Найти тему
Артхив

"Охотники на привале": байки с разоблачением

Картина Василия Перова «Охотники на привале» — одно из самих известных полотен русской живописи. В советское время любителям охоты часто дарили репродукции этой картины. Да и сегодня купить картину «Охотники на привале» (не оригинал, конечно, а репродукцию) несложно. Календари, пазлы, алмазная мозаика, вышивка крестиком и бисером — можно найти любой вариант. И каждый будет не только «винтажным сувениром», но еще и своеобразным ребусом. Подсказываем забавные отгадки.

Охотники на привале. Василий Перов, 1871
Охотники на привале. Василий Перов, 1871

Интересно, что современники воспринимали эту картину как своего рода анекдот. Они понимали, о чем врет охотник. «Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — писал о картине Федор Достоевский. Все потому, что детали этой сцены неправдивы. Герои истории, которую рассказывает полотно, неправильно обращаются с оружием, а их добыча относится к разным видам охоты. Можно подумать, что художник не разбирался в этой теме, но как раз Василий Перов был опытным охотником и даже писал очерки для журнала «Природа и охота». Да и к его работе «Птицелов», за которую художник получил профессорское звание, претензий по части правдивости не возникает.

Птицелов. Василий Перов, 1870
Птицелов. Василий Перов, 1870

Так что допущенные неточности в картине «Охотники на привале» подчеркивают комичный эффект.

Работа Перова не просто известна и даже канонична — она забавна и интересна. Для презента заядлому охотнику — вроде бы то, что надо! Но если вы хотите купить картину «Охотники на привале» в виде репродукции или сувенира кому-нибудь в подарок, то стоит сначала разобраться, в чем она неправдива.

-3

Обратите внимание для начала на добычу. Это заяц-русак и рябчик. Причем выписаны они с такой точностью, что по линьке зайца можно понять, что дело происходит в конце осени. Тушка его почему-то не повреждена, хотя по правилам псовой охоты ее нужно было обработать. Но странно не это — рябчики водятся в лесу, зайца могли подстрелить только в поле, так что они не могут быть добыты на одной охоте.

-4

Дальше еще интереснее. На земле лежит слегка помятый рожок, такие используются, чтобы собирать гончих в стаю. Но никаких гончих на картине нет. Изображенный пес — либо легавая, либо борзая, у знатоков нет единого мнения. В любом случае на псовой охоте не нужны ружья. А здесь ружья как раз есть — мы их видим на картине. Так что рожок — еще одна деталь, подчеркивающая вранье.

-5

Ружья, правда, лежат странно. Дульной частью их на землю бы не положили, чтобы канал ствола не засорился. Тем более так не стали бы обращаться с дорогим английским оружием, изображенным на картине. Один из охотников — новичок, это видно по его новому снаряжению и дорогим сапогам на каблуках (кстати, охотиться в них было бы неудобно). Но в любом случае опытные охотники указали бы ему на ошибку.

Полюбоваться картиной можно не только в Третьяковке. Авторский повтор имеется в Русском музее, также отреставрированная авторская копия «Охотников» хранится в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина.

Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru