Найти в Дзене
Daily Graf. Дзен

Вещание из прошлого. Как зарождалось телевидение Российской Федерации

30 мая 1994 года в эфир Первого канала Останкино вышла передача «Час Пик» – проект Владислава Листьева, в рамках которого он проводил интервью на злободневные темы с известными россиянами, будь то политики, бизнесмены, священнослужители или спортсмены. Формат, скопированный с американского Larry King Live, прижился в отечественном инофполе и наиболее полно отразил принципы, которыми жило российское ТВ 90-х: актуальность, прямота, дерзость. Рядовое шоу, если расценивать его с позиции нынешнего зрителя, и прорывная концепция, коли мы взглянем на «Час Пик» через оптику обывателя постперестроечной эпохи. И ведь в те годы подобных передач было хоть отбавляй. Что ни день – то инновации в эфире. Как страна, более шестидесяти лет жившая под «железным занавесом», сумела отыскать своих первопроходцев в сфере медиа? С чего стартовало обширное телевещание в РФ, и кто радел за экспериментальные эфиры незадолго до распада Советского Союза? Об этом сейчас и потолкуем.

Игорь Кириллов в эфире программы "Время"
Игорь Кириллов в эфире программы "Время"

«Взгляд» изнутри

Российское ТВ началось при Брежневе. В 1968 году организация, носившая имя Центральное телевидение СССР, запустила в вечерний эфир программу «Время» – главную новостную передачу страны, которая остается таковой и по сей день. Из космоса посылает сигнал спутник «Молния-1», по всей стране строятся приемные станции «Орбита» и радиорелейные установки местного назначения. Отладка всенародного информационного потока проводится в режиме «нон-стоп», и, уже в начале 70-х, практически каждая семья в СССР подключала к сети кинескопные «Рубины» и «Славутичи» аккурат к 21:00. Из динамиков миллионов советских телевизоров звучала оркестровая сюита «Время, вперед!» Георгия Свиридова, а с экранов «дорогих товарищей» приветствовал басистым голосом бессменный диктор «Времени» Игорь Кириллов.  

Всесоюзное телевидение находилось в полном ведении Компартии, а всех корреспондентов в шутку называли «голосами власти». Два с лишним десятка лет телевизор оставался главным рупором государственной пропаганды, к которому не допускали зарубежные программы и провокационные суждения шибко смелых журналистов. Механизмы отлажены, графики намечены, часы сверены по кремлевскими Курантами. От «оттепели» к «застою», от «застоя» к «перестройке», из декады в декаду меняются вожди, деформируются нравы, и только Гостелерадио СССР не прекращает работать в штатном порядке 24 часа в неделю 365 дней в году.

Впрочем, люди, чья молодость пришлась на бунтарские 80-е, нередко доставали через фарцовщиков пластинки с музыкой забугорных рокеров, смотрели американские боевики в видеосалонах и, разумеется, охотно ловили сигналы радиостанций, расположенных вне юрисдикции ОВД. Кабинет Горбачева мириться с подобным отказывался, а потому, дабы насолить «иновещателям», в ЦК дали добро на создание экспериментальной телепередачи, призванной освежить заскорузлую эфирную сетку. За помощью обратились к Молодежной редакции телевидения, где на должности редакторов трудились Владислав Листьев, Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров и Александр Любимов. Их и привлекли к разработке цикла передач под кодовым именем «У нас на кухне после одиннадцати». Изначальная идея заключалась в том, что четверо молодых журналистов будут обсуждать сложные политические и социальные темы простым и понятным языком в декорациях, напоминающих самую обыкновенную кухню в «хрущевке». В ходе многочисленных брейнштормов руководство Молодежной редакции утвердило иной облик программы, отныне носившей имя «Взгляд»: те же молодые корреспонденты сидят в наспех обустроенной студии и обсуждают актуальную новостную повестку без жестких сценарных рамок чуть ли не экспромтом. В перерывах между их дискуссиями демонстрировали музыкальные клипы, в том числе из-за рубежа: хотя бы так ЦК надеялся отвлечь молодежь от чтения самиздата, а старшее поколения – от полупьяных споров на тему товарного дефицита и последствий афганской войны.    

