Вещи, профессии, действия, которые кажутся обыкновенными, десять веков назад воспринимались как неприличные только потому, что были созвучны с чем-то эдаким или ассоциировались с грехом. "Попасть под раздачу" мог любой: ремесленник, купец, даже учёный. Но особого презрения удостоились пять занятий. Представителей некоторых из них мы сегодня встречаем каждый день и не видим в этом ничего плохого.
- Мясника считали жестоким, не смотря на то, что мясо составляло огромную долю в питании средневековых людей. То есть мясником двигала не кровожадность, а спрос потребителя. Представителей профессии в средневековых европейских городах было много, они были богаты и могущественны, но презираемы — как ростовщики. Французский медиевист Жак Ле Гофф пишет, что отношение общества связано с древним запретом на вид крови.
«Прежде всего, табу на кровь. Оно отражается на судьбах мясников и палачей, а также касается хирургов и цирюльников или аптекарей, практикующих кровопускание (к ним относятся более сурово, чем к врачам); оно, наконец, настигает солдат. Кровожадное общество средневекового Запада словно колеблется между наслаждением и ужасом от пролитой крови» — Жак Ле Гофф, «Честные и бесчестные профессии на средневековом западе».
- Кузнец представлялся колдуном, который занят с самыми инфернальными вещами — адским огнём и металлом. Металл добывают из глубины земли, значит по логике средневековых крестьян, это продукт подземного мира. То, что металл обрабатывают огнём, подтверждало такую точку зрения. Кузнец преобразовывает металл, то есть меняет изначальный замысел Создателя. Это похоже на колдовство.
- Мельник не выращивал зерно сам, а только перерабатывал. Не смотря на то, что работа на мельнице требует силы и выносливости, крестьяне не считали профессией не-созидательные занятия. Вероятно, здесь замешаны два древних запрета: древнее табу — на грязь, и ранне-христианское — на деньги. В крестьянской среде люди жили обменом. Если молоко меняли на глиняный кувшин, то мельник ничего не мог предложить: ведь муку он делает из крестьянских зёрен, а не личных. Поэтому введение денег здорово облегчило ему жизнь.
- Уважение к дереву в Средневековье идёт из древних культур, где растительный мир ассоциировался с чистотой, а животный — с греховностью. Эта идея отражается и в христианских постах, и в исламском запрете на изображение — настолько она древняя и живучая. Сохранились средневековые метафоры, сравнивающие древесину с плотью человека. Закономерно, что "злейшие враги" растений — лесоруб и угольщик стали кем-то вроде дьявола. Их изображали косматыми, черными, дикими. Жили представители этих профессий в лесу, отдельно от общества, что уже было странно и страшно. Если дети лесоруба были обречены на бедность, то угольщики вообще не создавали семьи. Историк Мишель Пастуро в «Символической истории европейского средневековья» пишет об угольщике, что «это — архетип человека, находящегося в самом низу социальной лестницы».
Это далеко не все профессии, которые, по мнению Средневековья, были связаны с дьяволом. О других канал писал в статье «Лесник и хранитель ключей. Самые страшные профессии Средневековья и тайна Хагрида»
Другая статья канала: Мантия-невидимка, кольцо, меч, живые шахматы — чем ещё владел король Артур из кельтских легенд