Найти тему

Ялтинский период в жизни А. А. Ханжонкова

Автор - А. А. Бессолицын, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник. Центр экономической истории Институт российской истории РАН

Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945 гг.) по праву считается пионером в сфере российской дореволюционной киноиндустрии.

Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945 гг.)
Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945 гг.)

В деятельности Ханжонкова, как кинопродюсера, предпринимателя, учредителя торгового дома и акционерного общества можно выделить три относительно самостоятельных периода:

Первый – это деятельность Торгового дома «А. Ханжонков и Кo» (1906-1912 гг.), который занимался закупкой и прокатом в основном иностранных картин.

Второй – это деятельность Акционерного общества «А. А. Ханжонков и Кo» (1912-1917 гг.), которое сумело стать крупнейшим на российском кинорынке и к 1917 году контролировало треть этого рынка.

Последний третий период, который еще называют Ялтинский (1917-1920 гг. и 1926-1945 гг.) связан со строительством Ялтинской киностудии, которую он называл «Ялтинский Голливуд», попытками снимать фильмы в Крыму и окончательным переездом в Ялту в 1926 году.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) сохранились немногочисленные фонды, посвященные деятельности самого Ханжонкова и его акционерного общества. Кроме того, в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) хранится «Личное дело персонального пенсионера Союзного значения А. А. Ханжонкова», в котором собраны документы последнего Советского периода его жизни.

После Февральской революции 1917 года Ханжонков, будучи больным (хронический полиартрит), перебрался в Крым с тем, чтобы с одной стороны поправить свое здоровье, а с другой, попытаться организовать там кинопроизводство, тем более, что ситуация в Москве ухудшалась. Как отмечает сам Ханжонков: «После Февральской революции в кинопромышленности началась какая-то лихорадочная деятельность. Создавались новые торговые дома: «Кинопосредник», «Питер-фильм», «Бишов и Ширман», «Рессье и Блажевич», а за ними товарищества: «Обновление», «Свобода» и «Химера», которые просуществовали недолго и были поглощены крупным, вновь образованным предприятием «Нептун». Кроме того, начались забастовки рабочих на 8-ми кинофабриках, в том числе и на фабрике Ханжонкова. Все это подталкивало его к смене обстановки.

Однако, как известно, власть в Крыму после Февраля 1917 года также часто менялась. Только за период с начала 1918 г. по конец 1920 г. там сменилось не менее шести правительств и в ноябре 1920 года окончательно была установлена Советская власть. Понятно, что в таких условиях организовать кинопроизводство было практически невозможно. Ханжонков напишет в своих воспоминаниях: «Уже к концу 1919 г. кривая расцвета ялтинской кинопромышленности стала быстро падать. Продавать картины было некому. Эксплуатировать их также было негде, так как все ближайшие районы были охвачены войной». Это стало началом конца русской дореволюционной кинематографии.

После эмиграции из Крыма осенью 1920 года Ханжонков попытался организовать дело сначала в Вене, а потом в Берлине, но безуспешно и в конце 1923 года по приглашению заведующего Госкино Л. А. Либермана он возвращается в Советскую Россию. Его новым местом работы становится акционерное общество «Руссфильм», но вскоре Ханжонков назначается заведующим производством и директором фабрики «Пролеткино». Правда на этой должности он проработал также недолго. Как он позднее объяснял в письме к руководителю Советской кинематографии Борису Шумяцкому: «Предприятие это оказалось совершенно нежизнеспособно, мои предложения реорганизовать дело остались без результатов потому, и я в 1925 г. принужден был оставить эту службу». В 1926 году уже прикованный к инвалидному креслу Ханжонков был арестован по сфабрикованному делу о казнокрадстве. После того, как его показательно приговорили к 6 месяцам тюрьмы, а затем сразу же амнистировали в зале суда, но при этом лишили гражданских прав, он вынужден был покинуть столицу уже навсегда и переехать в Ялту.

