Найти в Дзене
Лунная программа

История Туринской плащаницы. Часть первая

Оглавление

Для тех, кто совершенно не в теме, поясню, что такое "Туринская плащаница". Туринская плащаница - это кусок льняной ткани размером приблизительно 4,4 на 1,1 метра, который хранится в церкви итальянского города Турин. Духовенство и энтузиасты, занимающиеся исследованием этой ткани, утверждают, что она служила посмертным саваном ... Иисусу Христу. На ткани еле заметно изображение человека. По мнению Церкви. это изображение Иисуса Христа, появившееся там нерукотворным образом, и ткани сейчас более 2.000 лет.

Туринская плащаница
Туринская плащаница

Собственно, Туринской эта ткань (плащаница) стала лишь после того, как оказалась в церкви города Турин. Отсюда - "туринская". И таковой она была только последние 450+ лет.

Но историю этой плащаницы следует начать с первого века, хотя, судя по данным радиоуглеродной датировки, она была создана лишь в 14-м веке.

В Евангелиях есть несколько моментов, которые могут касаться посмертного обряда, связанного с Иисусом Христом.

...Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. (Св. Евангелие от Иоанна 19:38-42)

В этом отрывке говорится о пропитывании савана благовониями, что не подтверждается иудейской традицией погребения. А про саван сказано вполне конкретно - "обвили" пеленами (как бинтами).

И далее в Евангелии от Иоанна:

"Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. (Св. Евангелие от Иоанна 20:3-7)

Здесь снова говорится о двух погребальных предметах - пеленах (типа бинтов) и платка для покрытия головы. Вспомним это, когда будем говорить о Плащанице, как единственном погребальном одеянии Иисуса. По Иоанну, пелены были обвиты вокруг тела, а плат был на голове. Изображение на Плащанице могло быть получено лишь, если тело положили на одну часть ткани и накрыли другой. Расходится с Евангелием от Иоанна. Хотя, правды ради, автор этого Евангелия свидетелем событий не был, вообще не был апостолом. И датируется Евангелие концом первого века, то есть, написано спустя лет 70.

О том, что Плащаница - это пелены, которыми обвивают, сказано и в Евангелии от Матфея:

"Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (Св. Евангелие от Матфея 27:57-59)

В иудейском погребальном культе для облачения покойника в последний путь употреблялись два куска материи. Один - длинный, для заматывания всего корпуса и ног, который назывался "Синдон". В церковно-славянском издании Библии "Синдон" переводится как "Плащаница". Другой - меньший, которым заматывали голову, назывался "Сударион" ("судАрь" или "Плат").

Есть в Евангелиях еще одно упоминание погребального обряда:

"... не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. (Св. Евангелие от Луки 23:51-56)

И здесь сразу возникает проблема. Богатый господин из Аримафеи взял около 100 литров благовоний (или как надо понимать эту фразу про "литр ста"), пропитал пелены, омыл Иисуса, обвил пеленами. Женщины все это видели, но... придя домой "приготовили благовония и масти". Для чего? Они же видели, что Иисуса омыли и умастили более чем достаточно. И как они, придя домой, могли что-то приготовить? Ведь евреям категорически запрещалось что-либо делать в субботу. Для непосвященных - у евреев суббота начиналась в пятницу с заходом Солнца. Село Солнце - началась суббота. Брось все свои дела и отдыхай. Закон! А здесь женщины приходят домой и начинать готовить масла.

А еще интереснее у Марка:

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца… (Св. Евангелие от Марка 16:1,2)

Женщины знают, что Иисуса помазали по всем законам. Но они все равно готовы идти и покрывать его ароматами. И почему-то покупают в по прошествии субботы эти ароматы, хотя по Луне, они их приготовили в пятницу вечером. Если мы читаем евангелия по отдельности, звучит складно, но если сравнивать...

Откуда все эти противоречия? Для тех, кто впервые сталкивается с этим явлением, скажу, что в Евангелиях таких противоречий очень много. Очень, очень, очень много. Есть два подхода к проблеме противоречий. Первый - пытаться найти объяснение во что бы то ни стало и согласовать противоречия. На это уходят сотни страниц. Этим заняты теологи-апологеты. А есть второй путь - признать, что противоречия действительно есть. Авторы могли не знать о чем пишут, могли что-то исказить, могли придумать, могли ошибиться. Это более простой и понятный вариант. Опять-таки - бритва Оккама.

