Найти в Дзене
blooderwolf

"Напролом" (2012). Космический треш Бессона.

Отзыв о фильме "Напролом", без раскрытия сюжета, но с описанием завязки и плюсов/минусов данной ленты.

Фантастические фильмы, связанные с космосом почти всегда интересны. Будь то обычный боевик или драма. А уж кто как не Люк Бессон лучше многих знает толк в подобном жанре. Один из лучших режиссёров 90-ых, а возможно и современности, получивший мировую известность и признание зрителя благодаря фильму "Леон". Великолепный драматический боевик с Жаном Рено, где свою первую главную роль сыграла Натали Портман, которую на роль утвердил лично Бессон, хотя девочку не хотели даже прослушивать. И Люк не ошибся, по сути дав дорогу молодой и прекрасной актрисе в мир большого кино.

Люк Бессон.
Люк Бессон.

Ну и кто не смотрел "Пятый элемент"? Фильм на все времена. Без преувеличений. Кино, где так совпало, что удачно всё. Если конечно не придираться к мелочам. Актёры, графика, музыка, сюжет, сценарий - для 97-го года всё на высшем уровне. И главное видно, что фильм снимался не столько ради прибыли, как ради самого кино. Ну ведь все актёры запоминающиеся, а это один из показателей удачливости картины. Даже сейчас фильм смотрится хорошо, не взирая на некую устарелость спецэффектов. И справедливости ради, в нынешнее время есть куча примеров, когда блокбастеры с классной графикой ничем кроме графики не могут и похвастаться (тут в пору вспомнить продолжения "Трансформеров").

Кадр из фильма "Пятый элемент" (1997). Режиссёр Люк Бессон.
Кадр из фильма "Пятый элемент" (1997). Режиссёр Люк Бессон.

В фильме "Напролом" Бессон выступает автором оригинальной идеи (ох уж эта оригинальность для титров), а также одним из сценаристов и продюсером данной ленты. Режиссёрское кресло поделили два автора - Джеймс Мэтер и Стивен С. Леджер, до этого фильма снимавшие исключительно короткометражки. Этот факт несколько смущает перед просмотром, но всё когда-то бывает в первый раз и почему бы этому не случится в этом фильме? К тому же в главных ролях не плохой актёрский состав.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу (Гай Пирс).
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу (Гай Пирс).

Тут и Гай Пирс, которого многие зрители наверняка помнят по криминальному триллеру "Секреты Лос-Анджелеса" (1997). А ещё есть Сол из "Большого куша" (2000), точнее Ленни Джеймс. Тут и запоминающийся по ролям второго плана, но при этом обладающий хорошей харизмой Питер Стормаре, который великолепно отыграл главаря мафиози Абруцци в сериале "Побег" (2005-2009,2017). Главных антагонистов в ленте исполняют также небезызвестные лица. Винсент Риган (роль полководца в фильме "Троя" (2004) и много других второстепенных ролей в не самых плохих лентах) и Джезеф Гилган (Руди из сериала "Отбросы" (2009-2013)). Ну и как же без женских персонажей? Тут главная героиня никто иная как Ким Миллс из "Заложницы" (2007) - Мэгги Грейс. Что характерно, в этом фильме её персонаж тоже оказывается захвачен.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Ланграл (П. Стормаре) и Шоу (Л. Джеймс).
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Ланграл (П. Стормаре) и Шоу (Л. Джеймс).

Сюжет довольно прост и строится вокруг персонажа по прозвищу Сноу (Гай Пирс), который работает на секретную службу. Действие происходит в недалёком будущем, в 2079-ом году в США (где же ещё?). Во время очередного задания по разоблачению "крысы" в конторе, нашего парня подставляют. В номере, где проходила секретная операция по передаче засекреченных данных (сколько же секретов), в результате перестрелки погибают все, включая напарника и друга Сноу, но сам герой остаётся в живых. Кейс с секретной информацией не должен попасть ни к кому, так завещал напарник Сноу перед гибелью и наш герой решает бежать от спецназа. Побег не увенчался успехом, Сноу повязали, но перед этим он успел передать кейс Мэйсу, некому поручителю и человеку, которому главный герой доверяет.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу и Шоу.
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу и Шоу.

