Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

5 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Оглавление

В коллекции Российского национального музея музыки хранятся экспонаты, которые рассказывают о российской и зарубежной музыкальной культуре. Среди них — нотные и литературные рукописи, исследовательские работы и книги, автографы и письма. О самых интересных экспонатах порталу «Культура.РФ» рассказал директор музея Михаил Брызгалов.

Автограф Михаила Глинки

МИХАИЛ ГЛИНКА. РОМАНС «МОЛИТВА». РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА
МИХАИЛ ГЛИНКА. РОМАНС «МОЛИТВА». РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА

Михаил Глинка написал романс «Молитва» в сентябре 1847 года в Смоленске. Первоначально это была пьеса без слов для фортепиано. Композитор посвятил ее своему другу и секретарю дону Педро Фернандесу Неласко Сендино, с которым познакомился во время путешествия по Испании. В 1855 году композитор переделал «Молитву» для голоса, хора и оркестра. Песню на слова Михаила Лермонтова «В минуту жизни трудную» впервые исполнила оперная певица Дарья Леонова.

На выставке можно увидеть дарственный автограф начальных тактов «Молитвы». Его передал в музей артист Оперного театра Зимина, певец и профессор Московской консерватории Назарий Райский. Экспонат состоит из трех фрагментов с подписью: «Автографъ Михаила Ивановича Глинки». Сверху к нему подклеена полоса нотной бумаги с названием и датой. Кому и когда Глинка подарил автограф, исследователи до сих пор не выяснили.

Эскизная тетрадь Бетховена

ЭСКИЗЫ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА
ЭСКИЗЫ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА

После смерти Людвига ван Бетховена в 1827 году его имущество, в том числе автографы и черновики, распродавали на аукционах. В середине XIX века одна из эскизных тетрадей попала в коллекцию композитора-любителя графа Михаила Виельгорского. Он был лично знаком с автором, ездил на его концерт в Вену, чтобы послушать Пасторальную симфонию (№6). В 1838 году в доме Виельгорского впервые в России прозвучала Девятая симфония Бетховена.

В конце XIX века эскизную тетрадь из петербургского собрания Виельгорского получил его внук, директор московского Румянцевского музея Михаил Веневитинов. Сначала она хранилась в домашней коллекции, а после его смерти попала в музей. В тетради сохранились темы и отрывки из Третьей симфонии, Крейцеровой сонаты, Восемнадцатой фортепианной сонаты, Вариаций на тему из балета «Творения Прометея», оратории «Христос на Масличной горе» и другие сочинения. С начала XX века многие отечественные музыканты, среди которых был Сергей Танеев, собирались опубликовать тетрадь. Все записи расшифровал музыковед-текстолог Натан Фишман, и в 1962 году их выпустили в трехтомном издании «Книга эскизов Бетховена».

Фотография Федора Шаляпина в опере Николая Римского-Корсакова «Садко»

ФЕДОР ШАЛЯПИН В РОЛИ ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА
ФЕДОР ШАЛЯПИН В РОЛИ ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА

Одной из первых работ Федора Шаляпина была роль Варяжского гостя в частной опере Саввы Мамонтова «Садко». Меценат уговорил артиста перейти из Императорского театра в свою труппу. Мамонтов восхищался его способностями: «Феденька, вы можете делать в этом театре все что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите — и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу — поставим оперу!» А Шаляпин позже писал, что в новой труппе он «впервые в жизни почувствовал себя свободным, сильным, способным преодолеть все препятствия».

Премьера «Садко» состоялась 7 января 1898 года. Хореографические сцены в подводном царстве поставила будущая жена Шаляпина, прима-балерина из Италии Иола Торнаги. Декорации создали художники Константин Коровин и Сергей Малютин. Федора Шаляпина в роли Варяжского гостя запечатлел фотограф Вольф Чеховский. Певец подписал снимок на итальянском языке: «Пожалуйста, не забывай своего Федю и верь, что он тебя очень, очень любит. Москва, 15 февраля 1898». Имя адресата не указано, но исследователи полагают, что им была Иола Торнаги.

Шэн

ШЭН — КИТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА
ШЭН — КИТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА

Шэн — один из древнейших музыкальных инструментов Китая. В переводе с китайского «шэн» означает «совершенная мудрость». Существует предание, что этот инструмент создала небесная покровительница людей — китайская богиня любви и бракосочетания Нюйва. Его форма напоминала очертания птицы Феникс, которая в мифологии олицетворяла собой бессмертие. В середине XVIII века шэн появился в Европе: его привез из Китая придворный скрипач Екатерины II — Иоганн Христиан Вильде.

Шэн относится к семейству гармоник, иногда его даже называют китайским губным органом. Раньше он состоял из 17 бамбуковых трубочек разной длины, которые помещали в тыкву. Сегодня их заменили металлические дудочки и специальный корпус. К верхним трубочкам прикреплены бронзовые или медные язычки, а в нижних находится по одному боковому отверстию, которые при игре закрывают пальцами. Шэны, с их чистым и выразительным звучанием, до сих пор используют в фольклорной музыке Китая, особенно в оркестровой.

Нотный автограф Гектора Берлиоза

НОТНАЯ ЗАПИСЬ МЕЛОМ НА ГРИФЕЛЬНОЙ ДОСКЕ ГЕКТОРА БЕРЛИОЗА. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА
НОТНАЯ ЗАПИСЬ МЕЛОМ НА ГРИФЕЛЬНОЙ ДОСКЕ ГЕКТОРА БЕРЛИОЗА. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ, МОСКВА

Французский композитор Гектор Берлиоз общался со многими русскими композиторами, дважды приезжал на гастроли в Москву и Петербург. 30 декабря 1867 года он дирижировал оркестром на Четвертом собрании Русского музыкального общества в Большом зале Благородного собрания. А перед этим посетил Московскую консерваторию в старом здании на Воздвиженке. В одном из классов на грифельной доске Берлиоз написал несколько нот, число и поставил свою подпись.

Чтобы сохранить память о визите известного композитора, доску покрыли лаком и хранили в кабинете директора Консерватории Николая Рубинштейна. В 1912 году она стала экспонатом Музея имени Рубинштейна, а затем Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Что это за мелодия и почему ее запечатлел композитор во время своего визита, исследователи выясняют до сих пор.