Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) - это оппозиционная Академии или даже власти, группа, такие художники-альтруисты и благотворители, которые на собственном горбу по небезызвестным русским дорогам перли свои холсты, дабы простой крестьянин из глухой деревни смог приобщиться к прекрасному.
ЕРУНДА, прошу прощения.
Это все - набор поэтических и эффектных представлений от критика всея Руси Владимира Стасова, который советские искусствоведы с лихвой подхватили, идеологически развивая линию художников-бунтарей.
И сегодня не будет упоительных чтений а-ля Павел Муратов. Обещаю говорить правду, только правду и ничего кроме правды.
Вы бы знали КАКОЙ был скандал, когда Николай Собко, издатель иллюстрированных каталогов передвижников, решил включить в один из них две хвалебные статьи патриарха русской критической мысли Стасова, не спросив самих художников! ВСЕ ОНИ ПОТРЕБОВАЛИ СТАСОВСКИЕ СТАТЬИ ИЗЪЯТЬ, а тираж каталога перепечатать. Это ли не звоночек, господа!
Если посмотреть студийные фотокарточки членов группы, предназначенные для печати, кого мы там увидим (читай, те фото, что формировали образ группы в массах)?
Солидных деловых мужей в нейтральных европейских костюмах - никакой фронды, никакого артистизма. Никакой богемы - божеупаси - богема там, в Париже.
Пред нами во всей красе предстают благопристойные и благонамеренные господа, объединенные серьезным деловым интересом - КОММЕРЦИЯ-С и ничего более.
Только грамотный, НАМЕРЕННЫЙ РАСЧЕТ НА РЫНОК.
Никакого альтруизма! В их уставе черным по белому прописана главная цель ТПХВ: "облегчить художникам сбыт произведений искусства". В ПРОВИНЦИЮ ОНИ ЕХАЛИ ЗА НОВОЙ АУДИТОРИЕЙ и увеличением рынка сбыта.
Отсюда, кстати, такой особый интерес (упор) к пейзажу - самый ходовой товар (в отличие от жанра Ню, например, который высоко ценился в великосветских салонах, но не встречал понимания в иных социальных кругах).
Более того, абсолютно не верно связывать ТПХВ с бунтом четырнадцати. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕРЕДВИЖНЕЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА - МИФ: связи между Артелью художников и Товариществом НЕТ. Это разные события.
Первая передвижная выставка Товарищества открылась 29 ноября 1871 года В ЗАЛАХ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. А потом еще 3 года подряд проходила на том же месте в тот же час (это я молчу про то, что многие художники были приняты в члены Академии, а некоторые, например Ге, стали профессорами и обучали будущее поколение художественной грамоте).
Выставки путешествовали по только что возведенной железной дороге. Дороги эти тогда тянули в богатые города и университетские центры (никакого горба, сами понимаете, это уже век скорости и пара). Так, маршрут первой выставки был таким: Петербург-Москва-Харьков-Киев-Одесса.
На ней было представлено 35 пейзажей, 16 бытовых холстов, 13 портретов и только 2 работы на исторические темы. Картины были оценены в 29 690 ₽, продано работ на 22 910 ₽, общий доход составил 4387 ₽ (это был успех, ибо академические выставки тогда не зарабатывали больше 5000 ₽).
Согласно Уставу Товарищества, каждый участник принимал на себя обязательство предоставлять на ежегодную выставку НОВЫЕ картины, в противном случае исключался - повторюсь, КОММЕРЦИЯ-С.
За 25 лет передвижники представили на выставки 3504 картины общей стоимостью порядка 2 млн ₽, из которых было продано работ на 1 135 635 ₽, ежегодный доход от экспозиций составлял 61 000 ₽ (продавали все, что только можно: сами полотна, гравюры и фотографии картин, каталоги, ну и, конечно, входной билет - 1₽).
Почти все, что Стасов сходу приписал ТПХВ - идеологическое единство, программная установка на критический реализм, бунтарский дух, народничество и народность, демократический пафос, - далеко от реальных целей объединения.
Прогрессивные идеи критического реализма, навязанные товариществу Стасовым, и скандалы вокруг социально и политически острых картин Репина (серия скандалов на XI, XII и XIII выставках, связанных с экспонировавшимися картинами художника - "Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали" и "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года") - вот ЧТО сподобило этих ребят к XVI Передвижной выставке написать нечто вроде манифеста, с осторожными пассажами о реализме, русской национальной школе и просветительской миссии.
СПУСТЯ 16 ЛЕТ после начала своей деятельности! 16 лет. Изначально ничего подобного не было - никакого единого движения, только КОММЕРЦИЯ-С (успешное буржуазное предпринимательство художников, не предполагающее продвижения какой-либо одной узкой идеологии).