После смерти первой жены – Антонины Николаевны (умерла 29 июля 1925 г. в Берлине), Ханжонков женится на Вере Дмитриевне Поповой (1892-1974 гг.), работавшей монтажницей на ханжонковской фабрике в Москве. В Ялте найти работу Ханжонкову не удалось, поскольку его киностудия была национализирована и на работу его не взяли. Он пытался писать сценарии, но ни один из них не был принят. Семья бедствовала.

Наконец, в июне 1931 года Центральная избирательная комиссия восстановила Ханжонкова (по его просьбе) в правах голоса с формулировкой «как работающего на улучшение кинематографии», признав эту работу общественно-полезной, а марте 1934 года Ханжонков напишет письмо Б. Шумяцкому, в котором обратится к нему за помощью, мотивируя это решение тем, что его положение «в моральном и материальном отношении стало невыносимо», поскольку после того, как в 1925 г. он вынужден был оставить службу его уже никто не привлекал к работе и, как он отметит: «… под гнетом такого несправедливого и ничем не заслуженного к себе отношения я нахожусь уже 10 лет и доведен до состояния, граничащего с нищенством». Он попросил Шумяцкого помочь ему «войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом».

Результатом данного обращения стало решение Центрального комитета профсоюзов кино-фото-работников, Комиссии по установлению персональных пенсий и Комитета по делам кинематографии о назначении А. А. Ханжонкову персональной пенсии в размере 350 руб. за личные заслуги и в связи с 30-летием деятельности в области отечественной кинематографии, а также за научные и литературные труды. Действительно, получение пенсии позволило Ханжонкову заниматься литературным трудом и в 1937 году издать первую часть своих воспоминаний под названием «Первые годы русской кинематографии».

Тем не менее, его жизнь в Ялте нельзя назвать безоблачной. После переезда в Ялту в 1917 году Ханжонков помимо строительства павильона Ялтинской киностудии, приобрел для себя и своей семьи 2-х этажный особняк на улице Боткинской 15, общей площадью 917 кв. м. Кстати сказать, Боткинская улица в дореволюционной Ялте была одной из центральных и красивейших улиц города. Ее украшали особняки, построенные по индивидуальным проектам. К сожалению, за годы Советской власти, да и за годы, когда Крым находился в составе Украины, эта улица в значительной степени потеряла свое очарование, прежде всего, в результате многочисленных перестроек, гаражей, металлических заборов и т.п.

Боткинская, 15. Современная фотография
Боткинская, 15. Современная фотография

После революции особняк Ханжонкова, как и его киностудия были национализированы, и они с женой вынуждены были ютиться в одной комнате коммунальной квартиры по адресу Севастопольская, 7. Правда у них был отдельный вход через проходную комнату, где жила еще одна пожилая женщина. Именно этот адрес был указан в Личной карте Ханжонкова, а также в автобиографии, написанной им 9 ноября 1938 года и хранящейся в его архивном деле. Пожалуй, единственным преимуществом данной квартиры, было то, что она находилась буквально в нескольких десятках метров от Ялтинской киностудии, где работала Вера Попова.

Севастопольская, 7. Современна фотография
Севастопольская, 7. Современна фотография

В этой автобиографии Ханжонков отмечает, что он женился 23-х лет на окончившей гимназию бедной девушке по фамилии Баторовская. Здесь он явно лукавит, поскольку его первая жена отнюдь не была бедной девушкой, а наоборот - Антонина Николаевна происходила из Московского купеческого сословия и по разным данным, то ли была дочерью губернского секретаря, то ли владельца магазина швейных машинок «Зингер» и являлась компаньоном Торгового дома «А. Хонжонков и Кo». В своих мемуарах Ханжоноков очень высоко оценивал заслуги первой жены, отмечая, что «моя жена также была избрана в члены правления, но не потому, что была близким мне человеком. По отзывам всех сотрудников нашей фирмы она была активным работником в деле и хорошо его знала, участвуя во всех стадиях его развития.