МОЖНО ЛИ БЫЛО ЗАБРАТЬ ПЛАЩАНИЦУ?

Казалось бы простой вопрос. Плащаница осталась на месте погребения, апостолы взяли ее и сохранили для потомков. Но это нам все так просто. А мог ли иудей взять что-то с кладбища? Но сначала всем вопрос. А вы принесете домой цветы с могилы? Думаю, таких будет немного. У нас так не принято. А у иудеев в те времена (да и сейчас), принести что-либо с места захоронения не просто нельзя, это страшный грех! Человек становится нечистым:

"Я Господь. Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мёртвого..." (Левит 22)

Если уж сам Бог запрещает касаться чего-либо от мертвого, то кто бы решился взять Плащаницу из гроба? Никто!

"К мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. По очищении же такого еще семь дней надлежит отсчитать ему". (Иезекииль 44:25,26)

А в средние века, когда начал процветать культ реликвий, об этих заповедях (законах) уже не помнили. и уж точно не собирались соблюдать. У христиан были свои традиции. Но дело в том, что апостолы были иудеями, а не христианами! Для кого-то это прозвучит дико, но это так. Христиане это конец первого века в лучшем случае. А ученики Иисуса были иудеями, подчинялись всем законам иудаизма, ходили в Храм, читали священные тексты. Не Евангелия, их еще не было. Не могли они взять погребальную ткань из гроба и хранить у себя как святыню. Это анахронизм.

А помните, что по Евангелию от Иоанна Плащаницу (пелены) пропитали маслами смирны с алоэ? Туринскую плащаницу изучали в 1978 году. Никаких следов масел на ней не обнаружили. Вообще никаких. Со временем исчезнуть они не могли бы. Ткань Туринской плащаницы свободна от каких-либо следов смирны или алоэ.

А упоминали ли источники первых веков о том, что христиане поклоняются реликвиям в виде предметов казни Иисуса или костям? Нет. До 4 века никаких поклонений реликвиям, никаких плащаниц и крестов.

Поклонения мощам и реликвиях приходит с четвертого века и далее только усиливается. А в первом веке в этом не было необходимости. Первые последователи христианского учения (учения Павла, если кому так больше нравится) "сидели на чемоданах". Готовились к скорому концу света. Зачем бы им понадобились предметы страданий Иисуса?

А с IV века начинается рост поклонения святыням. Открывают "гроб Господень", достают крест, гвозди, обретают мощи "святых". Объекты поклонения становятся ценными, их начинают искать. В конце концов, рост спроса приводит к росту фальсификаций. Количество "щеп" Креста приобретает фантастический масштаб. Так же происходит и с гвоздями. А количество предметов человеческого тела отдельных святых превышает положенное по анатомии их количество. Каждая церковь стремилась обзавестись какой-нибудь реликвией, предметом поклонения верующих. Крестовые походы привели к еще одной волне реликвий в европейских церквах. Участники походов возвращались домой, везя с собой ценные предметы, которые им продавали на Святой Земли ловкие мошенники.

Плащаницы заняли почетное место среди обязательных предметов поклонения. Это были куски плотной ткани с нарисованным или вышитым изображением Иисуса, лежащего в гробу (саркофаге). На подлинность они не претендовали. Но были и такие, которые заявляли о том, что именно они являются подлинными. В средние века таких "подлинных" плащаниц было около сорока. Были и лицевые платы. Самые известные из них - лицевой плат - "плат из Овьедо" - кусок ткани, хранящийся в испанском городе, и Плащаница из Турина.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Первые паломники в Святую Землю писали о тканях, в которые было завернуто тело Иисуса, когда его положили во гроб. Но про изображения на ткани не писал никто. Изображения на плащаницах стали появляться после 9 века с начала иконопочитания. Появились и другие изображения, такие, как "Плат Вероники". Помните - Плат из Манопелло?

В истории живописи очень важным является "провенанс" старинной картины. То есть, ее происхождение: история написания, хранения, нахождения. Если просто кто-то придет в музей с картиной Ван Гога, то ему скорее всего не поверят. Об этой картине должно быть упоминание. Была такая-то картина с таким-то сюжетом. а потом была утеряна. Вот она. Это понимали фальсификаторы, и сами создавали картинам провенанс. Или искали подходящее упоминания о написании какой-либо картины, которая не существовала, и ее создавали. Если кто смотрел прекрасный фильм Джона Бэдема "Инкогнито" (1997) с Джейсоном Патриков в главной роли, тот поймет о чем идет речь.