И вот перед нами допрос, где после каждого вопроса нашему парню прилетает по физиономии, за его шуточки. А глава спец-агенства и правая рука президента Скотт Ланграл (Питер Стормаре), говорит Сноу, что раз тот не хочет сотрудничать и говорить о том, что было в том чемодане и зачем он убил напарника (по официальной версии), то его отправят на орбитальную станцию MS1, где содержат особо-опасных заключённых. С одним но - все негодяи там находятся в анабиозе. Но Сноу же герой-шутничок и не задумываясь посылает Ланграла. На помощь коллеге приходит более спокойный и рассудительный Гарри Шоу (Лесли Джеймс), который непонятным образом (для зрителя точно) вызывает доверие у нашего парня. Сноу, любитель покурить, не отказывает себе в этом и на допросе. И путём "надписи" на столе, где накопилось многова-то пепла, сообщает Шоу где кейс, а точнее у кого. Гарри почему-то не сообщает про сей момент Лангралу.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Эмили (Мэгги Грэйс).
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Эмили (Мэгги Грэйс).

Тем временем на MS1 прилетает комиссия во главе Эмили Уорнок (Мэгги Грейс), которая является дочерью президента. Она подозревает, что над заключёнными, закоренелыми убийцами и маньяками, проводятся опыты, что идёт вразрез с политикой страны и нарушает все нормы прав (будущее со своими законами, условность фильма). Эмили хочет поговорить с заключёнными и ей позволяют это сделать, "разморозив" одного из психов. Личная охрана нашей героини не особо принимает во внимание предписания надсмотрщиков относительно оружия, что всем его нужно сдать. И один из телохранителей решает оставить один из пистолетов, прикрепив его к голени. Ну и конечно же, псих по кличке Хиделл (Джозеф Гилган), во время допроса каким-то образом подмечает этот момент. После чего конечно же мочит всех и вся. Но героиня успевает свалить, а Хиделл "размораживает" остальных заключённых, коих порядка двух тысяч.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу.
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу.

Сноу почти уже усыпили и собираются отправлять на MS1 за гос-измену, но приходят новости о захвате заключёнными орбитальной станции, где случайно оказалась дочь президента. Шоу предлагает Сноу (каламбур, но так по фильму) сделку и намекает, что на станции содержится Мэйс (зачем и почему спец-агент решает это сообщить заключённому, не понятно и не объяснено). Лангдал соглашается на авантюру, которую поддерживает и президент - отправить Сноу на MS1, где тот должен спасти Эмили и на спасательных шлюпках вернуться на Землю. Как он это сделает? Его просто выкинут в скафандре неподалёку от станции и он проберётся согласно плану. По связи ему будут подсказывать Шоу и другие работники штаба, что и как делать. Ну и вроде с этого момента начинается вся движуха в фильме.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Хинделл (Джезеф Гилган).
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Хинделл (Джезеф Гилган).

По завязке, что описана выше, ожидается типичный фантастический боевик. Первые сцены в самом фильме также настраивают на подобное кино. А кадры погони в начале ленты, хоть и смахивают на дешёвую постановку категории Б, из-за слабой графики, но могут дать зрителю некую надежду, что подача сюжета будет в стиле "Города грехов" (2005). Но это не совсем так. Если без спойлеров, для тех кто хочет посмотреть, но до сих пор не решился на просмотр (как, например, я, посмотревший данный фильм только в 2021-ом году), попробую описать общие впечатления.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

Из плюсов можно выделить визуальную составляющую и саму динамику развития сюжета. Фильм снят по всем канонам боевиков 90-ых, с большим количеством клише и прочих фишек данного жанра. Есть крутой главный герой, которому надо спасти красавицу, попутно замочив плохих парней. Сноу типичный персонаж, который любит поострить, что порой действительно смешно, когда это звучит не через фразу. Да, графика в фильме не очень, не смотря на 12-ый год, но для своего бюджета в 20 млн. $ вполне на уровне. И помимо визуальной стороны есть же ещё сюжет. И вот здесь минус.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

Можно сколько угодно говорить об условностях относительно сценария в боевиках, но даже там должна быть нормальная линия. Пусть банальная, но логичная. В данной ленте очень много условностей, слишком. И сложно воспринимать этот фильм как боевик. Это скорее треш с комедийно-романтической ноткой. Ну вот смотрите: главный герой может запросто летать в открытом космосе и спокойно пробираться сквозь любые двери внутри корабля, ведь ему подсказывают из оперштаба по радио-связи, куда двигаться. Допустим, это всё возможно, но каким образом тот же Сноу с помощью отпечатка открывает сканер-замки, также как и другие персонажи, особенно в моменты погонь и перестрелок, когда нужно спрятаться? Ведь это тюрьма, для особо-опасных заключённых, пускай находящихся в анабиозе. Хорошо, возьмём это за условность данного жанра.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