Антонина Николаевна Баторовская (первая жена А. Ханжонкова)
Антонина Николаевна Баторовская (первая жена А. Ханжонкова)

В октябре 1941 года началась оккупация Крыма немецко-фашистскими войсками и Ханжонков будучи больным человеком, прикованным к инвалидному креслу, вынужден был остаться в Ялте. В условиях оккупации пенсия естественно не выплачивалась, а киностудия, где работала жена Ханжонкова была эвакуирована, и она также осталась без работы. Как позднее напишет Ханжонков в условиях оккупации «ни я, ни моя жена не нашли для себя возможности нести какие-либо служебные обязанности, хотя она, как говорящая по-немецки, неоднократно имела предложения поступить в переводчицы. Такое состояние в течение 2-х с половиной лет привело нас к крайней бедности: чтобы как-либо поддержать свое существование мы принуждены были продавать или обменять на продукты все свои вещи. Мы хронически не доедали и очень ослабели».

Действительно в период оккупации немецкая комендатура проявляла интерес к личности Ханжонкова. Более того, у него пытались взять интервью. Корреспондент российской эмигрантской газеты специально приезжал в Ялту с этой целью, однако, сам Ханжонков от интервью отказался. Тем не менее, статья о нем вышла и немецкий комендант Ялты, узнав, что такой знаменитый человек загибается почти что в трущобе, велел переселить семью кинематографиста в его особняк на улице Боткинской 15, где ему была выделена квартира.

После освобождения Крыма от немецкой оккупации, вновь возник вопрос о восстановлении персональной пенсии, поскольку на оккупированной территории она не выплачивалась. 3 мая 1944 г. Ханжонков пишет новое заявление в Наркомсобес по вопросу восстановления пенсии. Эта пенсия была восстановлена, но пока шел процесс ее восстановления, Ханжонкову был выделен так называемый «продлимит» в размере 300 руб., а также единовременная денежная помощь в размере 1000 руб. Кроме того, в ноябре 1944 г., уже после восстановления пенсии Ханжонкову, его жена Вера Дмитриевна получила карточку и 3 тыс. руб. единовременного пособия.

После смерти Ханжонкова (26 сентября 1945 г.) Совнарком Союза ССР распоряжением от 1 декабря 1945 г. сохранил Вере Дмитриевне Поповой персональную пенсию как жене умершего кинодеятеля Ханжонкова пожизненно.

Вера Дмитриевна Попова (вторая жена А. Ханжонкова)
Вера Дмитриевна Попова (вторая жена А. Ханжонкова)

В июле 1944 года Ялтинский городской совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет провели совещание советско-хозяйственного и профсоюзного активов с целью определить ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками в Крыму. На этом совещании, в качестве уполномоченного Кинофабрики СССР (Ялтинская киностудия) присутствовал и А. А. Ханжонков. В принятом по итогам совещания Акте об ущербе, отмечалось: «Здание фабрики в основном сохранилось. Сожжены лишь жилой дом и некоторые подсобные помещения, все оборудование было заблаговременно вывезено в 1941 году в Москву. В настоящее время там работает 18 чел. Никакой массовой работы не производится».

Ялтинская киностудия. Административный корпус
Ялтинская киностудия. Административный корпус

Это было последнее участие Ханжонкова в деятельности основанной им кинофабрики. Вскоре (26 сентября 1945 г.) в возрасте 68 лет он ушел из жизни и был похоронен на старом Ливадийском кладбище, однако, позднее его прах был перезахоронен в Ялте в некрополе на Поликуровском холме, где покоится большое количество российских знаменитостей.

Сам А. А. Ханжонков, несмотря на то, что часть его проектов не реализовались в полном объеме, был несомненно личностью государственного масштаба и совмещал в одном лице предпринимателя и кинодеятеля. К сожалению, на здании Ялтинской киностудии до сих пор нет таблички с именем ее основателя.

Могила А. А. Ханжонкова на Поликуровском кладбище
Могила А. А. Ханжонкова на Поликуровском кладбище

Наука
7 млн интересуются