Найти тему
Снеговик с гармошкой

Русская революция для "чайников": пьеса "Мистерия-буфф" Владимира Маяковского

Ровно сто лет назад, в 1921 году был закончен второй вариант пьесы "Мистерия-буфф", тот самый, которым я зачитывался в детстве, когда ещё в школу не ходил. (Вы, наверное, уже поняли, что я был странненьким ребёнком.)

Первый вариант Владимир Маяковский написал за три года до того, в 1918-м, "по горячим следам" русской революции. В этой пьесе он "на пальцах" объясняет суть произошедших в стране событий, используя в качестве аналогии одну известную историю из Ветхого завета.

Конечно, будучи ребёнком, я плохо понимал политическую суть произведения, что не мешало мне наслаждаться сюжетом, необычными рифмами и каламбурами, а особенно - чувством юмора, с которым у великого поэта полный порядок:

П о п
Возьмем сеть или острогу и тоже давайте ловить.
Н е м е ц
0-с-т-р-о-г-у? А как обращаться ею? Я только шпагой в человеке ковырять умею.

Итак, сюжет. Глобальное наводнение. Персонажи пьесы – семь пар "чистых", т.е. буржуев, и семь пар "нечистых", рабочих и крестьян, (отсылка к семи парам чистых и нечистых животных, взятых Ноем в ковчег) строят большой корабль и отправляются в свободное плавание.

Быстро выясняется, что трудовые люди в любой момент могут добыть себе пропитание, тогда как у аристократов с этим большие проблемы. Чтобы легитимизировать отъём припасов, "чистые" решают избрать царя – а именно, абиссинского негуса, то есть эфиопского правителя, проще говоря – самого дикого и тупого из них (Владимир Владимирович о толерантности представления не имел).

Семь пар "чистых": купец, священник, несколько иностранцев.
Семь пар "чистых": купец, священник, несколько иностранцев.

"Тупой" негус не пожелал быть марионеткой и первым делом сожрал все припасы, после чего был свергнут и выброшен за борт (намёк на Февральскую революцию). "Чистые" устраивают на ковчеге демократию, объясняя её сущность фразой, актуальной в нашей стране и поныне:

Ф р а н ц у з (ковыряя в зубах)
Что кипятитесь? Обещали и делим поровну: одному — бублик, другому — дырку от бублика. Это и есть демократическая республика.

"Нечистые", не согласившись с таким раскладом, выбрасывают "чистых" следом за царём.

Далее герои попадают в ад, который их совершенно не впечатляет (они и круче видели). Следующая остановка, по логике вещей – рай. Но и там "нечистым" отчего-то не нравится. Затем герои оказываются в Стране Обломков, ударным трудом превращают её в собственный вариант рая, хором поют "Интернационал", конец.

"Нечистые": люди трудовых профессий.
"Нечистые": люди трудовых профессий.

Казалось бы, в этой пьесе всё просто и предельно чётко: рабочие – хорошие, капиталисты – плохие, и те, и другие - схематичные и плоские персонажи... Но нет. Не совсем. Среди героев есть и довольно интересные, при этом - неприсоединившиеся ни к одной из группировок.

Первая из них - Дама:

Д а м а
Нация у меня самая разнообразная. Сначала была русской - Россия мне стала узкой. Эти большевики — такой ужас! Я женщина изящная, с душою тонкой - я взяла и стала эстонкой. Стали большевики наседать на окраины - я и стала гражданкой Украины. Брали Харьков раз десять - я в какой-то республике устроилась в Одессе. Одессу взяли, Врангель в Крыму - я взяла и подчинилась ему. Гнали белых по морю и по полю - я уже турчанка. Гуляю по Константинополю. Стали большевики подходить ближе - а я уже парижанка. Гуляю в Париже. Наций сорок переменила, признаться, я - теперь у меня камчатская нация. Какое паршивое на полюсах лето: нельзя показать ни одного туалета!

Никого из нынешних персонажей светской хроники не напоминает?

Другой неоднозначный герой - Студент, он же Интеллигент. В первом варианте пьесы этот креакл принадлежал к "чистым", во втором был как бы сам по себе, в зависимости от обстановки примыкая то к одним, то к другим.

И третий герой, мой самый любимый - Соглашатель. Этакий хиппи-пацифист за полвека до самих хиппи, который всё время пытается примирить враждующие стороны, но каждый раз получает на орехи с обеих сторон, даже от святых и самого верховного божества.

С перекошенным лицом, видя назревающий невиданный скандал, заверещал соглашатель.
С о г л а ш а т е л ь
Уф! Оф! Сам Саваоф! Дрожу! Лежу! Подкосились ноженьки! (Нечистым.) Опомнитесь! Согласитесь! Куда вы? Против боженьки!
С а в а о ф (показывает кулак соглашателю)
Кабы не был всеблагой я, показал бы тебе соглашательство такое!..
К у з н е ц
Нам, рабочим, согласиться с богом? Вылезет у тебя соглашенье боком!
Тузят соглашателя.

Never Trust a Hippy, как пели коллеги из группы NOFX.

В наши дни он выглядел бы как-то так...
В наши дни он выглядел бы как-то так...

Показателен и финал этих героев. Даму сжирают черти в аду. Интеллигент поселяется в раю, чтобы тусоваться с великими мыслителями:

Вы Жан-Жак Руссо? Ах! Разрешите поделиться! Аж дух от радости сводит! Это вы писали о братстве, о равенстве, о свободе? Это вы написали "Общественный договор"? Помилуйте! Да я вас наизусть знаю вот с этих пор! Разрешите выразить мое почтеньицe. Больше всего на свете люблю либеральное чтеньице. Никуда не пойду. Так и останусь тут.

Это Вован Вованыч нам намекает, что интеллигенции с революцией не по пути. Зла на неё, впрочем, не держит.

Один только Соглашатель, несмотря на все злоключения и постоянные побои, некоторым образом добирается до Земли Обетованной вместе с "нечистыми". Такие люди вообще живучи до безобразия. (Гуглить анекдот по ключевой фразе "Хиппи простудился и умер".)

...И всё равно, нынешнему читателю «Мистерия-буфф» покажется наивной. Но эта пьеса идеально отражает настроения того времени, помогает понять, на что надеялись и к чему стремились революционеры.

Только поэтому «Мистерию» стоит прочесть спустя почти сто лет после её создания.