Команда передачи "Взгляд" за работой
Команда передачи "Взгляд" за работой

Первый выпуск «Взгляда» вышел в эфир 2 октября 1987 года и не просто перекричал «вражеские голоса» в средневолновых радиодиприемников. Он положил начало радикальным преображениям российского телевидения. Команда Листьева и Любимова не стеснялась говорить о сталинских репрессиях и народных волнениях за рубежом, о разрушительных землетрясениях в Спитаке и практике смертной казни. Поначалу новоиспеченные ведущие неуверенно вели себя перед камерами, но с первого же выпуска запали в душу советским гражданам. Дерзких «ищеек» называли «перестроечными битлами», а улицы больших городов пустели с приходом пятничного вечера – страна усаживалась перед экранами и взахлеб смотрела «Взгляд».

Не успел «ветер перемен» пронестись по Союзному телевидению, как «Взгляд» прикрыли. Дело было в декабре 1990-го: Партия не обрадовалась дерзости ими же и нанятых молодых ведущих, которые не боялись ни резких комментариев о работе Пленума ЦК, ни открытой критики влиятельных кремлевских старожилов. Тогда правительство сначала запретило к показу новогодний выпуск передачи, а после и вовсе убрало «Взгляд» из вещания. В феврале москвичи утроили многотысячную демонстрацию с требованием вернуть программу в эфир, а, начиная с апреля 1991 года, стал выходить «Взгляд из подполья». Название говорит само за себя. Знакомые ведущие и острые темы остались, вот только вместо профессиональной студии журналисты вели репортажи из скромно оборудованных подвалов. Апофеозом деятельности «взглядовцев» стало интервью с Горбачевым, сосланным на правительственную дачу в августе 1991-го, в самый разгар Августовского путча. Отстраненный генсек сам связался с подпольщиками: в программе «Время» обращение Михаила Сергеевича наверняка бы предали жесткой цензуре, а в прайм-тайм Гостелерадио без устали крутило балет «Лебединое озеро». 

Останкинская башня в облаках, а в ней застрял души моей кусочек

Союз развалился, а Гостелерадио СССР, в начале 1991-го переименованное во Всесоюзную государственную телерадиокомпанию, превратилось в РГТРК «Останкино» – организацию, формально имевшую статус «государственной», но на деле не обделенную творческой свободой в первые месяцы после политического кризиса. К этому конгломерату примкнули «взгядовцы», на чьи плечи легло бремя по реформированию отечественного ТВ, ныне открытого для коммерции и западного продукции. Именно они преобразовали Молодежную редакцию ЦТ в телекомпанию «ВИД». Под их эгидой появился русский аналог американского «Колеса фортуны», всеми любимое «Поле чудес» (главный долгожитель российского ТВ), и общественно-политическое ток-шоу «Тема». Чуть позже благодаря им зритель мог смотреть детскую викторину «Звездный час» с Сергеем Супоневым на правах ведущего и «хипстерский» во все поля «L-клуб» Леонида Ярмольника.

Владислав Листьев - первый ведущий капитал-шоу "Поле чудес"
Владислав Листьев - первый ведущий капитал-шоу "Поле чудес"

На эфирном поле брани появились такие учреждения, как Московская телекомпания, РТР и Первый канал Останкино, дали зеленый свет коммерческим вещательным фирмам, пионером среди которых стал знаменитый «2х2». Каждый боролся за то, что осталось от материально-технической базы Гостелерадио и, что самое главное, за эфирное время. В «первичном бульоне» российского ТВ смещалось абсолютно все: иностранные фильмы, провокационная реклама и адаптированные под нашего зрителя аналоги западных телепередач. Телевидение болезненно проходило через процесс децентрализации. Государственным вещателям не хватало ресурсов, чтобы заполнять эфир, а потому они начали активно обращаться за помощью к «частникам», многие из которых соглашались работать исключительно на своих условиях. Отсюда и растут ноги у рекламных роликов финансовой пирамиды «МММ» и схожих с ней «разводи ловок» национального масштаба.

