Найти тему

ИЗО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказки в красках»

Оглавление

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Срок освоения: 1 год
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: БАЗОВЫЙ
Возраст детей: 7-11 лет

Всероссийский конкурс профессионального мастерства для методистов «ПАЛИТРА МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ»
Место I
Номинация «Авторская программа»
Конкурсная работа: АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Сказки в красках»

Администрация города Великие Луки муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова»

Разработчик: Ермакова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

г. Великие Луки 2022 год

Структура программы (ознакомиться с программой)

1. Информационная карта программы

1. Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова»
2. Наименование образовательной программы: «Сказки в красках»
3. ФИО разработчика (автора, составителя): Ермакова Наталья Александровна 
4. Сведения о программе
4.1. Нормативная база  
4.2. Область применения: Изобразительное искусство
4.3. Направленность: Художественная - эстетическая
4.4. Тип программы: Бюджетная
4.5. Уровень: Базовый 
4.6. Возраст детей: 7 - 11 лет 
4.7. Продолжительность обучения: 1 год 
4.8. Цель программы: Создание условий для развития творческого потенциала детей, формирование созидающей личности, развитие эстетической отзывчивости. Посредством изучения видов и жанров изобразительного искусства приобщать детей к истокам народного творчества, быта, фольклора. 
4.9. Форма обучения: очная, дистанционная

2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Пояснительная записка (актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения, объем и срок освоения, режим занятий).

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана).

2.4. Планируемые результаты.

3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Календарный учебный график.

3.2. Условия реализации программы.

3.3. Формы аттестации (контроля).

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Методическое обеспечение.

4. Рабочая программа воспитания.

4.1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в детском объединении.

4.2. Формы и содержание деятельности воспитательной работы.

4.3. Планируемые результаты.

4.4. Календарный план воспитательной работы.

5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей.

6. Список литературы.

Разделы (из учебного плана)

1. Изобразительное искусство, его виды и жанры
2. Цветоведение
3. Основы изобразительной грамоты
4. Гуашь и её свойства, приёмы работы.
5. Акварельная мастерская
6. Итоговое занятие

Формы организации занятий:
Работа по образцу, творческая индивидуальная деятельность, работа в группах, применение на уроках игровых моментов, проектная деятельность; дискуссии; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области, организация выставок детских рисунков, экскурсию в комнату
"Русского быта",.

-3

Методы организации занятий:
- наглядные
- словесные
- практические


Материально-техническое обеспечение программы:
Печатные пособия: таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, репродукции картин, рисунки - образцы.
Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, мольберты, компьютер, принтер.
Цифровые образовательные ресурсы: фотоматериалы, статьи, презентации к каждому занятию.

Рабочая программа курса. Календарный план воспитательной работы.

Тема № 1: Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного творчества, классическим искусством и литературой. Кто в доме хозяин?

Сентябрь -1 неделя. Познакомить детей с миром старинных русских обычаев и поверий (Домовые духи), воспитывать интерес к русской народной культуре; трудолюбие, навыки сотрудничества, развивать творческую активность и стремление к самореализации, формировать совокупности следующих компетенций учащихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, эмоциональной.

Как нарисовать Портрет домовёнка Кузи для детей поэтапно с фото
Творческая мастерская ЛУКОМОРЬЕ (Ермакова Н.А)14 июня 2021

Тема № 2: Катиться Яблочко по тарелочке. Основные и составные цвета

Сентябрь - 2 неделя. Знакомство детей с жанром русской народной сказки , признаками этого жанра, умению отличать фольклорные сюжеты от авторских сказок.

Тема № 3: Грибной промысел на Руси. Основные приёмы работы в технике "Гуашь"

Сентябрь - 3 неделя. Формирование представлений о многообразии народных промыслов России, знакомство с фольклорной стороной грибного промысла -"Лесными духами славян".

Тема № 4: Лесной хозяин и его помощники. Живописный приём "примакивание

Сентябрь - 4 неделя. Познакомить детей с героями мифов древних славян (Лесной хозяин и его помощники), формировать понимание слова "предки", понимание того, что Россия - страна с большой многовековой историей.