Плащаница Иисуса тоже имеет свой провенанс: говорят, что погребальную ткань сохранила жена Пилата, или погребальные одежды спрятал апостол Фаддей или Иуда Иаковлев. И они были потом найдены крестоносцами в городе Эдесса (современная Сирия), или ткань находилась в Антиохии, откуда она едет вместе с крестоносцами во Францию. Не одна Плащаница, десятки, если не сотни плащаниц. И многие претендующие на подлинность. Была ли среди них "туринская"? Судя по радиоуглеродному датированию, нет. До ее обретения оставалось еще лет 300!

ПЕРВОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ

Многочисленные плащаницы из Эдессы, Антиохии и Константинополя это скорее из области преданий. Историческое появление ткани, ставшей впоследствии Туринской Плащаницей происходит в 1347 году во французском городке Лире (Lirey). В церковь посмотреть на "подлинные погребальные одеяния Иисуса" потянулись многочисленные паломники. Благосостояние церкви резко возросло. На куске ткани был изображен мужчина со спины и с лица. Головой к центру. Обертывание Иисуса таким полотном исключалось. Для того, чтобы получить изображение, ткань должна была быть положена под тело и натянута сверху. Паломникам сообщали, что ткань привезли уже давно, и что лишь сейчас ее выставили на обозрение. Тут был и рассказ о рыцаре-крестоносце, и Константинополе, и о тайном вывозе во Францию. Одним словом "провенанс".

В 1349 года после окончания эпидемии чумы и в условиях продолжения Столетней войны граф Джоффри де Шарни обратился к папе Клименту VI с просьбой: “в ознаменование удачного побега графа из английского плена, избавления французов от только что закончившейся эпидемии чумы” построить в Лирее каменную церковь в честь святой Девы Марии и в благодарность Святой Троице, и разместить в будущем храме имеющуюся в собственности дома де Шарни Плащаницу Иисуса Христа”. Де Шарни писал, что он владеет той плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе. Как эта Плащаница “из Константинополя” попала к де Шарни, граф не сообщил. Но в то время ходили слухи, возможно, созданные самим графом, что Плащаницу он приобрел ... у рыцаря-крестоносца (это звучало убедительно - во время 4-го крестового похода рыцари захватили Константинополь и разворовали все его церковные святыни)

Но скорее всего именно в это время и была создана священная ткань. 14 век. Это прекрасно согласуется с радиоуглеродной датировкой, которая была сделана в 1988 году.

В 1355 году в каменной церкви Пресвятой Богородицы городка Лирей на поклонение паломникам была выставлена Плащаница. Граф выпустил в честь этого события медальоны. Один из них и сейчас можно увидеть на стенде Клюнийского музея истории в Париже.

Photo Copyright RNM
Photo Copyright RNM

Узнаете характерное изображение ткани с телом мужчины с двух сторон головами к центру? Если кто-то помнит изображение Плащаницы, то на ней есть места от пожара 16-го века. На этом медальоне следов от пожара еще нет. Этот медальон, хранящийся ныне в парижском историческом музее, единственный, дошедший до нашего времени. Он был найден под парижским Мостом Менял (“Pont-au-Change”), соединяющим Сите с правым берегом Сены в 1855 году. Обронил медальон или умышлено бросил, вероятнее всего, паломник, вернувшийся из Лире. Примерно в это же время было найдено еще несколько аналогичных медальонов, посвященных другим реликвиями.

