Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Юниор на теноре: к юбилею Уокера-младшего

Джуниор Уокер - самый знаменитый поющий саксофонист-шестидесятник. Самый известный и узнаваемый как по манере игры и пения, так и по стилистике основных композиций.

Инструмент и голос этого человека производят вид дополнительных органов самовыражения, естественных каналов для выплеска эмоций в окружающий мир. Отдельной личности такое не под силу. Талант такой величины нуждается не только в поддержке, но и в конкуренции.

В день девяностолетия маэстро мы пытаемся по памяти перечислить некоторые компоненты формулы его успеха.

Слава пришла к нему после тридцати. За спиной музыканта был большой опыт на поприще послевоенного ритм-энд-блюза, когда электро-гитара еще не потеснила саксофон в роли солирующего инструмента. Приемы Луиса Джордана и рано умершего Эрла Бостика определенно повлияли на развитие молодого тенор-саксофониста, но в его успешных записях ностальгический дух пятидесятых почти не ощутим. Они скорее опережают время, трамбуя почву для экспериментов, чей час еще не настал.

Особое впечатление создает перекличка сакса с вокалом, словно один копирует другого, наращивая темп состязания, повышая градус напряжения. Между загадкой и ответом существует зона кратковременного, но азартного"саспенса" - своего рода маленький детектив. То же самое при помощи саунда и ритма нагнетают All Stars Джуниора Уокера - компактное, но полифоничное комбо, родственное новоорлеанским The Meters.

Состав взрослого Уокера приметил молодой Джони Бристол, в дальнейшем один из ведущих трендсеттеров в области соул-поп, чьи вещи стали хитами для Тома Джонса и The Osmonds.

Следующим куратором All Stars оказался многосторонний талант Харви Фьюква - солист легендарных The Moonglows, участник дуэтов с Эттой Джеймс, продюсер классических Spinners и психо-фанковой New Birth.

Мы перечисляем эти имена и названия не из пижонства, а чтобы подчеркнуть пестроту и качество тех, кто так или иначе связан с феноменом Jr. Walker & The All Stars.

Они дебютировали у Берри Горди на сублейбле Soul, где их соседями вскоре стали Gladys Knight and The Pips, еще одни скромные, но влиятельные модернизаторы поп-музыки на много лет вперед.

Феноменальной в звучании All Stars была новизна, пугающий грохот предприятия, выпускающего красивые и крепкие вещи на зависть тем, кому такой фасон уже не по возрасту. Каждый очередной хит: будь то Shutgun, (I'm) a Road Runner и др. - напоминал досрочную сдачу объекта без дураков и показухи с парадом передовиков под оркестр. All Stars занимались этим минимум десять лет.

В этом свете не выглядит неожиданностью появление Джуниора в составе Foreigner, чей основатель Мик Джонс также провел молодость, подвизаясь в тени чужой славы. Гениальная Urgent объединяет направления и поколения как She's Gone дуэта Hall & Oates.

Помимо темповых номеров с "натиском", ставших визитной карточкой Джуниора, к середине шестидесятых в репертуаре All Stars стали появляться каверы и баллады. За What Does It Take (To Win Your Love), которую написал помянутый выше Джонни Бристол, последовали These Eyes - канадский импорт от Guess Who, и, конечно, Honey Come Back Джимми Уэбба, включенная в мой любимый альбом A Gassssssssss!

Восклицание, выражающее высшую степень восторга перед чем-либо экстраординарным, как нельзя более точно суммирует суть того, чем занимался Джуниор Уокер - неутомимый man on a mission по доставке бодрости духа и хорошего настроения в самые смурные районы времени и пространства.

Autry DeWalt Mixon Jr. (June 14, 1931 – November 23, 1995)

-2