Тема № 5: Народный календарь. Свойства цвета

Сентябрь - Октябрь 5 неделя. Знакомство с народным календарём, обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Народный календарь
Творческая мастерская ЛУКОМОРЬЕ (Ермакова Н.А)14 марта 2023

Тема № 6: Хлеб всему голова! Цветовая растяжка

Октябрь - 6 неделя. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей.

Тема № 7: Царевна Лягушка. Кто такой художник иллюстратор?

Октябрь - 7 неделя. Воспитывать у детей нравственные позиции по отношению к водно - болотным угодьям России, обобщать и систематизировать знания обучающихся о значении болот для человека и природы, познакомить с жителями болот, озёр и рек славянской мифологии.

Лягушка. Сказки, суеверия, легенды
Творческая мастерская ЛУКОМОРЬЕ (Ермакова Н.А)23 марта 2021

Тема № 8: Священные деревья славян. Клёныч. Уникальная графика

Октябрь - 8 неделя. Познакомить детей с особенностями мифологического понимания деревьев у древних славян

Тема № 9: Берёза в русской культуре. Зелёный цвет и его оттенки.

Октябрь - 9 неделя. Расширить кругозор детей в области фольклора, узнать о роли Берёзы в жизни русского народа.

Тема № 10: Заяц в русских сказках. Приём работы "сухая кисть"

Октябрь -Ноябрь - 10 неделя. Демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях народного и художественного жанра, закреплять понятие о жанрах произведений, формировать умение анализировать характер героя с опорой на его деятельность, учить строить собственное суждение, анализировать и делать выводы, развивать речь, память, внимание.

Тема № 11: Роль женщины на Руси. Техника "наложения мазков"

Ноябрь - 11 неделя. Раскрыть в полном объёме всю нравственность подвигов женщин - героинь на примере русского фольклора, исторических источников и литературы.

Роль матери в славянской семье

Тема № 12: Зимующие птицы России традиции и суеверия. Правила построения композиции

Ноябрь - 12 неделя. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах, познакомить народными приметами и праздниками связанными с ними. Воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Тема № 13: Матушка Зима. Пейзаж и его виды

Ноябрь- 13 неделя. Познакомить детей с праздниками зимнего народного календаря. Провести виртуальную экскурсию по резиденции Матушки Зимы.

Тема № 14: Валенки - не подшиты стареньки. Равновесие в композиции

Ноябрь - Декабрь - 14 неделя. Знакомство детей с русским народным промыслом "валяние валенок", сформировать у них чувства сопричастности к культурному наследию своего народа и родной страны.

Тема № 15: Дед Мороз -легенды и факты истории. Портрет и его виды

Декабрь - 15 неделя. Познакомить детей с главными героями новогодних праздников у разных народов, выяснить, в чем заключается особенность русского Деда Мороза.

Тема № 16: Животные в русских сказках. Вспомогательные линии построения

Декабрь - 16 неделя. Продолжать знакомство детей с социальным проектом "Сказочная карта России", объединяющим в себе всю информацию о о музеях, усадьбах и резиденциях всех героев русских сказок и былин.Выяснить отличие героев сказок от реальных животных, и суть их характера в народном фольклоре.

Тема № 17: Славянский годослов и восточный календарь. Стилизация

Декабрь - 17 неделя. Познакомить детей с славянским гороскопом животных "Годослов", провести сравнительный анализ с восточным гороскопом животных.

Славянский тотемный годослов: гороскоп, к которому прислушивались наши предки

Тема № 18: Снеговик - история, мифы, легенды. Свет, тень, полутень

Декабрь - 18 неделя. Расширить представление детей о народных зимних забавах. Раскрыть секреты образа снежной бабы и снеговика, познакомиться с резиденцией Снеговика сказочной карты России.

