Учебный год позади…
Дети, родители и учителя наконец-то с легкостью вздохнули. Школа, как все говорят, нынче не та, что была раньше: требования высокие, а порой не соответствующие уровню развития ребенка. При этом на педагогах, невзирая на это, висит сложная задача - впихнуть невпихуемое. Часов на это выделяется не много, а по мнению детей и родителей пройденный материал закрепляется слабовато. Кто понял – молодец, кто не понял – вам трындец!
Отсюда нарастает напряженность на уроках, взаимное непонимание ученика и учителя зашкаливает, о доверительных и дружеских отношениях не может идти и речи. Если ребенок от природы талантлив и хваток, то, конечно же, он быстро становится для педагога непревзойденным любимчиком, а коль строение ума чуточку попроще, то здесь и возникает куча проблем.
Перенесемся в хронику прожитых детьми учебных месяцев. Происходило разное за это время. Бывало, подростки и малыши где-то набокопорят, а случалось и педагоги поразят своим невниманием к детям, несговорчивостью и халатным отношением к подрастающему поколению. Не очень удобно об этом говорить, но так и есть.
Вот к примеру, случай, произошедший в стенах одной из школ Донецка. Ребенок начальных классов, прилежный и достаточно трудолюбивый, проходил одно из тестирований по математике. Это была своего рода контрольная работа. Кажется, из необходимых 10 или 12 баллов, он набрал всего 6 или 7. Как ни странно, получил твердую и неоспоримую двойку. Естественно, учитель, огласив результаты работ, поставил ученика в неловкое положение при сверстниках. Второклассник разрыдался и замкнулся в себе. Психика ведь у деток на данном этапе еще совсем хрупкая. Каждый из них старается быть лучше всех, чтобы мама и папа гордились, да и друзья уважали.
В наше время, насколько помнится, учитель молча раздавал проделанные труды ребят и не разглагольствовал об оценках. Сейчас зачем-то это практикуется. Такая практика уверенности детям не придает.
Раньше учительница была для нас как вторая мама. Носилась с каждым учеником, как психолог чувствовала и видела насквозь своих подопечных.
Безусловно, время изменилось. Война постучалась не только в наши города, но и в наши жизни. Коронавирус, извечные финансовые трудности, переживания и печали прочертили нам свою железную траекторию: работа-дом-работа. Нервы у многих натянуты до предела. Но все же это не повод забивать на детей, а тем более на начальном этапе развития личности. Обложиться кипой бумаг, врубить видос вместо занимательной беседы с ребятами. А потом на жалобы родителей о пробелах в знаниях отмахиваться уже давно устоявшимся «девизом»: «Школа не обязана заниматься воспитанием ваших детей!». Во-первых, чужих детей не бывает, а во-вторых, в былые времена учителя за нашей осанкой следили, почерком, ходом мыслей и хорошим настроением. А вы говорите о воспитании.
Цели кого-либо обидеть нет, напротив, хочется достучаться и до преподавателей и в целом до системы. Не забывайте, что теплота, улыбка и добрый совет должны быть на первом месте в общении с детьми. Не препятствуйте развитию их индивидуальности, помогайте им раскрываться. Ведь гении рождаются за партами. Об этом, по-моему, многие забыли!
И все чаще приходится слышать жалобы детей и их родителей касательно того, что блистать своим нестандартным подходом в учебе перед учителем не стоит. Допустим, решение тех же задач и примеров всегда имело хотя бы несколько вариантов. Кто-то решает так, как общепринято, а встречаются и такие гении, которые вызовут у преподавателя особый интерес. И что в этом плохого?! Не важно, как ты решил, главное, что ответы сходятся. Сейчас наоборот, хоть ты сотню раз приди к верному итогу, не то! Нужно делать так, как все. Зачем же убивать в детях одаренность в зачатке?! Из них в дальнейшем получатся закрытые и закомплексованные люди.
Вообще учебный процесс – дело не из легких. Чтобы ребятишки схватывали каждое слово на лету, нужно стать для них своего рода авторитетом. Подавать информацию ярко, сочно и живо. Это поможет удержать внимание учеников «на крючке».
Вот как-то полюбопытствовала у своей дочки, чем же они занимаются на уроках информатики в 3 классе (первый год знакомства с предметом). На что ребенок ответил, что их молодой учитель включает компьютеры, потом заставляет их переписывать некоторую терминологию в тетради, не потрудившись даже объяснить на доступном для детей языке. Когда эта работа проделана, все играют в игры. Наставник класса заинтересованно копается в своем телефоне. Звонок на перемену и все! Урок пройдет! В головах - ноль! А где же хотя бы минималка: знакомство с клавиатурой, отработка набора текстов?! Ведь в нынешнее время компьютерные знания крайне необходимы на перспективной работе. Наверное, этому их тоже должны были научить родители.
На уроке физической подготовки молодая и эффектная преподавательница своих воспитанников наказывала сниженными оценками за то, что некоторые девочки и мальчики в третьем классе не могли играть в футбол, подтягиваться и отжиматься нужное количество раз, слабо справлялись с эстафетами. Укор вместо похвалы и ободрения ребенка - вот, что получали зачастую дети.
После беседы с родителями мировоззрение учителя немного изменилось. Придирок стало меньше. Чего не скажешь об окружающем мире. Предмет нелегкий для начальных классов. То экономика страны, то бюджет, то страны Европы с их столицами. Разве все это влезет в голову сейчас малышам?! Ну уж если программа такая, то и отнестись нужно серьезно, а не включать видео с каким-то умным мужиком, весь урок рассказывающим учащимся о той или иной теме. Где же живое общение педагога с детьми? В такой обстановке все быстро устают, теряют внимание и интерес. А потом на проверочных тестах сыплются ребятишки. Дома то зубрят, а вот в школе переживают и теряются.
Уроки английского языка проходили по-иному. Предмет сложный, изучают второй год, но отстающих не было. Настолько душевно и тепло вел себя учитель, что даже супердвоечники получали четверки. Говорят, что сам директор в качестве проверки присутствовал на уроках английского, чтобы убедиться не натягивает ли учительница оценки. В итоге, с улыбкой и восхищением директор покидал класс. О чем это говорит? О том, что человек любит свою работу, серьезно к ней относится! И этот душевный огонь непрестанно передает ученикам.
Второй группе в этом плане не повезло. Учительница английского языка молода и довольно амбициозна. Держала детей в страхе, кричала на них, за малейшие промахи ставила двойки и обзывала всех дебилами. Большим подарком для детей стал ее декрет. Родители, бегавшие в поисках лучших репетиторов, наконец-то выдохнули, а дети никак не могли опомниться от радости. Весь месяц угощали всех конфетами, празднуя победу добра над злом!
Так и пролетели долгие и напряженные месяцы учебы. Метод кнута во много раз превосходил метод пряника. А ведь у «руля» стояли взрослые люди, выбравшие некогда профессию учителя своей стезей. Но видимо, многие из них недооценили свои силы и возможности. Теперь раздражаются по любому поводу на учеников, пришедших за знаниями, открытым общением, а не за тем, чтобы практически все перемены стоять наказанными у стены в классе из-за активных игр, шума и смеха. Ведь это же дети! Мы были когда-то тоже такими подвижными и задорными в компании одноклассников. Ведь груз взрослой жизни взвалить на свои плечи дети еще успеют. Давайте не будем им в этом помогать!