Отвечаю на ваши вопросы.
Вопрос № 1. А какой эффект дает нейрокоррекция у Вашего ребенка?
Рассусоливать про пользу не люблю, отвечу фактами.
1. Прицельно нейрокоррецией я занялась на карантине, весной прошлого года, когда сыну было 4. И первая задача была не что-то там улучшить, а убрать нежелательную физическую активность. Я уже писала, что самая главная проблема у моего ребенка - проприоцептивный поиск. Такие дети не будут спокойно играть в углу, пока вы занимаетесь своими делами. Вас сотни раз безжалостно и очень больно потыкают, потрогают потянут, по вам попрыгают, разбросают игрушки и вещи и т.п. На карантине, когда мы сидели дома, было хуже: сын все жевал, лез к родителям, хватал их за лицо, уговоров не слушал.
Как иллюстрация: я на несколько дней сгрузила сына мужу, чтобы сделать генеральную уборку. Ребенок так достал мужа, что он разбил свой телефон об стену и разнес нашу веб-камеру молотком...
После того, как мы организовали сыну физическую активность и вообще наладили режим занятий, нам стало намного легче.
Сейчас специальные упражнения из этого блока:
Что сделать, если ребенка считают сумасшедшим или хулиганом: советы нейропсихолога
...снижают нежелательную активность ребенка примерно на четверть. Но эффект не закреплен: только на время занятий. Мало это или много???
Смотрите сами. Ребенок без упражнений вышел на площадку:
- пнул кучу шишек, мы получили замечание от папы девочки, которая эти шишки собирала.
- залез на "запятки" качалки, где сидела другая девочка, получили втык от бабушки девочки.
Сын зарыдал от замечаний. Ушли с площадки.
С упражнениями нежелательная активность начинается позже, ребенок успевает поиграть с детьми, его можно приструнить замечаниями и т.п.
То есть самый главный бонус, это относительно спокойная жизнь для меня, и возможность общения для ребенка.
Я замечала, что дети-аутисты в виду их проблем с общением нуждаются в структурированном режиме дня, выстроенном родителями и регулярных занятиях. Это полезно не только для их развития, но также дает их семьям и окружающим нормально жить. Когда ребенок занимается, не только спортом, чем угодно, мы "дрессируем" его волю, делаем его более внимательным к инструкциям и замечаниям людей, даем возможность общаться с людьми в приемлемом формате, даем ему сенсорное насыщение.
Есть другой блогер "Аутизм и школа", который описывал свою домашнюю ситуацию примерно такими же словами.
2. У ребенка проблемы с физическим развитием. Небольшие и неочевидные, но некоторые движения, которые должны быть в норме, у него отсутствуют. Вот нет и все. Нейрокоррекция заполняет эти пробелы. Например, у нас было чудное задание: палкой провести предмет через препятствие. Позже, я за заметила, что сын использует палку, чтобы подтянуть к себе предмет. Кидать и ловить мячик мы его учили с нуля.
Мы стали значительно ближе к спорту. На самокате, даже на трехколесном, сын катался плохо, я возила за руль. После занятий начал гонять и даже трюковать, подражая старшим мальчикам. Кое-как катается на четырехколесном велосипеде. Катается на коньках, правда за руку. После всех этих физкультурных экспериментов сам встал на лыжи.
Как сын достал всех в гостях, но за 1 день научился кататься на лыжах
Занимается физкультурой в садике, обращаю ваше внимание, что занимается, а не срывает уроки, как было до этого. Ходит в бассейн, выполняет указания тренера, быстро учится. Раньше посещение бассейна было просто невозможным: выл, орал, ревел.
Бонусом - улучшился иммунитет. Болеем раз в 1,5 месяца. До этого - каждые 2 недели.
3. Неочевидные бонусы. Улучшилось понимание речи (понимание развернутых сложных инструкций), навыки игры, т.к. мы вводили в задания игровой элемент. Напомню, что у сына сенсорная алалия, речь в 2 года он почти не понимал и не говорил.
4. Контроль веса: диета из пирожков и бутербродов, характерная для ребенка с РАС, дает о себе знать, тем более, что в нашем случае жир откладывается специфически: ниже пояса. Физическая активность помогает держать вес.