Лихие девяностые предстают перед телезрителями во всей красе. Реклама, в том числе и проспонсированная «братками», транслировалась из каждого утюга. Началась «эпоха изобилия», когда предложение на вещательном рынке в сотни раз превышало спрос. Разрозненные и зарегистрированные на полулегальной основе телекомпании пытались вклиниваться во всеобщую сеть, а в финансовых отчетах государственных компаний красовались огромные задолженности. Тем не менее, ближе к середине 90-х либерализация экономики сбавила обороты, народ успел привыкнуть к новому мироустройству, а иностранные медиа-компании наладили коммуникацию с новообразованными магнатами российского ТВ. Страсти поутихли, откровенно «наглая» конкуренция пошла на спад. 

вид на Останкинскую телебашню
вид на Останкинскую телебашню

Время, вперед!

Эра триполии, когда информационным покрытием владели трио крупных телекомпаний (Первый канал Останкино, РТР и Петербург – Пятый канал), закончилась весной 1995 года. 1 марта в подъезде собственного дома был убит наш хороший знакомый, первый российский шоумен и «экс-взглядовец» Владислав Листьев. Не прошло и месяца с тех пор, как он занял пост гендиректора «центральной кнопки» (так в народе называли ОРТ – будущий Первый канал). Он возвращался домой после записи очередного эфира передачи «Час Пик», и ничто не предвещало беды, хотя сам Владислав Николаевич, будто бы пророча собственную погибель, в тот день произнес перед камерами следующие слова:

 

«Сегодня 1 марта, и я поздравляю всех с первым днем весны и со всеми надеждами – каждый из нас с весной связывает много надежд. А, как известно, надежда всегда умирает последней».

Именно это изображение  наблюдали телезрители в эфире в день смерти Владислав Листьева
Именно это изображение наблюдали телезрители в эфире в день смерти Владислав Листьева

Ну давайте не будем вдаваться в мистику, даже несмотря на то, что обстоятельства смерти Листьева до сих пор остаются невыясненными. Папочка с этим делом громоздким «глухарем» легла в архивы Главного управления Следственного комитета Москвы на Арбате, а в трагедии винили всех кого ни попадя. Были ли виноваты в этом бандиты, которым не удалось выкупить своим теневым конторам пару лишних минут эфира? Или же «заказ» киллерам поступил непосредственно от завистников из Останкино? И стоит ли исключать такое пространное понятие, как личные мотивы?

Как бы то ни было, с тех самых пор отечественное телевидение наконец-то перестало вариться «в собственном соку». Медиа-индустрия четко разделилась на телевизионщиков и продюсеров: первые – раздают эфирное время, вторые – заполняют его контентом. Коммерческим каналам стало в разы проще прорваться на ТВ, а лицензирование телепередач обрело более-менее твердую законодательную базу. Кроме того, теперь вещатели не только переворовывали форматы друг у друга и из забугорья, но и разрабатывали собственные шоу. Засилье политических обозревателей и социально важных передач обернулось нашествием развлекательных программ, нацеленных на более широкую аудиторию, в том числе и на детей. В эфире мелькают «До шестнадцати и старше…», «Угадай мелодию», «Куклы», «Городок» и «Царь горы».

закулисье современной программы "Время"
закулисье современной программы "Время"

Подошла к концу эра, когда телевизорами по всей России рулили «анархисты, игравшие на кремлевских нервах» и их приближенные. Социалистическое царство рухнуло, и все, кому не лень успели вдоволь потоптаться по его метафизической могиле, однако постсоветское пространство, что называется, «устаканилось». Некого больше порицать, незачем больше уходить в подполье. Здравствуй, новая реальность. Здравствуйте, лихое десятилетие без желчной политической чехарды. По крайней мере, в эфире ведущих каналов страны.  

Сегодня телевещание, несмотря на интенсивное развитие Интернет-технологий, охватывает более 90% населения России. О нашем досуге заботятся более 3200 телекомпаний, более 150 коммерческих каналов и укрепивших свои позиции государственных фирм, выросшие из останкинских пионеров из 90-х. Одни говорят, что телевидение подняло производство банальности с уровня ремесла до уровня крупной индустрии. Другие, что феномен мирового ТВ нельзя охарактеризовать иначе, как первой по-настоящему демократической культурой, доступной всем и каждому. Что же, сомневаться не приходится лишь в одном: в эпоху перемен и смены государственного строя именно телевидение стало одной из тех инстанций, что помогло молодой России найти свое место в большом и комплексном мире, свободном от социалистических догматов и плановой экономической системы.

СССР
2461 интересуется