Москвичи, а за ними и жители других мегаполисов, на улицы которых нанесли разметку в виде буквы «А», уже привыкли к тому, что у них, по сути, украли одну полосу движения. Ту самую, которая построена на уплаченный ими транспортный налог. Тех же, кто никак не может с этим смириться, методом мягкой силы приучают к этому большими штрафами.
Нарушения фиксируются камерами, с которыми, как внушают нам гаишники, не поспоришь. Они, мол, беспристрастны. Они-то да, но не нужно забывать, что любую умную технику учат уму люди. А они иногда пристрастны, а часто просто сами не очень умны.
Я не езжу по выделенным полосам на автомобиле, прекрасно понимая, что могу создать помеху общественному транспорту. Но запрет ездить по этим полосам одиночным мотоциклам мне, честно говоря, не понятен. Такой мотоцикл, в отличие от такси, не мешает автобусам. Велосипедам же и мопедам можно ведь! Вот такая несправедливость…
И все же пришел однажды и мне такой штраф — по части 1.2 статьи 12.17 КРФоАП. На фотке я и мой мот во всей красе, вид сзади, едем по полосе с буквой «А». Однако в этом месте не только буква «А», но и «зубы курильщика» — желтая разметка 1.17, обозначающая место остановки маршрутных ТС.
Вспомнил я этот участок Севастопольского проспекта. Там перед остановкой — шиномонтаж. И, соответственно, разрывы в разметке, разрешающие подъехать к нему, а потом выехать. И сразу за ними — такой же разрыв, позволяющий подъехать к остановке.
«Э, нет, — сказали мне специалисты, разбирающиеся (вроде бы) в ПДД. — Этот разрыв разрешает подъехать к остановке только общественному транспорту!»
«А вот и не только ему, — возразил им я. — Посмотрите, что в пункте 18.2 ПДД написано: “Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то... Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам”».
Съездил на место, посмотрел расположение дорожных знаков и разметки и даже заснял свой проезд на видеорегистратор (смотреть с 1:50).
Оказалось, что знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» установлен задолго до места нарушения. И несмотря на то, что перекрестков между ближайшим знаком 5.14 и камерой фиксации нет, действие знака неоднократно прерывается разрешенными въездами-выездами на АЗС, сервисные точки и пр.
В ПДД сказано (п.18.2) о запрете въезжать на полосу ОТ при наличии знака 5.14, однако ничего не говорится о запрете делать это при наличии одной лишь разметки 1.23 (в виде буквы «А»).
Вдохновленный этими изысканиями, сажусь за подготовку жалобы в Управление ГАИ Москвы. Понимаю, что шанс на отмену небольшой, поэтому в через пару недель все же оплачиваю штраф в половинном размере.
На рассмотрение жалобы столичные гайцы меня не пригласили. Жалобу, как я и подозревал, не удовлетворили. Пришлось обращаться в суд.
Но доводы мои судья рассматривать не стала. Как только услышала, что на рассмотрение жалобы я приглашен не был — отменила решения начгая по жалобе (ничего не сказав о самом постановлении) и отправила жалобу ему же на повторное рассмотрение.
Начгай урока для себя не извлек и проделал тот же трюк еще раз: опять рассмотрел жалобу без меня, и с тем же результатом.
Я опять обжалую в суд. Та же судья, поняв, что начгай не внял ее решению, начинает злиться и говорит мне:
— Я бы на вашем месте обратилась в суд с административным иском о признании действий этого начальника незаконными.
Я поблагодарил и пообещал подумать.
Решение начгая она опять отменила и снова направила на новое рассмотрение.
На третий раз до начгая наконец дошло, что нужно приглашать лицо, подавшее жалобу, на рассмотрение. И меня пригласили. С тем же, впрочем, результатом.
Первое, о чем спросила меня судья на третьем суде — пригласили ли мня на рассмотрение жалобы. И только после моего утвердительного ответа приступила к делу.
Как только я сообщил, что в том месте имеется разрыв в разметке и нет знака 5.14, подтвердив это фотографией, она сказала, что будет делать запрос в ЦОДД о дислокации знаков и разметки.
На следующем заседании через месяц она зачитала ответ об установленном знаке 5.14 и спросила:
— Ну как же вы говорите, что нет знака, когда он есть? В ответе на запрос сказано, что установлен он еще 30.01.2020 г.
— ...а нарушение мне вменяют в августе 2019-го, — продолжил я.
Она надолго погрузилась в изучение бумаг, после чего изрекла:
— Тогда я не вижу причин, по которым могу оставить это постановление в силе.
И отменила — по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КРФоАП — в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вот так через 21 месяц незаконное постановление ГАИ было наконец отменено!
Можно сказать, что истина восторжествовала. Но, во-первых, ГАИ может еще этот вердикт суда попытаться отменить — стал все чаще такой «грешок» за нею замечаться.
И, во-вторых, теперь нужно возвращать уплаченный штраф, пытаться вернуть понесенные мной расходы (транспортные, почтовые) и получить компенсацию за нарушенное в отношении меня право на судопроизводство в разумный срок.
Если получится — напишу. А не получится — попробую рассказать, почему не получилось.
Не стóит расценивать эту публикацию как призыв ездить по полосам ОТ. Штраф, скорее всего, получите. А вот сможете ли успешно обжаловать его?