Найти тему
Анна об искусстве

3 образных картины о Второй мировой войне

Оглавление

Ужас военного времени не мог не затронуть искусство. Мне хотелось рассказать о самых сильных работах, посвященных тем ужасам, которые обрушились на Европу в конце 1930-х годов. В итоге выбрала 3 работы. Интересно, что все они - символичны, изображают не столько реальный мир, сколько переживания и эмоции, вызванные увиденным.

Я уже писала о том, как война отразилась в творчестве советских художников, о самых сильных советских картинах о войне. И если советские художники работали в рамках соцреализма, то у европейских был больший простор. Да и изображали они не столько вторжение врага на свою родину, сколько вселенский ужас, мировую катастрофу.

Давайте посмотрим, как они выразили свое отношение и свое видение.

Пабло Пикассо. Герника. 1937 год

"Герника" Пабло Пикассо в Музее королевы Софии в Мадриде. Фотограф: Эллиотт Эрвитт
"Герника" Пабло Пикассо в Музее королевы Софии в Мадриде. Фотограф: Эллиотт Эрвитт

Да, эта картина была создана еще до начала Второй мировой войны, но она непосредственно связана с нацистской агрессией. В Испании шла Гражданская война, и 26 апреля 1937 года на город Герника, столицу Страны Басков, был совершён авиационный налет. Легион "Кондор", подразделение люфтваффе, сбросил на небольшой городок 40 тонн снарядов.

Мир наблюдал за происходившим с ужасом, город был практически уничтожен. Близко к сердцу трагедию воспринял и Пикассо, и когда ему предложили создать полотно на Всемирную выставку в Париже, сразу согласился и создал его буквально за месяц.

Картина огромна: 7,8х3.5 метров. И сила воздействия полотна настолько сильна, что рассуждать о технике и манере кажется лишним. Да, это кубизм, Пикассо выбрал именно этот живописный язык, чтобы показать обезображенный войной мир.

Картина черно-белая. как будто мир померк и обесцветился, стал безжизненным, из него исчез свет. В 20 веке - столетии войн и уничтожений, мир стал погружаться в хтонический мрак и ужас. Это конец цивилизации, возвращение к первобытию. Не зря на полотне присутствуют древние символы смерти - бык и лошадь.

Картина воздействует и целиком, и при рассмотрении отдельных деталей. В левой части мы видим женщину, которая оплакивает мёртвого ребёнка. Над ней хтонический бык с широко открытыми глазами - символ фашизма. За быком мечется голубь - символ мира.

В центре мы видим раненого коня, под ним - тело мёртвого человека. Его отрубленная рука держит часть меча, из которого растёт цветок. На руках мёртвого стигматы - кровоточащие раны, как у Христа, символ безвинных страданий.

В правой части фигуры бегут прочь от горящего здания, но в отчаянии погибают в бушующем пламени. Боль, страх, ужас, смерть.

Интересно, что современники не приняли, а большей частью даже не заметили работы Пикассо. А ведь он в какой-то степени предсказал приближающуюся войну. Одна из испанских газет писала: "Герника, полотно огромных размеров, ужасна". Но разве не в этом была цель Пикассо?

Сальвадор Дали. Лицо войны. 1941 год

Сальвадор Дали. Лицо войны. 1941.
Сальвадор Дали. Лицо войны. 1941.

Картина стала выражением переживаний художника, который был вынужден покинуть Париж после капитуляции Франции и отправиться в США. Ужас от увиденного вместе с абсурдностью и безумием Дали задумал выразить на полотне.

Вскоре после прибытия на чужбину, в мастерской Дали родилось "Лицо войны": символичная, но совсем не двусмысленная работа. И правда, в отличие от других работ художника, символизм картины вполне понятен. Мы видим череп - то самое лицо войны, вокруг которого извиваются змеи. Их пасти открыты и готовы жалить. Лицо войны исказила гримаса ужаса, а в открытом рту и глазницах - такие же черепа, которые множатся в геометрической прогрессии. Это лицо стоит посреди пустыни - символа безжизненности, опустошения.

Колорит картины очень ограничен, это не черно-белая работа, как у Пикассо, но выполнена она в разных оттенках коричневого - цвета сумрака и безрадостности, цвета земли, в которую полягут миллионы человек.

Обратите внимание на отпечаток руки в правом нижнем углу - это рука Дали, который так выразил свою сопричастность к происходящему.

Макс Эрнст. Европа после дождя. 1942 год

Макс Эрнст. Европа после дождя. 1942.
Макс Эрнст. Европа после дождя. 1942.

Макс Эрнст, немецкий сюрреалист, ненавидел войну. Он знал ее изнутри, воевав в Первую мировую. Долгое время он жил в Париже, но с началом Второй мировой был арестован как подданный страны-противника и помещен в лагерь в Провансе. Освободившись, он вновь попал в лагерь за ложные обвинения в коллаборационизме. Оттуда он 2 раза сбегал.

В конце концов, художник решился покинуть Европу. Уже тогда он начал создавать "Европу после дождя" и выслал картину вперед себя на адрес Музея современного искусства в Нью-Йорке. Прибыв в Америку, он принялся за работу над полотном, которое выразило его ужас, отвращение и пророческие мысли о войне.

Фрагмент картины "Европа после дождя" М. Эрнста.
Фрагмент картины "Европа после дождя" М. Эрнста.

Если присмотреться, увиденное на полотне ужасает. Мы видим картину разрушения, горы костей, над которыми высится правитель - диктатор с головой птицы. Земля выжжена, как после Апокалипсиса, которым для Европы стала война. Лишь несколько странных существ выжили после разрушений, они и населяют этот практически безжизненный пейзаж.

Так велик был ужас от войны, что невозможно было выразить его иначе, как символично, образно, сюрреалистично - настолько поражающим воображение было то, что окружало в те годы. Этот образ разрухи по антивоенной направленности и силе интерпретации ужасов войны - один из самых сильных в истории живописи.

Вот такие картины я выбрала из тех, что мне периодически попадаются в работе. Возможно, они уже были вам знакомы, ведь не зря я называю их сильными - они известны и признаны многими. Здорово, если поделитесь своим мнением/видением, спасибо за лайки и подписку!