Тема № 1: Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного творчества, классическим искусством и литературой. Кто в доме хозяин?
Сентябрь -1 неделя. Познакомить детей с миром старинных русских обычаев и поверий (Домовые духи), воспитывать интерес к русской народной культуре; трудолюбие, навыки сотрудничества, развивать творческую активность и стремление к самореализации, формировать совокупности следующих компетенций учащихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, эмоциональной.
Автор: Наталья Александровна Ермакова, педагог дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова, ДХШ им.А.А.Большакова, город Великие Луки, Псковская область
Поэтапное рисование "Герои сказок и легенд"
Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание сказочного образа домовёнка по мотивам мультипликационных фильмов и народных поверий.
Задачи:
- научить детей видеть взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного творчества, классическим искусством и литературой.
- расширять знания детей в области изобразительной грамоты (предварительный набросок, вспомогательные линии построения, композиционный центр);
- учить детей создавать образ сказочного персонажа домового в технике "гуашь" используя простейшие способы построением головы, шеи, линий плеча и лица;
- развивать глазомер, пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
- воспитывать интерес к отечественной мультипликации и фольклорным персонажам.
Фольклор является основой, на которой развивается индивидуальное творчество. Выдающиеся деятели разных областей искусства прошлого и настоящего времени четко осознавали значение фольклора. А. С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают» . Обращаясь к писателям, он указывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка» .
Завету обращения к народному творчеству следовали и следуют создатели классической и современной литературы, музыки, изобразительного искусства. Нет ни одного видного писателя, художника, композитора, который бы не обращался к родникам народного творчества, ибо в них отражена жизнь народа. Перечень музыкальных произведений, творчески развивающих искусство народа, огромен. На народные сюжеты созданы такие оперы, как «Садко», «Кащей» и др. Образы и сюжеты народного творчества вошли в изобразительное искусство. Картины Васнецова «Богатыри», «Аленушка», Врубеля «Микула», «Илья Муромец», Репина «Садко» и т. п. вошли в сокровищницу мирового искусства. Искусство писателя, художника, скульптора только тогда достигает вершин, когда оно возникает как выражение идей, чувств, взглядов народа.
Связь литературы и фольклора не сводится к использованию писателями содержания и формы отдельных произведений народного творчества. Эта связь выражает несравненно более широкое и общее явление: органическое единство художника с народом, а искусства — с творческим народным опытом.
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Материалы и инструменты:
-бумага формата А3
-простой карандаш, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка
Ход мастер-класса:
Начинаем работу над портретом домового с предварительного наброска простым карандашом. Находим середину листа и рисуем небольшую дугу-нос "картошкой".
По обе стороны от носика рисуем дуги-это щёчки.
Теперь рисуем полукруги над щёчками-это глазки, и улыбочку.
Голова персонажа будет круглой.
Затем рисуем линии шеи и плеча.
Штрихами намечаем линии причёски. От линий плеча рисуем линии рук- вот такой получился "скелетик" будущего портрета домовёнка (карандашный набросок всегда рисуем лёгкими и прозрачными линиями).
Начинаем рисунок красками с работы с палитрой. Нам нужно сделать цвет для лица и шеи домового, смешиваем цвета-сначала белый, затем немного охры и красного цвета.
Аккуратно обводим силуэт головы, глаз и шеи, а затем заполняем рисунок цветом.
Красным цветом рисуем линии носика и щёк.
Чистой кистью легонечко растягиваем красный цвет, так чтоб получился плавный переход к розовому. Так же рисуем румяные щёчки.
Рисуем красную улыбочку.
Теперь фон, я выбрала охру, но можно взять и абсолютной любой цвет.
Затем разукрашиваем рубашку. И приступаем к рисованию волос домовёнка.
Вот такая получилась пушистая причёска и рыжие брови.
А теперь немного "причешем" Кузьку-красиво уложим волосы. Рисуем отдельные пряди волос- удлинённые мазки коричневого, белого и охры.
Глаза разукрашиваем белой гуашью, рисуем беленькие зубки и рыжие веснушки.
Коричневым цветом рисуем разрез на рубахе и отделяем руки от туловища (рукава рубахи). Когда белый цвет на глазках высохнет рисуем зелёные зрачки.
Чёрными мазками прорисовываем брови и глаза. Желтым цветом украшаем ворот рубахи.
Реснички рисуем тонкими мазками, самым кончиком кисти (чёрный, оранжевый и белый цвет). Белым по жёлтому украшаем ворот рубахи.
И белыми кружками саму рубашку.
Теперь поработаем над фоном-сделаем его в виде бревенчатой избы. Рисуем коричневые линии и немного размываем их водичкой.
Я решила нарисовать паучка-чёрный овал на волосах домового.
Затем рисуем серенькую круглую голову паука. Паучок будет как и кузька пушистый-делаем серенькие тонкие мазки на его туловище.
Рисуем паучку мордочку и лапки.
А в лапках у него будет ромашка-сначала рисуем белые лепестки, а по ним немного мазочков синего цвета. Вот такой получился романтичный паучок.
У углу висит белая паутинка.
Портрет домовёнка Кузи завершён.
А, вот и наша художественная галерея Домовых.
Славянская мифология от а до я
Поэтапное рисование "Герои сказок и легенд"
Благодарю за внимание! Приятного творчества!!!