте можно, а иногда очень даже нужно. И если делать это правильно, вы сможете нивелировать опасность такого маневра. Торможение в повороте похоже на торможение на скользкой дороге.

Если есть возможность выпрямить траекторию мотоцикла ДО начала торможения - сделайте это. Если такой возможности нет - тормозите двигателем, по мере замедления выпрямляйте траекторию. Если торможения двигателем недостаточно, осторожно подключайте тормоза. Чем больше наклонен мотоцикл - тем больше задействуется задний тормоз и тем меньше общее тормозное усилие. По мере выпрямления байка нажатие на передний тормоз и общее тормозное усилие пропорционально увеличивается.

В том случае, когда вы находитесь в повороте, и появилась необходимость остановиться экстренно (а в этом случае нужно работать тормозами на грани блокировки колес) - обязательно нужно выпрямить траекторию, после чего начинать торможение. Об этом я писал в статье Экстренное торможение на мотоцикле. Коротко и внятно.

На этом на сегодня всё. Хейтеров и профессиональных мамкиных гонщиков с нетерпением жду в комментарии.

Ровных дорог!