Ужас военного времени не мог не затронуть искусство. Мне хотелось рассказать о самых сильных работах, посвященных тем ужасам, которые обрушились на Европу в конце 1930-х годов. В итоге выбрала 3 работы. Интересно, что все они - символичны, изображают не столько реальный мир, сколько переживания и эмоции, вызванные увиденным.
Я уже писала о том, как война отразилась в творчестве советских художников, о самых сильных советских картинах о войне. И если советские художники работали в рамках соцреализма, то у европейских был больший простор. Да и изображали они не столько вторжение врага на свою родину, сколько вселенский ужас, мировую катастрофу.
Давайте посмотрим, как они выразили свое отношение и свое видение.
Пабло Пикассо. Герника. 1937 год
Да, эта картина была создана еще до начала Второй мировой войны, но она непосредственно связана с нацистской агрессией. В Испании шла Гражданская война, и 26 апреля 1937 года на город Герника, столицу Страны Басков, был совершён авиационный налет. Легион "Кондор", подразделение люфтваффе, сбросил на небольшой городок 40 тонн снарядов.
Мир наблюдал за происходившим с ужасом, город был практически уничтожен. Близко к сердцу трагедию воспринял и Пикассо, и когда ему предложили создать полотно на Всемирную выставку в Париже, сразу согласился и создал его буквально за месяц.
Картина огромна: 7,8х3.5 метров. И сила воздействия полотна настолько сильна, что рассуждать о технике и манере кажется лишним. Да, это кубизм, Пикассо выбрал именно этот живописный язык, чтобы показать обезображенный войной мир.
Картина черно-белая. как будто мир померк и обесцветился, стал безжизненным, из него исчез свет. В 20 веке - столетии войн и уничтожений, мир стал погружаться в хтонический мрак и ужас. Это конец цивилизации, возвращение к первобытию. Не зря на полотне присутствуют древние символы смерти - бык и лошадь.
Картина воздействует и целиком, и при рассмотрении отдельных деталей. В левой части мы видим женщину, которая оплакивает мёртвого ребёнка. Над ней хтонический бык с широко открытыми глазами - символ фашизма. За быком мечется голубь - символ мира.
В центре мы видим раненого коня, под ним - тело мёртвого человека. Его отрубленная рука держит часть меча, из которого растёт цветок. На руках мёртвого стигматы - кровоточащие раны, как у Христа, символ безвинных страданий.
В правой части фигуры бегут прочь от горящего здания, но в отчаянии погибают в бушующем пламени. Боль, страх, ужас, смерть.
Интересно, что современники не приняли, а большей частью даже не заметили работы Пикассо. А ведь он в какой-то степени предсказал приближающуюся войну. Одна из испанских газет писала: "Герника, полотно огромных размеров, ужасна". Но разве не в этом была цель Пикассо?
Сальвадор Дали. Лицо войны. 1941 год
Картина стала выражением переживаний художника, который был вынужден покинуть Париж после капитуляции Франции и отправиться в США. Ужас от увиденного вместе с абсурдностью и безумием Дали задумал выразить на полотне.
Вскоре после прибытия на чужбину, в мастерской Дали родилось "Лицо войны": символичная, но совсем не двусмысленная работа. И правда, в отличие от других работ художника, символизм картины вполне понятен. Мы видим череп - то самое лицо войны, вокруг которого извиваются змеи. Их пасти открыты и готовы жалить. Лицо войны исказила гримаса ужаса, а в открытом рту и глазницах - такие же черепа, которые множатся в геометрической прогрессии. Это лицо стоит посреди пустыни - символа безжизненности, опустошения.
Колорит картины очень ограничен, это не черно-белая работа, как у Пикассо, но выполнена она в разных оттенках коричневого - цвета сумрака и безрадостности, цвета земли, в которую полягут миллионы человек.
Обратите внимание на отпечаток руки в правом нижнем углу - это рука Дали, который так выразил свою сопричастность к происходящему.
Макс Эрнст. Европа после дождя. 1942 год
Макс Эрнст, немецкий сюрреалист, ненавидел войну. Он знал ее изнутри, воевав в Первую мировую. Долгое время он жил в Париже, но с началом Второй мировой был арестован как подданный страны-противника и помещен в лагерь в Провансе. Освободившись, он вновь попал в лагерь за ложные обвинения в коллаборационизме. Оттуда он 2 раза сбегал.
В конце концов, художник решился покинуть Европу. Уже тогда он начал создавать "Европу после дождя" и выслал картину вперед себя на адрес Музея современного искусства в Нью-Йорке. Прибыв в Америку, он принялся за работу над полотном, которое выразило его ужас, отвращение и пророческие мысли о войне.
Если присмотреться, увиденное на полотне ужасает. Мы видим картину разрушения, горы костей, над которыми высится правитель - диктатор с головой птицы. Земля выжжена, как после Апокалипсиса, которым для Европы стала война. Лишь несколько странных существ выжили после разрушений, они и населяют этот практически безжизненный пейзаж.
Так велик был ужас от войны, что невозможно было выразить его иначе, как символично, образно, сюрреалистично - настолько поражающим воображение было то, что окружало в те годы. Этот образ разрухи по антивоенной направленности и силе интерпретации ужасов войны - один из самых сильных в истории живописи.
Вот такие картины я выбрала из тех, что мне периодически попадаются в работе. Возможно, они уже были вам знакомы, ведь не зря я называю их сильными - они известны и признаны многими. Здорово, если поделитесь своим мнением/видением, спасибо за лайки и подписку!