Найти в Дзене
Живопись

Потерянный шедевр Рафаэля

Давайте честно, дорогой читатель: раскапывать запасники музеев — это безумно скучно. Это неблагодарная и во всех отношениях пыльная работа. Ну разве что случится нечто из рамок вон выходящее. Но каков шанс наткнуться на нечто уникальное там, где до Вас побывали сотни, а то и тысячи специалистов? Да приблизительно такой же, как отыскать золотую жилу на том месте, где всё уже давным-давно перекопано тысячами других энтузиастов-старателей. А вот эксперт по имени Марио Скалини нашёл. Причём нечто грандиозное. И получил свои более чем заслуженные «15 минут славы», а затем и место в Истории. Потому что умел смотреть шире и видеть больше других. Исследуя миллион раз изученное коллегами хранилище музея изобразительного искусства города Модены, наш герой обратил внимание на необычайно затейливо и богато украшенную раму одной из самых непримечательных картин местной коллекции. Бедняжке сорок лет подряд не доставалось места в экспозиции. Ни в местной, ни в выездной. Ещё бы: эксперты считали работ
Давайте честно, дорогой читатель: раскапывать запасники музеев — это безумно скучно. Это неблагодарная и во всех отношениях пыльная работа. Ну разве что случится нечто из рамок вон выходящее. Но каков шанс наткнуться на нечто уникальное там, где до Вас побывали сотни, а то и тысячи специалистов? Да приблизительно такой же, как отыскать золотую жилу на том месте, где всё уже давным-давно перекопано тысячами других энтузиастов-старателей.

А вот эксперт по имени Марио Скалини нашёл. Причём нечто грандиозное. И получил свои более чем заслуженные «15 минут славы», а затем и место в Истории. Потому что умел смотреть шире и видеть больше других.

Рафаэль, «Жемчужина Модены, около 1518-1520, дерево, масло, 34,5 х 29,6 см, Модена, Галерея Эстенсе
Рафаэль, «Жемчужина Модены, около 1518-1520, дерево, масло, 34,5 х 29,6 см, Модена, Галерея Эстенсе

Исследуя миллион раз изученное коллегами хранилище музея изобразительного искусства города Модены, наш герой обратил внимание на необычайно затейливо и богато украшенную раму одной из самых непримечательных картин местной коллекции. Бедняжке сорок лет подряд не доставалось места в экспозиции. Ни в местной, ни в выездной. Ещё бы: эксперты считали работу «проходной», и даже авторство её представлялось сомнительным. В конце концов, её принимали за очередную вариацию на тему ранней версии знаменитой «Madonna della Perla», которая сегодня хранится в музее Прадо.

Но чем дольше сеньор Скалини рассматривал полотно, тем больше его одолевали надежды и подозрения. Зачем кому-то понадобилось так роскошно украшать обычную «кальку» облика Мадонны? Да и самобытное изящество композиции, умноженное на тонкую технику исполнения, не смогла укрыться от опытного взгляда эксперта. И это с учетом многочисленных корректив, существенно изменивших первоначальный облик картины в соответствии с менявшимися вкусами публики.

Рафаэль, «Святое семейство, или Ла перла», 1518, дерево, масло, Музей Прадо
Рафаэль, «Святое семейство, или Ла перла», 1518, дерево, масло, Музей Прадо

Словом, сеньор Марио Скалини решился на полномасштабное исследование. Дальше были лаборатории со всевозможными ультрафиолетовыми и инфракрасными технологиями, и долгий, но захватывающий процесс возвращения картины к исходному виду. Слой за слоем, участок за участком. И вот наконец взглядам реставраторов открылся потерянный шедевр, созданный самим Рафаэлем! Да не просто одна из работ кисти великого мастера Возрождения, а самая настоящая вершина творческого пути гениального художника, написанная в последние годы жизни маэстро. В ней воплощены все самые смелые и «прорывные» наработки, выразившиеся в идеальной гармонии тонов и форм, во взаимном усилении эмоциональной наполненности композиции и совершенства облика героини. А этот волшебный эффект постепенно «проступающего» из темноты образа... А это вдумчивое чередование холодных и тёплых цветов, сообщающее облику Богоматери одновременно и утончённую возвышенность, и живую уязвимость...

Картина в раме
Картина в раме

Словом, удивительное — рядом. Кто знает, сколько ещё великолепных картин эпохи Возрождения таится от своих зрителей по частным коллекциям, теряет яркость по чердакам да радует мышей в музейных подвалах? Надеемся, что все они рано или поздно дождутся своего собственного наблюдательного Скалини. Знающего толк в красивых рамках, но умеющего мыслить за рамками чужих оценок и мнений. И чем раньше, тем лучше.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Музеи
137 тыс интересуются