Зрителю пытаются подать драматичные моменты, но они не вызывают сопереживания по причине большого количества юмора и несерьёзности происходящего. Лично мне стало сразу понятно, какая будет концовка. Хотя в финале режиссёры пытаются удивить, подав происходящее в духе детективных боевиков, типа "Идентификации Борна" (2002), но после всего трешака, особенно "полёта в скафандрах" в кульминации фильма, данная сцена выглядит как-будто из другого кино про секретных агентов.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

И кто-то возразит: во всех боевиках так, основное - это крутой главный герой мочит подонков и драме здесь не место, только месть. Не соглашусь, бывает драма удачно работает (например, "Смерти вопреки" (1990) с Сигалом или "Чёрный дождь" (1990) с Дугласом, которые также боевики 90-ых, но драма добавляет эмоций большего сопереживания за главного героя). Но и это не столь принципиально для восприятия данной ленты. В этом фильме слишком абстрактно затрагивается момент с опытами над заключёнными, хотя кое-кто подвержен "генным изменениям", пробыв в спячке всего-ничего, а кому-то вообще пофиг. Ещё не очень понятно, почему такая слабая организация на такой станции, учитывая как быстро зэки смогли захватить управление целым кораблём под свой контроль, почти без сопротивления. Но это тоже можно считать условностью данного фильма, которая нужна чтобы не терять общий драйв повествования.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу, Эмили и Мэйс.
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу, Эмили и Мэйс.

Но вот несерьёзность происходящего, практически с самого первого появления Сноу на MS1 и последующих его действий, вкупе с тем же драматическими сценами, выглядят несколько странно. Как и желание главной героини спасти всех заложников, которые по её мнению проводят тут опыты. Тоже условность? Ну пускай так.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

Всё бы ничего, но тот случай, когда фильм действительно застрял в 90-ых. На мой взгляд, надо было либо делать комедийный боевик, либо шаблонный стандартный фильм, свойственный этому жанру. Тогда не было бы претензий по слишком банальному сюжету. Ну уж очень карикатурные глав-гады вышли. Братья, где один "мозг операции", а второй "псих, за которым вечно нужно приглядывать". Да, они харизматичны, но слишком предсказуемые действия не вызывают эмоций от их деяний. Основная проблема: юмора много и он вроде уместен, но теряется какая-никакая драматическая составляющая, из-за чего нет сопереживания главным героям. Это если пытаться рассматривать фильм с точки зрения фантастического боевика в духе "Пятого элемента", где также был юмор, но не было столько несуразности.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

К актёрам нет претензий, Гай Пирс хорош в образе каламбурного спасателя нашей заложницы. Да, не Лиам Нисон, но всё же неплох. Питер Стормаре по сути отбывает номер, по сравнению с другими похожими ролями, здесь у него почти нет действия. Лесли Джеймс - хорошо отыграл ( а за его фирменную улыбку, которая и в "Большом куше", и в "Три дня на побег", и в "Иерехоне", когда его обводят во круг пальца или он кого-то считает дураком - отдельно аплодирую). Мэгги Грейс - так как единственный (если не считать ассистентку, которую замочили почти в самом начале) женский персонаж. Не бесит и то нормально. Колоритным психом вышел персонаж Джозефа Гилгана, но слишком банальным для сюжета в целом и не вызывающим отвращения, которое по логике должно быть к его персоне.

Кадр из фильма "Напролом" (2012).
Кадр из фильма "Напролом" (2012).

Подводя некий итог. Фильм всё же неплох и заслуживает просмотра, несмотря на слабый и очень банальный сюжет. Иначе я не стал бы писать столь длинный опус. Берёт своё за счёт динамики происходящего и юмора - тут мало слов, но много дела. Эдакий собирательный образ из классических боевиков 90-ых, в частности копирует некоторые моменты из "Пятого элемента" (1997) и "Разрушителя" (1993). Но настраиваясь на просмотр, нужно помнить, что в фильме слишком много треша и нелогичности. Должен понравится поклонникам творчества Гая Пирса, образ вышел прикольный.

Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу и Эмили.
Кадр из фильма "Напролом" (2012). Сноу и Эмили.

Одна из его шуточек запомнилась. Их диалог с Эмили, когда Сноу её вырвал из лап зэков и она хочет узнать подробности:

- Ты кто? Кто тебя прислал?
- Твой папаша.
- Отец...Что он сказал?
- Ну я с ним лично не виделся, он был слишком занят, обсуждал урожай кукурузы.
- Ты шутишь?!
- Нет, нет, у нас теперь кукурузы хоть жопой ешь.
- Я про моего отца!
- Ааа, да, да, эту часть я выдумал.
- Он просил что-то передать?!
- Да. Ты приёмная.