"В Лирей хлынули паломники, а с ними и доходы графскому дому де Шарни, что совсем не понравилось Его Преосвященству Генри, епископу города Труа, в церковной юрисдикции которого находилась лирейская церковь. Как только епископ Генри удостоверился в справедливости слухов, он в том же 1355 году обратился с Окружным епископским Посланием (D'Arcis Memorandum) к верующим своей епархии, в котором объявляет будущую Туринскую плащаницу фальшивкой и приказывает святотатственную подделку убрать из храма. Священнослужители церкви в Лирее подчинились приказу своего епископа только наполовину: они убрали плащаницу с глаз верующих в серебренный ковчег (в раку), но продолжали выставлять ее на поклонение своим прихожанам только перед Пасхой в Страстную пятницу, - в день смерти и погребения Иисуса Христа. Епископ Труа не имел ни права, ни физических возможностей принудить графа Де Шарни к четкому исполнению предписаний своего Послания, Меморандума" писал знаток истории плащаницы Евграф Дулуман (ныне покойный)

1356 год. Граф Джофруа де Шарни убит в бою с англичанами при Пуатье. Через месяц вдова графа, обратилась к регенту Франции с просьбой узаконить наследство ее мужа за его сыном Джофруа Вторым. Был выдан соответствующий декрет и, таким образом, вместе с имуществом своего отца его сын стал владельцем и Лирейской, будущей Туринской, Плащаницы.

1389 год. Епископ города Труа обратился к авиньонскому папе Клементу VII с донесением и описанием Плащаницы, которая имеет на себе двойное изображение тела мужчины – сзади и спереди; что изображение выполнено художником – “искусным мастером” своего дела. Епископ Пьер также сообщал, что автор рисунка на плащанице признался в содеянном, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. Он информировал Папу также о том, что Лирейская плащаница пользуется почетом у местных верующих и паломников. Епископ начал интриговать в верхах светской власти, предлагая им изъять у де Шарни Плащаницу в пользу королевского двора. Но лирейцы трижды отбивают попытки забрать Плащаницу силой.

1390 год. Папа Клемент VII пишет ответное письмо епископу Генри, в котором приказывает ему его под страхом отлучения от церкви держать в секрете тайну создания Плащаницы. В тот же день папа обращается с письмом к графу де Шарни, в котором дает разрешение на выставление в храме Плащаницы, но только с условием, что верующим при этом обязательно будет объяснено, что это – не погребальные одежды Иисуса Христа, а только… напоминание о них.

И светскими, и церковными властями Лирейская плащаница официально признается частной собственностью дома графа де Шарни. На нее уже не претендует ни королевский двор, ни католическая церковь

1398 год. Умирает граф Джоффри Второй де Шарни, и плащаница переходит в собственность его дочери.

1418 год. Настоятель лирейской церкви изымает Плащаницу из хранилища. Плащаница никогда больше не возвращается в Лирей. С семейством наследников Шарни-Роше плащаница побывала практически во всех странах Западной Европы. После бегства из Лирея Плащаница выставляется наследниками по Европе только раз в году, как правило, по праздникам Святой Троицы.

Владельцы Плащаницы во время своих разъездов по Европе ни разу и нигде не говорили, что принадлежащая им плащаница – это подлинный саван, в который было завернуто тело умершего Иисуса Христа. В то время в каждом католическом и православном храме была своя Плащаница. В этих условиях было опасно заявлять о подлинности. Плащаницу представляли как семейную реликвию. К тому же во время объезда Европы, владельцы Лирейской плащаницы выставляли свою реликвию и там, где в местных храмах были уже и свои не менее “подлинные” погребальные одежды Иисуса Христа.

1460 год. Умирает Маргарита де Шарни и завещает Плащаницу своим внучатым племянникам. Очередная владелица плащаницы выходит замуж за герцога Луи Савойского, который и становится законным владельцем Плащаницы по наследству. Луи Савойский предлагает настоятелю храма в Лирее выкуп за плащаницу и постоянную ренту. Савойские своих обещаний так и не выполнили.

1461 год. Папа Павел II по ходатайству влиятельного дома Савойских постоянным местом пребывания их реликвии объявляет Святую Часовню в Шамбери. С этого времени будущая Туринская плащаница называется плащаницей Лирея – Шамбери. Но плащаница не задерживается в Шамбери и продолжает путешествовать по Европе.