Тема № 19: Чудо - Юдо, Змей Горыныч и его родственники. Иллюстрация и её виды

Январь - 19 неделя. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Чудо Юдо, Змей Горыныч, Полоз и другие

Тема № 20: Идрик зверь - всем зверям отец. Контраст

Январь - 20 неделя. Продолжать знакомство детей с древнеславянской мифологией, познакомить с первыми легендами о происхождении животных.

Индрик-зверь

Тема № 21: Из уст в уста, из рук в руки, от сердца к сердцу. Сказочный портрет

Январь - 21 неделя. Изучить происхождение праздника "Бабий кут", познакомиться с историей героини славянской мифологии Матушка Ягиня.

Бабушка Яга из Фурманова
Творческая мастерская ЛУКОМОРЬЕ (Ермакова Н.А)13 марта 2023

Тема № 22: Небесная корова Зимун. Статика и динамика в композиции

Январь - Февраль - 22 неделя. Изучение быта и поверий русского народа. Корова в славянской культуре и мифологии.

Зимун

Тема № 23: Совушка - большая головушка. Соодеожание работы: образ, настроение, рассказ

Февраль - 23 неделя. Научить детей сравнивать, различать литературную, фольклорную, историческую стороны исследуемого события

Тема № 24: Не всё коту масленица..Сюжетное рисование

Февраль - 24 неделя. Разбираемся в народных и календарных праздниках "Три масленицы на Руси"

Тема № 25: Как весна Зиму поборола. Пастельные тона

Февраль - 25 неделя. Научить детей толкованию русско - народных сказок, умению видеть в н х связь с природными явлениями и бытом крестьян.

Тема № 26: Любимые цветы Кикиморы Вятской - сказочная карта России. Нетрадиционные методы и техники рисования

Февраль - Март -26 неделя. Продолжать знакомство с героями сказочной карты России - "Резиденция Кикиморы Вятской".

Тема № 27: Кукла Первоцвет - история и значение. Работа с цветом

Март - 27 неделя. Знакомство детей с календарными - обереговыми куклами, их роли в жизни народа.

Кукла Первоцвет

Тема № 28: Весенние праздники - Грачевник. Акварель и её свойства

Март - 28 неделя. Расширять кругозор детей о народном календаре, весенних праздниках славян.

Тема № 29: Солнечные праздники славян. Работа в ограниченной цветовой гамме

Март - 29 неделя. Расширять знания детей о календарных праздниках, познакомить с солнечными праздниками русского народа.

Тема № 30: Именины Водяного. Холодные цвета и оттенки

Апрель - 30 неделя. Расширять кругозор детей о водно - болотных ресурсах России, познакомить с истоками праздника "Водокоп".

Тема № 31: Глубокий смысл русских сказок - предками данная мудрость народная. Техника рисования "набрызг"

Апрель - 31 неделя. Расширять кругозор детей о космосе и науками связанными с ним, познакомить с древней наукой "Звездознание".

Творческая мастерская ЛУКОМОРЬЕ (Ермакова Н.А)

Тема № 32: Финист ясный Сокол. Силуэт как средство художественного выражения

Апрель - 32 неделя. Расширять кругозор детей о птицах псковского края, их роли в народном творчестве.

Тема № 33: Сад Ирий. Пуантилизм. Техника рисования ватными палочками

Апрель - 33 неделя. Расширять кругозор детей о временных изменениях природы и народной мудрости: приметы и поговорки.

Ирий - небесное царство славян

Тема № 34: Петушок - золотой гребешок. Набросок, эскиз в чём разница?

Май - 34 неделя. Продолжаем знакомить детей с птицами народного фольклора и мифологии, изучаем их роль и характеры в русско - народных сказках.

Тема № 35: Древний друг человека у славян. Работа по образцу

Май - 35 неделя. Обобщение знаний о сказочных и реальных животных, их роли в жизни человека.

Собака в славянской культуре

Тема № 36: Итоговое занятие

Май - 36 неделя. Творческий праздник по итогам года.

Благодарю за внимание! Успехов в творчестве!!!