5.Ожидаемые бонусы: хочу за год до школы немного подкрутить эмоционально-волевую сферу ребенка с помощью нейрокорреции. Список упражнений здесь:
Истерики и гиперактивность у ребенка: что мне посоветовал нейропсихолог
Это то, что видит своими глазами просто мама ребенка, а теперь более грамотный фидбек от читательницы.
Вопрос № 2. А как Вы заставили ребенка заниматься?
Терпением и трудом, а также разбиванием сложных задач на более простые, физическими подсказками, т.е. не просто показываю, а ставлю в нужную позу, сгибаю, руки и ноги. Чем занимаюсь и сейчас. Например, сын не любит упражнение "крокодил"/"тачка". Когда я сказала, что в такой позе он будет складывать пазлы, он ревел, тогда я дала ему коробку и сказала положить в позе "крокодила" кубики в коробку. Когда он это освоит, вернемся к пазлам. И "кошечку" я сына ставила руками, и двигала его коленями, пока не понял, как в такой позе ходить.
Хочу также сказать, что у нас нет какого-то сверхприлежания у сына и педагогических способностей у меня: первые две не недели с новым сетом сын хихикает, сопротивляется бесится, но потом привыкает. После занятий выдаю вознаграждение: сладости или мультики. Когда сын не слушается, спрашиваю в лоб: "Мы будем есть мармелад?" "Мы будем смотреть "Малышариков?".
Статья канала про мотивацию:
Зимний спорт освоен: спасибо гопникам, Оле и тортикам
Вот, например, разбиение на 3 этапа наших занятий по уровне сложности. На самом деле их было 4, но один я не вкладывала в интернет, т.к. новых упражнений было немного.
1. Тренажеры из гречи: занимаемся спортом дома
2. Так просто? Упражнения для снижения аутостимуляций
3. Что сделать, если ребенка считают сумасшедшим или хулиганом: советы нейропсихолога
Методы АБА-терапии, которые позволяют ребенку овладевать спортивными навыками описаны мною здесь:
Шейпинг:
Игры для развития эмоционально-волевой сферы + шейпинг
Цепочки поведения:
Как научить ребенка одеваться, ходить на горшок и т.п.
Вопрос 3. Имеет ли смысл заниматься нейрокоррекцией со школьником?
В идеале нейрокоррекция относится к замещающему отногенезу, т.е. поиску и восстановлению этапов, которые ребенок в аутизмом, ЗПР, СДВГ или сенсорным дефектом пропустил при рождении. Например, ребенка учат следить глазами за кусочком печенья. И начать коррекцию в 1,5-2 годика было бы идеально, но...
Дети с проблемами сенсорного и физического развития - очень неудобные ученики.
Обычно сначала их ведут к логопеду или АБА-тераписту, чтобы наладить минимальное сотрудничество, научиться слушать и понимать речь, имитировать, а в 4-6 лет уже начинается нейрокорреция.
Позже - можно, просто нейронная сесть у ребенка старшего возраста перестраивается не так эффективно. В идеале цель нейрокорреции - перевести детей на спорт. Нормально развивающийся ребенок примерно в год может ездить на пушкаре, а в 2 года - на беговеле. В 5 лет он уже вполне может ходить в спортивную секцию и кататься на двухколесном велосипеде. Бассейн, танцы, футбол, единоборства - все это мальки уже в состоянии делать. В этом же возрасте они встанут на лыжи и коньки. И будут заниматься в группе/в компании и слушать маму/тренера. Ребенок с особенностями ничего такого не может и не умеет. Там все жидко в плане физических возможностей, и в плане поведения. Цель нейрокорреции - заполнить эти дыры.
Так что если ваш школьник ходит в спортивную секцию и у него там получается - прекрасно, пусть ходит. Спорт это ключик ко многим гиперактивным детям. Например Вася, сын моей знакомой с аутичными чертами, - нейротипичный гиперактивный ребенок, Васю записали на дзюдо. Матери и бабушке стало с ним полегче. Саша с аутичными чертами ходит на футбол, это его успокаивает.
Но... для детей с разными сенсорными проблемами рекомендуются разные виды спорта.
Я считаю, что если ребенок взрослый, его все равно лучше отвести на консультацию к нейропсихологу и поискать эти слабые места. Из моего личного опыта: я - человек очень неметкий, спорт в школе помогал мне развиваться психически, но не научил ездить на велосипеде и кидать мусор в корзину :) Это я научилась делать уже в институте, когда увлеклась танцами и стрельбой.