1482 год. Леонардо Да Винчи оставляет Флоренцию и в качестве гостя герцога Людовика Сфорца проживает долгих и плодотворных 18 лет в Милане. За это время в Милан с плащаницей несколько раз приезжают члены семейства Сфорца. Леонардо Да Винчи внимательно присматривается к плащанице, по просьбе владельцев – тайно реставрирует ее. (о причастности Да Винчи к созданию Плащаницы написано в переведенной на русский язык книге Линн Пикнетт и Клайва Принса «Туринская Плащаница)

14 апреля 1503 года, в день Страстной Пятницы перед Пасхой герцог и герцогиня Савойские выставили свою Плащаницу в торговом зале дворца правителя Фландрии Филиппа Красивого. Сопровождающие Савойских три епископа в своих проповедях впервые стали заверять богомольцев, что погребальные одежды Иисуса Христа подвергались испытанию: их якобы жгли на костре, вываривали в масле, несколько раз подвергали кипяченой стирке, но, как записал придворный дома Савойских “никак невозможно изменить или удалить изображения лица и отпечатков тела Иисуса на полотне”.

В 1516 году по просьбе короля Франциска I с Туринской Плащаницы сделана первая копия для одной из церквей Франции. В настоящее время известно три старых копии Туринской плащаницы.

В 1532 году в пожаре сгорает часовня в Шамбери, повреждается Плащаница. Реликвия находилась в ковчеге за четырьмя крышками, деревянные из них сгорели, а металлические накалились. Капли расплавленного серебра попали на ткани плащаницы, края ее обуглились.

1534 год. Монахини католического ордена клариссинок очищают и реставрируют пострадавшую в пожаре Плащаницу, шьют для нее два покрывала: шелковое и золотое.

Вот на эту реставрацию и начали ссылаться верующие в подлинность плащаницы, когда в 1988 году датирование показало ее средневековое происхождение. Они заявили, что части плащаницы, взятые для датирования, были на самом деле искусными заплатками, сделанными монашками.

1536 год. Плащаница выставлена в Милане. Видевшие ее прежде замечают и открыто говорят, что Плащаница значительно пострадала от пожара 1532 года.

14 сентября 1578 переезд плащаницы в Турин – резиденцию савойских королей – встречается орудийными залпами. С этого дня Турин стал постоянным и почти безвыездным местом пребывания семейной реликвии дома Савойских. В церковный обиход начинает внедрятся название “Туринская плащаница”. Группа католических епископов во главе с туринским кардиналом Чезаре Боромео дают торжественное заверение, что Туринская плащаница – подлинный погребальный саван Иисуса Христа, и что она никак не пострадала от пожара 1532 года..

1647 год. Для поклонения Плащанице в Турин прибыли десятки тысяч паломников. Во время богослужения в кафедральном соборе и вокруг него толпой молящихся задавлены насмерть десятки паломников.

Плащаница содержится в королевском дворце, где во время торжественных или важных семейных и государственных событий выставляется в зале для гостей. Иногда по изволению королей она выставляется в городском соборе для поклонения верующим, иногда показывается толпам молящихся в полном развернутом виде с балкона королевского дворца.

1868 год. Принцесса Клотилда Савойская решила заменить черное шелковое покрывало Туринской Плащаницы на малиновую тафту, изготавливаемую в Турине. Воспользовавшись этим, духовник принцессы монсеньер Гастальди, впоследствии туринский архиепископ, впервые начал внимательно изучать и измерять Плащаницу. Он установил, что она изготовлена на основе добротного хлопкового полотна размерами: 410 сантиметров в длину и 140 сантиметров в ширину (13 футов длины и 4 фута ширины).

Далее следует 1898 год. Первая фотография Плащаницы, первое серьезное изучение. Но об этом в продолжении.

А пока мы можем выделить следующие моменты:

1. евангельские рассказы о погребении Иисуса вступают в противоречие друг с другом

2. древний погребальный иудейский обряд говорил о пеленах и лицевом плате. Плащаница никак этому не соответствовала.

3. никаких сувениров на добрую память апостолы не посмели бы взять с места погребения

4. во времена Крестовых походов бизнес по изготовлению "святынь" процветал. Изготавливали все, что только желали купить крестоносцы и увезти домой. И плащаниц было очень много.

5. Реальная историческая дата появления Туринской плащаницы известна. Это 14 век.

6. История донесла до нас сведения о признании мастера, изготовившего Плащаницу

7. Церковное руководство строга настрого приказало называть Плащаницу лишь "иконой", но никак не подлинным саваном Иисуса

8. Плащаница много "путешествовала". Это важно знать, когда встанет вопрос о цветочной пыльце на ее ткани

9. Плащаница как погребальный саван Иисуса приносила реальный доход тому владельцу, чьей собственностью она была.

-3